Вы здесь

Житель деревни Костюковка Гомельского района Владимир Данченко два раза в своей жизни попал под смертельный огонь


Житель деревни Костюковка Гомельского района Владимир Данченко два раза в своей жизни попал под смертельный огонь: первый — когда служил в Афганистане в составе Ограниченного контингента советских войск, второй — во время работы в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС.


С честью исполнен долг

В Демократическую Республику Афганистан Владимир Данченко отправился добровольцем. Молодой майор и не думал, что его здесь ждет: тяжелое ранение, которое чуть не стоило жизни, и... любовь.

Несколько лет назад Владимир Данченко принял участие в проекте Гомельского районного историко-краеведческого музея «Время выбрало нас». Директор учреждения культуры Екатерина Воробей предложила воинам-интернационалистам принести фотографии (во время службы в армии и нынешние), поделиться воспоминаниями, а также оставить свою подпись на подробной карте Афганистана — расписаться напротив названия города или местности, где им пришлось служить. Гвардии подполковник Советской Армии в отставке Владимир Данченко расписался напротив слова Кабул.

Ничто из того, что пришлось пережить, из памяти не сгладилось, но о многом нельзя говорить даже спустя годы. Один офицер Владимир Данченко знает: наши военные проявили высокий уровень военной подготовки, сплоченность и героизм.

— Эта война в жарких песках Афганистана срывала и выносила все наносное и обнажала истинную сущность человека, — делится Владимир Данченко. — Здесь каждый понимал, что без поддержки товарищей может не выжить, поэтому слова «воинское братство» принимали истинное значение. И после возвращения на Родину многие не потеряли связь с однополчанами, остались друзьями и побратимами на всю жизнь.

Воины-афганцы неохотно рассказывают о боевых действиях, в которых принимали участие, — настолько тяжелые это для них воспоминания. Куда охотнее они говорят о том, что приобретала здесь большую ценность, — дружба и любовь.

— После тяжелого ранения и операции в больнице в Кабуле, когда врачи спасли мне жизнь, я попал на реабилитацию. Здесь и встретил будущую жену Татьяну, — говорит Владимир Данченко. — Только благодаря ей я поднялся на ноги.

В госпитале Владимиру Данченко вручили грамоту, подписанную легендарным командиром 108 мотострелковой Невельской дважды Краснознаменной дивизии генерал-майором Виктором Барынькиным. Эту награду, которую он получил в августе 1987-го, воин-интернационалист бережно хранит и гордится тем, что был признан одним из лучших офицеров дивизии.

— Наш комдив всегда предъявлял высокие требования к личному составу, строго следил за дисциплиной и боевой подготовкой, — вспоминает Владимир Данченко. — Может, поэтому потери в нашей 108-й мотострелковой дивизии были меньше, чем в других.

В Советский Союз офицер Данченко вернулся не один – его сопровождала старший сержант медицинской службы Татьяна, которая стала настоящим ангелом-хранителем. Кстати, они были не единственные, кто встретил вторую половинку в Афганистане. В этом году у пары Данченко два юбилея: осенью исполнится 35 лет, как Владимир и Татьяна познакомились в Кабуле, а 23 февраля десятилетие отметит их внучка Даша. «Двое детей подарили нам пока трех внуков, но мы с Татьяной Ивановной надеемся на большее», — улыбается Владимир Викторович. Кстати, сержант медицинской службы на родине продолжила стоять на страже здоровья земляков — трудовой стаж Татьяны Данченко в сфере здравоохранения насчитывает почти четыре десятилетия.


 

Горячее дыхание Чернобыля

Когда состоялась катастрофа на ЧАЭС, Владимир Данченко служил в Афганистане. После возвращения в 1988 году он был назначен заместителем командира окружного батальона дегазации и дезактивации в военном городке Околица. Буквально через месяц он отправился в район зоны отчуждения. Служить в опасной Чернобыльской зоне тоже вызвался сам.

— Место на границе Хойникского и Брагинского районов, где должна была базироваться опергруппа, находилось всего в четырех километрах от моей родной деревни Дубровное, — объясняет одну из причин своего решения Владимир Данченко. — Ежедневно мы выезжали в 30-километровую зону и проводили дезактивацию объектов, контролировали целостность ограждения и выполняли другие действия.

Когда при очередном замере полученной дозы радиации выяснилось, что уровень персонального радиационного облучения достиг предельно допустимой дозы, офицер Владимир Данченко покинул опасную территорию. Но месяц работы в непосредственной близости от реактора не прошел бесследно: еще совсем молодому человеку установили статью 18 ликвидатора ЧАЭС и группу инвалидности, связанную с Чернобылем...

Всем невзгодам вопреки

Владимиру Данченко пришлось бросить вызов судьбе в третий раз: вокруг кипела мирная жизнь, и он просто не имел права остаться на обочине. Молодой человек поступил на юридический факультет Гомельского госуниверситета имени Франциска Скорины.

— Я был самым старшим по возрасту студентом дневного отделения в университете, — с улыбкой вспоминает тот жизненный период Владимир Данченко. — Меня подгоняла одна мысль: Я семейный человек и должен обеспечить своей любимой достойную жизнь. Кроме того, Юриспруденция оказалась очень интересной и увлекательной наукой: заставляет много думать, анализировать и постоянно развиваться.

После окончания вуза воин-интернационалист и ликвидатор последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС более 20 лет работал по приобретенной профессии в различных госструктурах. Подполковник в отставке возглавлял Гомельскую городскую организацию Белорусского союза офицеров, был председателем ревизионной комиссии областной организации Союза. Поэтому к нему до сих пор за советом и юридической помощью обращаются ветераны войны в Афганистане и члены их семей. И всем Владимир Данченко помогает найти выход из трудной жизненной ситуации.

Ирина ГРОМЫКО

Фото Андрея ФЕОКТИСТОВА

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.