Вы здесь

Кто увековечит память Игоря Лученка?


Имя белорусского композитора, народного артиста БССР и СССР, Почетного гражданина города Минска Игоря Лученка вписано в историю отечественной культуры его многочисленными произведениями. Мелодии песен, среди которых «Мой родны кут», «Спадчына», «Алеся», «Жураўлi на Палессе ляцяць», «Майскi вальс» и многие другие, узнаются слушателями разных поколений c первых нот. К сожалению, в 2018 году в возрасте 80 лет маэстро ушел из жизни.


Чтобы увековечить память композитора, Министерством культуры был объявлен конкурс эскизных проектов надгробного памятника. Жюри остановилось на работе авторского коллектива скульпторов Ивана Миско и Александра Финского, а также архитекторов Виктора Крамаренко и Юрия Мамлина. Окончательный вариант эскиза, в котором учли и замечания, и пожелания семьи Игоря Лученка, утвердили в этом году в конце ноября. В нем перед нами Игорь Лученок — такой, какой был в расцвете сил, такой, каким его и запомнили поклонники.

— Нам хотелось видеть Игоря Михайловича вдохновенным, каким он был всегда, когда писал, выходил на сцену. Ведь в такие моменты он якобы становился другим человеком. Мне очень хотелось, чтобы в его образе показали это состояние творчества, — говорит жена композитора Александра Лученок.

Если взглянуть на эскиз, убедишься, что скульпторам удалось передать замысел. Конечно, у каждого будет свое восприятие, независимо от того, оцениваете ли вы работу как профессионал или как простой зритель. Но когда я смотрю на скульптурную композицию, где голову композитора обволакивает, словно крыло, нотная строка, меня впечатляет прежде всего его взгляд. Кажется, маэстро и вглядывается в тебя, и одновременно напряженно ищет в пространстве нужный мотив. Потом уже начинаешь анализировать детали... Например, обращаешь внимание на ноты. А это не просто элемент декора — а фрагмент мелодии «Мой родны кут». Его Игорь Лученок любил использовать, когда давал автографы.

— Работая над эскизом, мы учитывали пожелания семьи и коллег Лученка относительно того, как должен выглядеть Игорь Михайлович, а также анализировали его многочисленные фотоснимки разных лет. И везде он разный. Поэтому эту работу не следует рассматривать как фотодокумент, так как это обобщенный образ композитора, музыканта, который имеет свое настроение. Здесь читается вдохновение, внутренний творческий полет, — делится скульптор Иван Миско.

Ивана Акимовича связывает с Игорем Лученком большую дружбу, которую не раз вдохновляла скульптора творить с натуры. Например, он делал наброски бюстов композитора и снял маску его правой руки, а вот снять маску с лица так и не успел, так как важно было найти правильный момент и настроение…

В творческом союзе создателей надгробного памятника скульптор Александр Финский — фигура тоже неслучайная, ведь, как отмечает сам творец, с Игорем Лученком они, считай, земляки. Еще он создавал памятную доску, которую в свое время установили на доме в Марьиной Горке, где композитор жил с отцом.

— Для меня эта работа особенная тем, что Игоря Михайловича я считаю своим марьиногорским земляком. Именно там композитор провел свое детство, взрослел и формировался как личность, поэтому и считал то место своей Родиной, — рассказывает скульптор. — И для меня было честью привести к созданию памятника этому великому человеку. Что касается фрагмента мелодии, то у меня есть книга с песнями, которую Игорь Лученок когда-то подписал, и там как раз и записан его рукой ноты песни «Мой родны кут». Я сразу предложил взять его факсимиле этой фразы, и все согласились.

То, что Игорь Михайлович был уникальный мелодист, знают все. А мелодия — это же основа любого музыкального произведения, поэтому и в композиции памятника она — очень сильный символ того многогранного и богатого творческого наследия, которое оставил нам Игорь Лученок. Сейчас работа над памятником продолжается. После того как сделают формовку, эскиз пойдет на завод, где его одольют из воска, и тогда скульпторы будут прорабатывать вариант памятника в воске и в бронзе. Готовый памятник будет установлен на могиле композитора на Восточном кладбище в Минске.

Сегодня также остается актуальный вопрос о том, как будет увековечена память Игоря Лученка в столице и на его родине. Появится ли, например, парк или улица имени композитора — а может, откроется специальный фонд? Иван Миско констатирует — пока инициативы на эту тему никто не проявляет:

— Была создана комиссия по увековечиванию памяти Игоря Лученка, которая ни разу не собралась и не озвучила никаких предложений. На малой родине, например, их ждут, однако прозвучат ли они, и кто это сделает?

Елена ДРАПКО

Фото Анны ЗАНКОВИЧ

Название в газете: З воску, бронзы i мелодыi

Выбор редакции

Общество

Белорусский Красный Крест продолжает оказывать помощь во время пандемии и других чрезвычайных ситуаций

Белорусский Красный Крест продолжает оказывать помощь во время пандемии и других чрезвычайных ситуаций

Около миллиона человек получило поддержку в виде продуктовых наборов, ваучеров, которые можно было «отоварить», денежных средств, доставки продуктов на дом, а также простого разговора по телефону «горячей линии» со специалистом.

Общество

Мотивация через геймификацию, или как работают механизмы игры в образовании

Мотивация через геймификацию, или как работают механизмы игры в образовании

Известно, что игра способна захватить все внимание человека и не отпускать ее долгое время.

Общество

Как военные на захваченном немецком автомобиле прорывались к партизанам и спасли людей от расстрела

Как военные на захваченном немецком автомобиле прорывались к партизанам и спасли людей от расстрела

Наш давний друг — житель Большой Берестовицы-Михаил Москальчук прислал нам очередной интересный рассказ, который был записан со слов отца Михаила, Василия Москальчука.

Общество

Елку можно рубить, но нельзя сжигать в печи. Чем опасны хвойные деревья и что с ними делать, особенно после праздников

Елку можно рубить, но нельзя сжигать в печи. Чем опасны хвойные деревья и что с ними делать, особенно после праздников

Ели, вывезенные на мусорные полигоны, во время гниения выделяют в среду вредные вещества не хуже пластика.