Вы здесь

Иван Шарай: «Это был наш долг»


Большую и насыщенную историческими событиями жизнь прожил девяностолетний ветеран Афганской войны (1979-1989) Витебского района Иван Алексеевич Шарай. Полный силы и жизненного оптимизма, он вспоминает свой военный путь под девизом «Никто, кроме нас!».


На судьбу Ивана Алексеевича выпали годы немецкой оккупации: в 1941-м ему было девять лет. В семье, где воспитывались еще пять братьев и сестер, без отца, ушедшего на фронт, выживали тяжело. Ваня был болезненный, слишком худой для своего возраста, и никто не верил, что он сможет встать на ноги, но внутренняя сила позволила ему схватиться за тонкую жизненную нить.

После войны получил специальность мебельщика, работал на строительстве Лепельского льнозавода, а в 1951 году попал на срочную службу в 104-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и был направлен в город Остров Псковской области. Там Иван Алексеевич отрабатывал навыки десантной подготовки и окончательно «заболел» небом, сделав сотни шагов в синь — выполнил 411 прыжков с парашютом! Теперь, правда, былые подвиги дают о себе знать: наиболее пострадал от строп позвоночник.

С 1963 года летчик стал служить в Витебской 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, куда его пригласил бывший товарищ по службе. Довелось Ивану Алексеевичу в 1968 году в составе советских войск принимать участие в чехословацких событиях. А в декабре 1979-го отделение старшего прапорщика Шарая ограниченного контингента советских войск было первое поднято по тревоге. Через несколько дней десантники приземлились в Кабуле. Взяли под свой контроль аэропорт, блокируя афганскую авиацию, сосредоточились в обозначенных районах города, получив задачи по блокированию основных правительственных объектов.

Старшина батареи отвечал за продовольственную безопасность своих бойцов, бесперебойное поступление боеприпасов. Не раз приходилось лицом к лицу встречаться со смертью, видеть рядом убитых товарищей. Сохранились в памяти Ивана Шарая «прочесы» деревень, где царили голод и бедность: малые дети спали на сене вместе с коровами.

Среди 50 ребят, которые были у батареи Ивана Алексеевича, встречались те, кто подрывал общий военный порядок, — приходилось перевоспитывать; были и те, кто сошел с ума от увиденного вокруг.

Вспоминает старшина, как погибали на войне не только от вражеских пуль, но и по личной глупости: четыре юноши курили в БТРе, забыв обо всех правилах пожарной безопасности. Вокруг — порох и горюче-смазочные материалы, один миг — и... Остаться в живых посчастливилось только одному. С ним через несколько лет Иван Алексеевич случайно встретится в Витебске, не сразу узнает бывшего десантника из-за страшных ожогов на лице...

Почти три года старшина Шарай воевал в Афганистане, а дома его ждала жена с двумя сыновьями... «Это был наш интернациональный долг, и мы как патриоты, преданные одному великому советскому государству, шли — по-другому нельзя было. И если бы сегодня мне приказали встать на защиту нашей страны, я, не задумываясь, поднялся бы по приказу», — делится Иван Алексеевич. На его кителе среди россыпи медалей — орден Красной Звезды.

Вернувшись на родину в 1982 году, наш герой еще некоторое время служил в 103-й бригаде и, имея за плечами 31 год выслуги, был уволен в запас.

Иван Шарай и сегодня, на 91-м году жизни, бодр духом: он сам занимается домашним хозяйством, читает без очков. Закаленный организм не задела и пандемия коронавируса, а значит, страстная любовь к жизни сильнее препятствий. Иван Алексеевич принимает активное участие во встречах с молодежью, является участником народного любительского объединения ветеранов войны в Афганистане «С болью в сердце» — все это хранит юношеский огонек в глазах воина-интернационалиста.

События, закончившиеся 34 года назад, ежегодно 15 февраля предстают в памяти Ивана Шарая — особенно возле памятника в агрогородке Октябрьская. Некогда ветеран стоял у истоков строительства этого поселка, здесь и живет, являясь живой легендой Витебского района, примером стойкости и мужества для подрастающего поколения.

Александра ГВОЗДЕВА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.