Вы здесь

Библиофильский этюд


В книге Олега Ласунского «Жизнь — как она была...» (Воронеж, 2021) в разделе «Житие провинциального книжника» читаю: «Во второе издание „Власти книги“ вошел материал, посвященный профессору Павлу Наумовичу Беркову. Он получился большим по объему, поэтому кое-какие подробности оказались за его рамками. Например, сокроговоркой сказано про библиографический указатель „Русское общество друзей книги (1920 — 1929)“ вышедший в Воронеже (1968).


А между тем он вызвал тогда большое волнение в библиофильских кругах: деятельность РОДК всегда привлекала к себе внимание книжников, а издававшиеся в ограниченном количестве экземпляров брошюрки, памятки заседаний и прочее давно превратилось в предмет собирательского вожделения. Однако отсутствие сводного реестра печатной продукции РОДК сковывало энтузиазм книжников. П. Н. Берков, уже готовивший свою „Историю советского библиофильства“, без колебаний согласился принять участие в предполагаемом проекте.» И далее: «Однако львиная часть библиографической работы выпала на долю москвича С. П. Фортинского. В 1960-х годах его имя пользовалось заслуженным авторитетом среди собирателей книжных знаков. Сергей Петрович обитал в большой коммунальной квартире, в доме на улице Чернышевского. У него был отдельный кабинетик, где он, величественный и недоступный, восседал в кресле, точно государь на троне. Холеная бородка на слегка одутловатом лице подчеркивала его значительность. Но стоило завести речь об экслибрисах, как сразу улетучивалась важность, и ученый муж превращался в азартного юношу (даже руки начинали дрожать от обиды и зависти, когда видел отсутствующий у него знак). Прекрасно оформленная коллекция экслибрисов, в специальных типовых папках с завязками, располагалась на полках тут же, за спиной хозяина. Сергей Петрович обожал производить эффект великолепием своего собрания: особенно гордился подборкой знаков, исполненных в технике „пуантилья“ рижанином А. И. Юпатовым...» 

Алексей Илларионович Юпатов (1911 — 1975) жил и работал в Риге (Латвия). В 1930-е годы учился в Латвийской Академии художеств. Был преподавателем. Начиная с 2029 года, создал более 400 экслибрисов в рисунках тушью для клиширования. 

Один из экслибрисов для С. П. Фортинского сделал В. А. Фролов. Гусиное перо в чернильнице, четкие линии штрихов, подсвечник с огарком, книга в переплете на застежке — или тетрадь для мемуарных записок, женский профиль вверху. А слева — розы за решетчатым окном... Эти и другие детали и впрямь вводят в мир минувшего. А на обратной стороне листа экслибриса я нахожу карандашную запись: «Для мемуарной литературы». Вадим Антонович Фролов родился 22 апреля 1926 года в Кемерове. После Великой Отечественной войны учился на скульптурном факультете Московского института прикладного и декоративного искусства. В 1953 — 1956 гг. работал художником в Загорском НИИ игрушки. Являлся членом Союза художников СССР. Болше всего работал в технике ксилографии. Оформлял детские книги, календари. И много внимания уделял созданию экслибрисов. Известен его экслибрис для собственной библиотеки — «Из книг Вадима Фролова». С оленёнком в центре. Вадим Фролов исполнил экслибрисы для Юры Вилинбахова ( в сюжете — крокодил сражается со слонёнком), Я. Бердичевского, Вологодской областной библиотеки имени И. В. Бабушкина, С. А. Вуль (на тему А. С. Пушкина), И. И. Киселёва, И. Д. Болотиной, П. Корнилова, З. П. Шеренговой, М. И. Чуванова, Ани Ивенской, Северодонецкой городской библиотеки, Е. Н. Минаева... 

На одном из экслибрисов С. П. Фортинского (с ним, как и с другими знаками для московского книжника мне предоставил любезную возможность познакомиться минский коллекционер Олег Судленков) — купола храмов, одинокое, лишенное листвы, дерево у входа в церковный двор. Над куполами — редкие штрихи, передающие тревогу в небе: то ли дождь собираюется, то ли просто по небу путешествуют молчаливые тучи. Автор экслибриса — Ашот Петрович Мамаджанян (1908 — 1994), художник-график, гравёр, заслуженный художник Армянской ССР. Занимался линогравюрой. Делал экслибрисы, рисовал плакаты. Создал более трехсот экслибрисов для артистов, инженеров, писателей, ученых. В основном применял технику цинкографии и при этом не ограничивал себя в выборе темы для минигравюр. Использовал в рисунке нациоанльные армянские мотивы. 

Читаем дальше у Олега Ласунского: «Насколько я понимаю, у Сергея Петровича шло никогда не прекращавшееся состязание с ленинградцем (ох, это вечное соперничество двух столиц!) Борисом Афанасьевичем Вилинбаховым. Два титана послевоенной экслибрисистики, они в немалой степени содействовали притоку новых сил к собирательству книжных знаков. Оба вели непрерывную переписку с коллегами по увлечению, стараясь соблюсти паритет при обменных операциях (сделать это было непросто, ибо каждый корреспондент не забывал о своей выгоде)». Еще один экслибрис — с руинами замка на высокой горе. И на первом плане — согнувшаяся от сильного ветра ветка или даже вовсе небольшое дерево... «Ex Libris С. Ф. » Автор — Е. Голяховский. 

Евгений Николаевич Голяховский (1902 — 1971) — московский книжный график. Родился в Тифлисе. Первоначальное художественное образование получил в Художественном техникуме в Краснодаре. В 1936 — 1937 гг. занимался гравюрой у В. А. Фаворского. В 1940 году окончил Московский государственный художественный институт имени В. И. Сурикова. Учился у А. И. Кравченко и И. Э. Грабаря. Оформлял книги, занимался станковой гравюрой. Первый экслибрис изготовил в 1929 году. Всего выполнил более 200 книжных знаков в технике ксилографии. Автор книжных знаков С. П. Юрчука, З. Гимпелевича...

«Сергей Петрович, — рассказывает Олег Ласунский, — успел еще застать многих бывших членов РОДК: они снабжали его мемуарными сведениями и содействовали в поисках ставшими весьма редкими РОДКовских изданий. Для воронежского указателя С. П. Фортинский описывал не только собственные экземпляры, но и те, которые находились в чужих коллекциях: главное состояло в том, чтобы собрать и сообщить молодому поколению друзей книги максимально полную на тот период библиографическую информацию.

Сергей Петрович до последней минуты не верил, что наш замысел осуществится: даже в Москве указатели по библиофильской тематике невозможно было выпустить. Воронежская попытка увенчалась успехом только потому, во-первых, что у меня были налажены связи с местной полиграфией, и, во-вторых, что саму идею поддержало руководство областной библиотеки им. И. С. Никитина, прежде всего заместитель директора по научной работе (и отчаянная книгочейка) Елена Даниловна Медведицына... Редакторские, издательские и типографские заботы я взял на себя. Разного свойства подводные камни удалось благополучно преодолеть, и указатель вышел громадным по нынешним представлениям тиражом (1500 экземпляров), причем частично на превосходной мелованной бумаге, которую я, как обычно, сам закупал в магазине канцелярских товаров. К сорока именным нумерованным экземплярам прилагалась симпатичная резцовая гравюра, оттиснутая и подписанная автором — Вадимом Антоновичем Фроловым (Москва). Мой личный экземпляр имел N 23: предшествующие номера принадлежали пребывавшим в здравии членам РОДК... Уже в первые несколько лет тираж каким-то образом рассосался, и на долю нынешних неофитов библиофильства остались лишь те экземпляры, которые, впоследствие естественной убыли первовладельцев, вовлекались в бесконечный процесс книговращения...»

Наверное, правильным было бы несколько слов сказать о том, кто же он — Сергей Петрович Фортунский, кроме того, что являлся страстным книгособирателем, страстным коллекционером экслибрисов... Сергей Петрович родился в 1906 (по другим сведениям — в 1902) году, умер в 1971-м... Юрист, экономист, профессор. Кандидат юридических наук, доктор экономических наук. Преподавал в МГУ, Академии МВД. Печатался в таких научных, общественно-политических изданиях, как «Бухгалтерский учет», «Социалистическая законность» и др. Автор книг «Судебно-бухгалтерская экспертиза», «Основы судебно-бухгалтерской экспертизы», «Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы» и др. 

Сергей ШИЧКО

Выбор редакции

Гороскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

Львам придется повторять пройденное и исправлять ошибки.

Молодежь

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Даниил Савеня: Музыка из моей жизни точно не уйдет, я живу ей

Победитель «Фактар.by» — о детстве, музыке и популярности на шоу.