Вы здесь

Образцы народного искусства хранят на традиционных нарядах Кореличского района


Восстановление традиционных народных костюмов белорусов — дело кропотливое, требующее особого внимания и заинтересованности. В Доме ремесел в Кореличах смысл работы ясен всем — воссоздать и сохранить, чтобы показать и передать навык нынешним поколениям.


Здесь традиционный костюм местных жителей собирался буквально по ниточкам — вышитые стройные ряды крестиков на плечах, рукавах и воротниках требуют долгих часов работы. На создание летнего праздничного костюма у мастериц из Кореличей ушел примерно год. Им с умением удалось восстановить национальный костюм района, который бытовал здесь в конце ХІХ-начале XX века. В Доме ремесел решили не останавливаться только на взрослом варианте и создали традиционный национальный детский костюм.

Копия взрослого

Каждый отдел ремесленной деятельности Гродненской области ставит перед собой задачу восстановить национальный костюм. Кареличчина в этом плане была одна из первых — еще четыре года назад были восстановлены мужской и женский праздничные крестьянские костюмы, которые носили на стыке XIX–XX веков. Через два года была закончена работа по созданию комплекта верхней теплой одежды. Когда работа над традиционными взрослыми костюмами была завершена, решили возродить также и детский традиционный костюм.

По словам Юлии Бояренко, заведующей отделом ремесленной деятельности «Кореличский Дом ремесел», все начиналось с определенной исследовательской работы. Хотя специалист замечает, что работники центра не являются научными сотрудниками, однако для дела пришлось прочитать множество научной литературы.

— Ориентировались на информацию из сборника белорусского искусствоведа Михаила Романюка, а также обратились к архивам Центра исследования белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, — рассказывает мастер о работе над детским национальным костюмом. — Оказалось, что примерно к семи годам дети ходили в рубашки до пола, а уже после считались взрослыми, поэтому их одежда становилась уменьшенной копией взрослого традиционного праздничного костюма.

Поэтому вышивка сделана по всем традициям, с сохранением символики, заложены узоры, обозначающие крепкую семью, продолжение рода, родную землю, здоровье, счастье и многое другое. Сами костюмы сделаны из натуральной льняной ткани, максимально приближенной по качеству и цвету к оригиналу.

Узорное наследие

В Доме ремесел отметили, что традиционный костюм белорусов сохраняет свое значение и сегодня в качестве сценического и этнического символа. В целом же, традиция ткачества считается великолепным наследием белорусского народа, которое несмотря на тяжелые исторические условия и лихолетья войн, веками обогащалось и совершенствовалось. В образцах народного искусства белорусы утверждали свой эстетический идеал, в которое вкладывали тонкий вкус и высокое мастерство.

К слову, только после 1940 года Кореличи и Кореличский район стали обособленной территориальной единицей. До этого Кореличский район находился в составе Новогрудского воеводства, где существовал Новогрудский костюм как традиционный комплекс Белорусской народной одежды Понемонья. Такую же одежду носили и в Слонимском и Лидском районах Гродненской области. Позже произошла переоценка ценностей, что сказался и на нарядах. Изменились представления об идеальных формах костюма, изменились и условия его создания. Кропотливая ручная работа постепенно уступила место швейным машинкам.

В нашем случае мастера во многом ориентировались на традиционные костюмы местности, которые находятся в Кореличском краеведческом музее, но отразили и свое видение. Само же понятие «костюм» включает белье, домашнюю и верхнюю одежду, головные уборы, обувь и аксессуары (пояса, перчатки, сумки, пряжки, пуговицы, ювелирные украшения и т. д.), которые в сочетании создают единый художественно-стилевой комплекс одежды конкретного исторического периода.

Мужской костюм кореличских мастериц представлен рубашкой, изготовленной из льняной ткани с лавсаном. На рубашке красуется вышивка «крестом», украшая манжеты, воротник и борт. Женский костюм также включает рубашку, сшитую из льняной ткани и украшенную вышивкой «крестом» на рукавах и борту. Юбка изготовлена из ручного тканого полотна домашней шерсти, которую, по словам Юлии Бояренко, пришлось поискать.

Традиционно мужчина носил пояс ручной работы. В Кореличском костюме он выполнен из ниток красного, желтого и цвета «василька». Считалось, что мужчина без пояса — «распоясанный». Выражение «распоясался» у древних славян означало потерять человеческий облик, отвернуться от своих предков и богов, вести себя неуважительно по отношению к окружающим, необдуманно, своими действиями подвергать себя и окружающих опасности. Обязательно нужно было иметь при себе головной убор, у местных жителей — соломенная шляпа.

Особое внимание на себя обращает убранство для головы в женском костюме — он выглядит как палатка. Это вариант довоенного времени, ведь позже эта вышитая узорами лента заменяется платком, поскольку на изготовление наметки требовалось большое количество материала.

Демисезонный вариант

В прошлом году мастера Кореличского Дома ремесел восстановили традиционный верхний строй конца ХІХ – начала ХХ в. Костюм, который удалось воссоздать кореличским мастерицам, можно назвать демисезонным вариантом верхней одежды.

Дело в том, что в Кореличском районе, да и во многих других регионах Беларуси, в мороз крестьяне неизменно носили теплый дубленку и меховую шапку-ушанку. А вот осенне-весенний вариант в разных местностях имел свои особенности. Самым расширенным была одежда типа «свита» прямого халатовидного кроя, к которому они логично относят сермягу, армяк, бурнос, бурку, халат, что характерно и для Новогрудского строя. Работницы Дома ремесел сами решили немного приталить и расклешить женское пальто, чтобы придать ему больше элегантности. На самом деле форма силуэта, ворота и пояса у крестьян и крестьянок практически не отличалась. В то время свиты по традиции шились из белого или серого сукна, или полусукна разных оттенков (коричневого, желтого, синего («синятины») и др.), которые, однако, не доходили до исключительно черного. Поэтому возникали трудности с поиском именно таких материалов в современных магазинах.

Более легкой задачей было восстановить декоративные элементы. Они часто выражались в праздничных свитах и шубках, которые искусно кроились, украшались шнурком, аппликацией, вышивкой. Праздничную одежду крестьянки богато отделывали шнурами, аппликацией. В Доме ремесел в Кореличах также решили сделать такие шнуры и украсить ими костюмы. На это ушло примерно пятнадцать метров рукодельного шнура. Не меньше хлопот вызвали и обычные пуговицы.

— Интересно, что пуговицы изготавливались вручную из дерева. Их дизайну особого внимания никто не уделял. Более зажиточные крестьяне могли позволить себе пуговицы из металла или кости. Мы проиграли стандартный вариант — вырезали их из дерева, — объясняет Юлия.

В целом же, специалист замечает, что об одежде женщин-крестьянок нашего региона имеются весьма скудные сведения. Иной раз детали костюмов приходится собирать по крупицам. И так, к слову, почти с каждым отдельным элементом. Поэтому такая работа имеет большую ценность.

Фото автора, sb.by, polymia.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.