Вы здесь

Работа с молодежью — не ради «галочки»


«Мы живем в непростое время и работаем в непростых условиях, но основная задача — обучение и воспитание детей и молодежи — должно обязательно выполняться. Для этого требуются ваш профессионализм, ответственное отношение к делу, а еще дисциплина и порядок. Только так может быть обеспечено успешное развитие ваших учреждений образования, отрасли и государства в целом, — подчеркнул в своем выступлении на итоговой коллегии Министерства образования заместитель премьер-министра Игорь ПЕТРИШЕНКО.


Вице-премьер констатировал, что в последние полтора года особенно остро обозначились проблемные и болевые точки в организации работы с молодежью, в первую очередь это вопросы идеологической работы. «Необходимо исключить формализм при проведении мероприятий с молодежью, не нужно делать это ради «галочки» или отчета. Необходимо наступать новые формы и методы работы, соответствующие современным реалиям, — подчеркнул он. — Особое внимание – студенческой молодежи. Работа с ней не должна быть формализована, важно не пропустить полезные инициативы, которые исходят от молодых, и начинать нужно с общественных объединений. Наша задача – направить энергию молодых в созидательное русло, а Локомотивом молодежного движения должен стать Белорусский республиканский союз молодежи. В Год исторической памяти необходимо агонизировать в студенческой среде проведение различных дискуссий и диспутов, чтобы сформировать у молодых людей чувство причастности к судьбе своей страны, чтобы те сделали необходимые выводы в процессе живого диалога поколений. Еще одно направление — общественно полезная деятельность хотелось бы чтобы студенческая молодежь была активнее задействована в строительстве общежития и других объектов Национального детского технопарка: это могут быть субботники или трудовые десанты. Возможно, студенты предлагают свои идеи — творческий потенциал молодежи нужно использовать по максимуму».

С 1 сентября текущего года вступает в действие обновленный Кодекс об образовании, напряженная работа над которым велась на протяжении нескольких последних лет. Он должен вывести на качественно новый уровень всю отрасль. Игорь Петришенко подчеркнул, что Министерство образования вместе с заинтересованными ведомствами должно обеспечить четкую и напряженную работу по внедрению всех инноваций. В этом вопросе важен комплексный подход, нужно устранить все имеющиеся недостатки в законодательстве и привести законодательные и нормативные акты в соответствие с новым кодексом и новыми правилами приема в учреждения высшего и среднего специального образования. Не менее важна широкая разъяснительная работа по новациям кодекса с учащимися, их родителями, педагогами и вообще в обществе. Проводить ее нужно так, чтобы абсолютно каждому все было понятно, чтобы не осталось никаких вопросов, а для этого в полной мере должен быть задействован потенциал СМИ, интернета и социальных мессенджеров.

Министр образования Андрей Иванец в своем выступлении на коллегии заверил, что система образования Беларуси будет спокойно функционировать и развиваться независимо от внешних факторов.

«На каждом из уровней у нас есть сегодня и успехи, и в тоже время определенные вопросы и проблемы. Если говорить об учреждениях дошкольного образования, то по стране этих учреждений достаточное количество. Но вопрос их шаговой доступности пока что остается нерешенным. Со стороны министерства мы предлагаем ряд подходов, которые позволят во многом решить эту проблему. Если говорить об учреждениях общего среднего образования, здесь мы видим, что уровень подготовки учащихся должен постоянно расти. Введение централизованного экзамена с 2023 года позволит нам сделать полный и всесторонний объективный анализ успеваемости наших учащихся по математике, русскому или белорусскому языку», — сказал Андрей Иванец.

По его словам, очень важно, что Беларусь интегрирована в международные образовательные платформы. «Такую, например, как РІЅА, которая дает возможность провести оценку уровня образованности наших учащихся. Результаты участия белорусских подростков в 2018 году в международном независимом исследовании показывают, что мы входим в ТОП ведущих стран мира, — отметил министр. — Очень важный вопрос — подготовки кадров в области профессионально-технического образования. Здесь мы ожидаем, что совместная работа с заказчиками кадров, организация деятельности ресурсных центров позволит нам существенным образом повысить привлекательность рабочих профессий. На уровне высшего образования серьезно стоит вопрос подготовки кадров высшей научной квалификации, практикоориентированные специалистов».

По словам руководителя отрасли, красной нитью через всю систему образования проходят вопросы воспитания патриотов нашей страны. Особый импульс воспитанию детей и молодежи должны придать мероприятия, посвященные Году исторической памяти. Эта тематика должна проходить красной нитью через каждый урок, каждую лекцию или воспитательное мероприятие в системе образования. И особая роль в решении этой задачи отводится дисциплинам социально-гуманитарного блока.

Министр образования сообщил, что проектом новой концепции оптимизации содержания, структуры и объема социально-гуманитарных дисциплин в учреждениях высшего образования предусмотрено изучение всеми студентами учреждений высшего образования новой интегрированной учебной дисциплины «История белорусской государственности». Ее содержание позволит через призму исторического контекста сформировать целостное восприятие белорусской государственности во всех ее проявлениях.

«Также в соответствии с поручением Президента организована разработка новой учебной программы для всех уровней основного образования по учебной дисциплине «Великая Отечественная война советского народа» и подготовка учебника по данной дисциплине. Убежден, что изучение обновленной дисциплины окажет значительное влияние на формирование у учащихся общественно-политической позиции по отношению к событиям и результатам Великой Отечественной войны, фундаментальным ценностям общества, сохранения исторической памяти», — отметил Андрей Иванец.

Еще одно важное направление работы – развитие вузовской исторической науки. «Хочу отметить, что историческая тематика сейчас приобретает исключительное значение в сфере информационно-психологического внешнего воздействия на белорусское общество и особенно на молодежь. Сегодня искажения исторического прошлого белорусского народа активно используются отдельными лицами, ангажированными СМИ и интернет-ресурсами в целях манипулирования оценками прошлого для нагнетания противостояния в общественном сознании. На мой взгляд, эффективной прививкой против такого рода деструктивной деятельности является широкое вовлечение студенческой молодежи в проведение научно-исследовательских работ по таким дискуссионным тематикам. Только опираясь на глубокое самостоятельное изучение исторической проблемы, используя фактологический материал, молодой человек сможет сформировать объективное понимание роли исторического события в процессе становления белорусской государственности», — подчеркнул в своем выступлении министр.

Касаясь абитуриентской темы, Андрей Иванец напомнил всем присутствующим, что, согласно новой редакции Кодекса об образовании, сейчас сняты ограничения на место нахождения организаций — заказчиков кадров. А, согласно новым правилам приема в учреждения высшего образования, с 2023 года увеличиваются объемы целевой подготовки, появляется возможность зачисления по результатам университетских олимпиад и многое другое. «Нам всем уже сейчас необходимо начинать самую активную работу с будущими абитуриентами, чтобы целевой набор в 2023 году был выполнен на 100 процентов. Времени на промедление у нас просто нет» — подчеркнул министр.

По его словам, еще одна проблема, решение которой лежит на плечах в первую очередь ректоров, — это укрепление кадрового состава вуза. «Сейчас принимаются меры по омоложению и повышению качества профессорско-преподавательского состава. Но очевидно, что этих усилий недостаточно. В вузах все еще наблюдаются определенные трудности, связанные с привлечением и закреплением молодых ученых, которые так нужны на преподавательской работе, — отметил руководитель отрасли.

Но важно, чтобы эта подготовка имела результат — защиту диссертаций. Нам нужны не просто проработанные темы, а новые методики, новая продукция, прорывные технологии. И, конечно, еще раз повторю, нам нужны талантливые преподаватели, кандидаты и доктора наук. Работа с молодыми учеными требует системной перезагрузки».

Надежда НИКОЛАЕВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.