Вы здесь

Анна Селук: главную оценку творчеству дает аудитория


Уметь сочинять мысли в тексты, которые потом оживут в сопровождении музыки красивой песней, умеют точно не все. А вот у нашей героини то получается на отлично, причем независимо от того, к какой теме она обращается. Об этом свидетельствуют и композиции ее авторства в репертуаре многих, кстати, не только белорусских, артистов, и награды. Новый творческий год для поэта-песенника Анны Селук начался с присуждения ей специальной премии Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства, а на недавней «Песне года — 2023» творец победила в номинации «Автор года». Нет сомнений, что это только начало большого пути, а вот об обратной стороне творчества мы попытались расспросить в интервью.


— Анна, поздравляю вас с наградой. Скажите, меняется ли восприятие творчества и себя в нем, когда сделанное тобой замечают и отмечают?

— Большое спасибо! Конечно, когда тебя замечают и отмечают то, что ты делаешь, — это очень приятно, но и ответственно. Сразу начинаешь думать, как оставаться достойным этой награды и впредь. А вот восприятие себя никак не меняется. Потому что, на мой взгляд, чрезвычайно редко люди делают что-то в творчестве ради наград. Поэтому получил награду, удивился, порадовался — идешь дальше работать.

— А если вы осознали, что написание текстов для песен — это то, чем вам нравится заниматься на постоянной основе?

— Если понятно, что мои песни могут нравиться людям и откликаются в их сердцах. После того, как в 2022 году увидела, что на концерте многие в зале плакали во время исполнения Викторией Алешкой песни «Мама», как люди встали на песни «помните». Пожалуй, именно такие моменты дали мне веру в то, что я делаю что-то полезное и нужное.

— Сколько времени вам нужно для написания текста песни и зависит ли это от тематики?

— Каждый раз по-разному. Некоторые песни рождаются за 10-15 минут, а некоторые вынашиваются месяцами. И сказать точно, от чего-то зависит, сложно. Здесь много факторов оказывают влияние: и наличие просто свободного времени, и сложность темы будущей композиции. Да, возможно, песни по заданной тематике пишутся чуть более длительное время, потому что тогда нужен анализ уже существующих произведений, чтобы не повториться, и поиск каких-то новых идей и образов.

— С кем в первую очередь Вы делитесь радостью появления нового текста?

— Иногда — с семьей, а бывает, делюсь с артистом, для которого эта песня предназначена, либо первым слышит ее композитор. Однако случается и так, что просто откладываю написанный текст в сторону на какое-то время.

— Скажите, как не потерять творческий пыл, когда создаешь тексты для песен на постоянной основе? Сложно ли автору не повторяться?

— Хороший вопрос. Я его сама себе тоже задаю. Кажется, что однажды темы и рифмы могут закончиться. Хотя их на самом деле не так и много, особенно если говорить о лирических песнях. В общем о любви давно уже все сказано и спето. Иногда, конечно, ловлю себя на повторениях и стараюсь всячески их избегать. Однако я заметила, что каждый автор имеет свой набор образов и их отражение в словах. Хорошо это или плохо — сказать сложно. Полагаю, здесь главную оценку дает аудитория.

— На каком языке вам легче писать?

— Чаще и легче пишу на русском языке. Но иногда появляются мысли, которые могу выразить только по-белорусски. Кроме того, в белорусском языке есть очень емкие слова, как, например, «сапраўды». Они сами по себе вдохновляют на создание песен.

— А по вашему мнению, что делает ваши тексты востребованными у самых разных артистов?

— Может, как раз то, что все они разные? Есть шутливые тексты, есть философские, есть патриотические и лирические. Каждый находит тот, который ему нравится и подходит. Мне кажется, для каждого автора его песни — словно дети. Очень важно, чтобы они жили, а не лежали на полке годами, исполнялись, нравились артистам и зрителям. Поэтому востребованность песен — самое большое счастье для автора.

— Сложно ли написать хит? Какие секретные составители у такого произведения?

— Честно говоря, я не знаю. Сейчас существует довольно много различных курсов по сонграйтингу, где обещают, что научат вас писать хиты. Думаю, определенная формула все-таки существует. Но в любом случае нужно, чтобы совпал еще целый ряд факторов: текст, музыка, аранжировка, личность исполнителя, где и когда песня прозвучит в первый раз и т.д. Поэтому при множестве песен, которые сегодня появляются, настоящий хит — явление одиночное и все более редкое, поскольку очень многие перенимают приемы друг друга. 

— Какие темы вам наиболее важно отображать и поднимать в текстах песен?

— Видимо, те, которые заставляют задуматься. И я очень благодарна нашим артистам, что они раскрывают такие темы в своем творчестве, не идут путем исполнения композиций исключительно развлекательного характера. Хотя таких в любом случае подавляющее большинство, и это хорошо. Однако есть ощущение, будто в обществе сформировался определенный запрос на настоящее: качественное исполнение, достойное поведение, правильные и важные слова.

— А что у вас появляется раньше: запрос от артиста или текст, который вы после предлагаете исполнителю?

— Всегда по-разному. С каждой песней и с каждым артистом я прохожу уникальный путь. В любом случае даже готовый текст после появления музыки к нему чаще всего меняется, потому что музыка диктует свои правила. То же и с артистами: какое-то слово, которое хорошо звучало бы в исполнении одного, не совсем подойдет другому, соответственно это может обусловить его замену в тексте.

— Сейчас очень много разговоров ведется о том, что многие артисты поют на один манер (мол, нет разнообразия тем, мелодий и т.д.). Каково Ваше мнение на описанную ситуацию?

— Да, действительно есть такое ощущение. Существуют определенные тренды, и когда кто-то один становится популярным, другие начинают подражать такую же модель подачи музыки и себя. И это тоже путь. Но, на мой взгляд, каждому артисту все-таки нужно пытаться найти и раскрыть свою уникальность.

— Важно ли вам, какая судьба складывается у вашего произведения после его ухода в руки композитора, аранжировщика и исполнителя?

— Да, для меня это очень важно. Как я уже отмечала ранее, для автора его произведение — как ребенок, поэтому всегда хочется, чтобы он хорошо и красиво выглядел и был достойно представлен. А главное, чтобы понравился людям.

— А кто ваши любимые поэты?

— Если говорить о классиках, то мне нравятся произведения разных авторов, нет кого-то конкретного. А вот среди современных выделяю для себя российского поэта Влада Маленко. Его читаешь и думаешь: «Ну как же круто и талантливо!»

— Песни каких исполнителей можно найти в вашем плейлисте?

— Может, я вас удивлю ответом, но музыку чаще всего я слушаю в машине, из тех плейлистов, которые предлагают радиостанции. Почему-то конкретному в этом смысле я не предпочитаю, потому что мне нравятся и разные исполнители, и разные песни.

— Чем наполнена ваша жизнь в перерывах между творчеством?

— Здесь у меня, скорее, все наоборот происходит: в последнее время творчеством занимаюсь в перерывах. А в остальном все, как у всех: работа, дом, семья. Просто темп жизни как-то сейчас ускорился, и количество дел постоянно растет.

— Тогда еще расскажите, в чьем исполнении мы услышим ваши песни в ближайшее время?

— У молодых талантливых исполнителей Леры Бернатович и Артема скоро выйдет песня «Код ДНК». Через пару месяцев должна выйти интересная дуэтная композиция Александры Мелех, но с кем, не буду раскрывать тайну. Еще несколько премьер и сюрприз мы запланировали с Викторией Алешкой. И Евгений Олейник с Юлией Быковой обещали скорую премьеру нашей совместной новой песни. Наконец скоро выпускаем первую совместную творческую работу с Жанетт. На самом деле, планов много, надеюсь, что все получится и результат понравится слушателям.

Елена ДРЯПКО

Фото из архива Анны СЕЛУК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.