Вы здесь

Понимать, что такое буллинг и как с ним бороться, учат школьников


Проект по предупреждению буллинга, психологического и физического насилия «Дружественная и поддерживающая среда в учреждениях общего среднего образования» продолжает работать на базе 26 школ Беларуси. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) реализовывает успешно зарекомендовавшую себя в Хорватии, Сербии, Черногории и Болгарии модель в партнерстве с Институтом психологии Белорусского государственного педагогического университета. Нужно ли это нам, выясняла корреспондент «СГ».


Игра в «четыре угла»

Во время занятий.

Мы посетили открытый урок в 10 классе столичной школы № 197. У подростков это были первые занятия по теме, а сам класс примечателен тем, что его сформировали из всей параллели. Таким образом прошлогодние девятиклассники пока не очень хорошо знают о существующих друг у друга проблемах, выяснять которые придется фактически с нуля.

Вели занятия сразу три волонтера-старшеклассника этой же школы. Начался урок с просмотра небольшого ролика про буллинг, после чего ученики поделились историями с травлей и обидами как из собственной жизни, так и из наблюдений за знакомыми.

— Все, что мы обсуждаем на занятиях, остается в пределах класса. У нас существует правило «стоп», когда вы можете прервать вопросы, которые вам неприятны. Придерживаемся методики бесценочных соображений: не осуждаем чье-то отношение, а также говорим только за себя, не употребляя выражения вроде «по нашему мнению», «мы решили» и другие, — познакомил с правилами поведения на уроке Николай ЛАДУТЬКО, волонтер проекта.

Стресс, эмоциональная подавленность, страх, боль, страдания — все эти эмоции, по мнению учеников, вызывает насилие. Именно о нем: физическое (толчки и драки) и психологическое (травля и насмешки) шла речь на уроке.

Чтобы разобраться, чем отличаются физическое и эмоциональное насилие, шутка и буллинг, десятиклассникам предложили поиграть в «Четыре угла». Школьникам озвучивали разные ситуации, и подростки выбирали один из четырех вариантов, к которым те относятся. Обсудили старшеклассники и ситуации, которые касались издевательств по поводу внешнего вида, высмеивания вероисповедания и этнической принадлежности, полного игнорирования одноклассниками, отбирания вещей и денег и других негативных проявлений школьной жизни. Школьники высказали и свои мнения относительно того, что они могут сделать, чтобы не допускать буллинга. «Не быть эгоистом», «быть искренними с собой и другими», «уметь слушать», «уважать друг друга», «учитывать мнения других».

Одной из самых полезных вещей, которые ученики приобрели после урока, стало не только осознание того, насколько важно противостоять буллингу, но и то, что они выслушали мнения и мысли друг друга, считают сами участники проекта. А еще они поняли, что необходимо избегать замалчивания проблемы и обращаться за помощью.

В этом классе уже сформировался свой «противобуллинговый костяк» из нескольких девушек, отстаивающих справедливость. «У нас общие идеи, схожие взгляды и даже почти одинаковые пробивные характеры», — смеются они. Школьницы поделились своими мыслями и восприятием нынешней школьной жизни:

— Такие занятия помогают услышать людей и понять их. В дальнейшем это меняет мировоззрение.

— Со временем на многие вещи перестаешь обращать внимание. То, что казалось волнительным пару лет назад, сейчас воспринимается по принципу «ну и что?». Сегодня у молодежи свое понимание проблемных ситуаций.

— Тема буллинга раньше не поднималась, и сейчас важно, чтобы каждый о ней высказывался. Мы уже почти взрослые люди, налаживаем отношения, стараемся вести себя нейтрально, спокойно решать проблемы.

— Пока мы делаем так, как чувствуем. Тем более что младшие на нас ориентируются. Мы советуемся и со взрослыми, как сделать лучше.

После каждого тематического урока активных школьников поощряют небольшими преезентами: тетрадями, браслетиками и значками с логотипами проекта. И это для учеников не просто красивые вещицы, а знак принадлежности к большому делу.

«Веселая рутина»

Важно, что волонтеры проекта, которые проводят занятия, — ученики старших классов этой же школы. Возможно, поэтому и школьникам гораздо проще раскрываться и высказывать свои мысли, рассказывать об обидах, думать, как реагировать на ситуации, ведь общение происходит на одинаковых правах. Сами же волонтеры скромно отмечают, что они просто проводники информации, а настоящие специалисты — педагоги и менторы из числа преподавателей БГПУ.

— Я выбрала для себя преподавательскую сферу и буду поступать в БГПУ. Пару лет назад ходила еще на факультатив по психологии, а нынешняя волонтерская деятельность мне помогает обогатиться практическим опытом, — объяснила свое желание быть волонтером Екатерина Васькович.

О проекте, который происходит в школе, «рассказывают» даже на ступеньках.

Ее тезка Екатерина Гележа — тоже волонтер. Она учится в педагогическом классе, хотя призналась, что ее мать была от этого не в восторге:

— Моя мама — дефектолог в детском саду, и она не очень обрадовалась моему желанию стать педагогом. Она по себе знает, как много времени отбирает работа, в том числе и с множеством бумаг, поэтому меньше времени остается семье. Однако я воспринимаю все это как «веселую рутину», получаю энергию от того, что могу помочь другим людям.

В общем родители воспринимают участие своих детей в проекте положительно и спрашивают, что нового и полезного те узнали, поделились школьники.

— Жаль, что раньше не было такой программы. Если бы у детей был шанс не замалчивать проблему, а говорить о ней, то не было бы во взаимоотношениях столько вопросов. Этот проект позволил посмотреть на себя сбоку, помог подросткам раскрыться. Возможно, кому-то это спасет жизнь в прямом и переносном смысле, — высказалась Ирина ИГНАТОВИЧ, педагог и мама шестиклассника, который сейчас учится в школе. — Дети изучают проблему, участвуют в ролевых играх, проигрывают ситуации. А еще во время разговоров вспоминаются все обиды, что накопились за годы учебы и которые никто не озвучивал. С началом проекта даже стало тише в школе, зато у его участников просто глаза горят.

«Противобуллинговый костяк»: Алина БЛИЗНЮК, Алина Малиновская, Анна ДОБЖИНСКАЯ, Каталина ЛАЗАНЕНКО, Марья САВУЛЬЧИК, Анна ПОТЕХИНА.

— К сожалению, проблемы буллинга существуют, причем в школах в разных странах. Проект учит детей быть неравнодушными, рассказывает, как исправлять сложные ситуации. Часто взрослыми агрессорами становятся люди, которые в свое время пострадали от травли и насилия, и нужно прервать этот круг. По опыту стран, где проект уже состоялся, я вижу, что он работает, — поделилась мнением Габриела АКИМОВА, заместитель представителя ЮНИСЕФ в Республике Беларусь.

Организаторы надеются, что со временем им удастся достичь поставленной цели: создать условия для того, чтобы все школы в Беларуси стали совершенно психологически безопасным местом.

О противостоянии буллингу в школе сразу предупреждают плакаты на входе.

Ирина СИДОРОК

Фото автора

Название в газете: Твой бяспечны асяродак

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.