Вы здесь

Как преодолеть фобию классической музыки?


Артем Шаплыко, профессиональный пианист, солист Белгосфилармонии, несколько лет назад открыл частную музыкальную школу «Артгранд». Он рассказал о том, какие новые знания пришлось получить и что главное, когда передаешь увлечение своей жизни другим.


— Расскажите, как и почему появилась школа? 

— Школа появилась одновременно и внезапно, и с конкретным планом, что можно сделать в этой школе и зачем она нужна. Так получилось, что я обратился к юристу с другими вопросами, так как работал как ИП, а он мне сказал: «Артем, тебе надо открыть школу, я все документы сделаю». И мы все подготовили.

Если говорить об идеях, то я понимал, что нужно дать людям альтернативу. У нас есть государственные школы и частные студии. В государственной музыкальной школе мне всегда не хватало какой-то свободы, чтобы ребенок мог выбрать себе репертуар, чтобы его не поджимали по срокам до экзамена, не ставили оценки. Систему государственного музыкального образования я прошел и как ученик, и как преподаватель.

В нашей школе не ставят отметок. Я всегда думал, что музыку очень сложно оценить, невозможно заставить ее полюбить. Поэтому обучение должно быть в первую очередь через восхищение и любовь.

Еще мы стремимся быть гибкими, чтобы ученики могли выбирать, что они хотят играть. Конечно, есть упражнения, которые нужно изучать для развития техники, чтения с листа, но это должно быть в совокупности с желанием ученика. Мы стараемся объяснять, для чего это делаем, чтобы желание появлялось. Если дети не хотят играть, можно с ними поговорить —и они захотят.

Музыка — это то, что невозможно посчитать, и то, что, по большому счету, необязательно в жизни. Чтобы научить ребенка музыке, нужен только метод пряника. Это идея, на которой появилась школа, она передается всем педагогам и ученикам.

— Частная школа — не только о музыке, но и о бизнесе. Чему пришлось учиться?

— Регистрация юридического лица, поиск помещения, поиск сотрудников — юриста, бухгалтера, педагогов, решение всех финансовых вопросов... Для музыканта, который не имеет ни юридического, ни экономического образования, ни опыта создания компании, это была совсем большая авантюра. Я 25 лет играл на фортепиано, а сейчас оказался в бизнесе. Только сейчас понимаю, насколько велика это была авантюра. То, как все началось, работает и развивается до сих пор, — на самом деле чудо. Конечно, я очень благодарен всем, кто был рядом и сейчас помогает. Этих людей множество, мы получали и финансовую, и информационную поддержку. Даже ученики и их родители, которые сейчас приходят, помогают школе, просто обучаясь.

Я тоже развиваюсь. Теперь понимаю, что такое бизнес-план, маркетинговые планы, как считать циферки, как снимать в аренду, договариваться, где заказывать рекламу. Хотя недавно мне показали обучающие программы начального уровня по бизнесу, и я понял, что это дико сложно. Я лучше буду играть на фортепиано и рояле.

Но не представляю школу как бизнес. Наша главная цель — образовательная, а не финансовая, не получение прибыли. И то, что по форме собственности мы — учреждение образования, значит, что не имеем права получать дивиденды, разделять на доли. Все деньги, которые получает школа, остаются в школе.

— Складывается впечатление, что в своей школе вы постарались исправить все, что мешало вам на музыкальном пути. Каким было его начало?

— У меня был двоякий опыт. Первые два года меня учила Татьяна Аврамовна Черноморец, которая сейчас преподает в моей школе. С ней я полюбил музыку еще больше. Такое начало музыкального путешествия нужно всем детям. Первые два года обучения самые важные. Если педагог кричит, это психологическая травма на всю жизнь. Так у меня случилось со вторым педагогом. Тогда я вполне мог сказать «хватит».

Те, кто сейчас приходит во взрослом возрасте учиться, — люди советского воспитания, и я в том числе. И первый вопрос, который они задают: «У вас хорошие педагоги, они не кричат?» Для меня дикость: как может взрослый человек подумать, что другой взрослый человек будет на него кричать?

Общество напугано классической музыкой, поэтому у нас полупустые залы в филармонии. Музыка — это целый мир, и люди, которые начинают учиться, заглубляются не только в исполнительское мастерство. У нас есть музыкальная литература, история, разбираем, что такое музыка в философском плане. Музыка сопровождает человека всю жизнь, в ней отражается история. И даже в повседневной жизни — в любом кафе — играет музыка. Поэтому музыкальный слух есть почти у всех, его отсутствие — последствия редкой болезни.

Приобщая к культуре, к музыке, мы должны понимать, что это помогает, развивает духовно. Я уверен, что если бы все в мире учились музыке так же, как учатся читать, конфликтов было бы гораздо меньше.

Говорила Дарья СМИРНОВА

Фото с сайта Белорусской государственной филармонии

Выбор редакции

Общество

Инновации в строительной науке. Как создать то, что никто до сих пор не создавал?

Инновации в строительной науке. Как создать то, что никто до сих пор не создавал?

Строительные идеи разрабатываются в лаборатории одного брестского ученого.

Спорт

Алексей Хатылев: От Пекина не стоит ждать быстрых секунд

Алексей Хатылев: От Пекина не стоит ждать быстрых секунд

Вскоре в Пекине зажжется огонь XXІV зимних Олимпийских игр.

Общество

Белоснежные мечты. Почему на Новогрудчине вытинанку называют выбиванкой

Белоснежные мечты. Почему на Новогрудчине вытинанку называют выбиванкой

Бумага стала отличной альтернативой дорогим ажурным тканям.