Вы здесь

Журнал «Мастацтва» отмечает 40-летний юбилей


Сорок лет назад, в январе 1983 года, вышел первый номер журнала «Мастацтва Беларусі». В 1992-м он поменял название, стал называться просто «Мастацтва», потом стал частью редакционно-издательского учреждения «Культура і мастацтва». Но по-прежнему выходит, дает слово творцам и критикам, рассказывает об истории белорусского искусства и его современном процессе. По случаю юбилея издания мы попросили высказаться о его известных деятелях культурного пространства.


Фото: pixabay.com

Надежда Усова, ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Беларуси: «Пересмотрев список своих публикаций за 40 лет, я выяснила, что начала печататься в журнале с 1990-го года. Как историк искусства я предложила редакции цикл работ по истории белорусского искусства конца XIX — начала ХХ в. И первая моя статья была о художнике Аркадии Астаповиче, который трагически погиб в первый год войны. За прошедшее время в журнале было напечатано около 50 моих статей. А поскольку в Беларуси не существовало до последнего времени музейного журнала, «Мастацтва» оставалось единственным изданием, которое совмещало в себе все функции. Журнал делал публикации по истории белорусского искусства, печатал произведения народных художников и их воспоминания (очень интересные Сергиевича, Громыко, Кашкуревича), а также изображал современные проекты, и представлял собой своеобразную хронику художественной жизни не только Минска, но и всей Беларуси. Наверное, не было юбилейной выставки заметного художника, на которую в журнале не появилось бы рецензии. Какое-то время издание даже было ВАКовским, публикации учитывались при защите диссертаций. Журнал всегда выпускал репродукции в цвете, и теперь, переворачивая старые номера, видишь, как постепенно меняется история белорусского искусства, и меняется качество самих репродукций — вначале они печатались на не очень хорошей бумаге, не в очень хорошем качестве, как постепенно становятся все более яркими, выразительными. Журнал становится современным, европейского дизайна. Он попадал не только в белорусские библиотеки, но как единственный белорусский профессиональный журнал по искусству стоял и на полках библиотек других стран. Самая знаменитые произведения нашего времени были представлены в этом журнале. Например,"Габелену века" народного художника Беларуси Александра Кищенко посвящена огромная статья с публикацией фрагментов произведения. Запомнилась большая публикация о выставке Язепа Дроздовича, отдельный номер был посвящен расширению площадей Национального художественного музея. Многие художники считали гордостью появиться в этом журнале. Знаю, что преподаватели мировой художественной культуры используют журнал «Мастацтва» — он имеет и большую образовательную функцию. Журнал есть в интернете, он оцифрован, стал доступным, и это очень важно, так как это популяризация белорусского искусства, и классического, и современного.

Иван Миско, народный художник Беларуси: «Сегодня очень важно, чтобы чаще выступали искусствоведы. Но очень важно, и чтобы они не варились в своем котле, чтобы тот же журнал «Мастацтва» приглашал скульпторов на круглые столы, на какие-то обсуждения. Ведь говорить об искусстве должны профессионалы. Вот обсуждаем скульптуру... Даем слово одному, второму, третьему... А основное не сказано. О чем нужно говорить? Про композиционное решение, пластику, пропорции, постановку, привязку к месту... Все это нужно хорошо знать. Потому что были случаи, когда даже Май Данциг, замечательный живописец, приходил к нам на отделение скульптуры, мы давали ему глину, он пытался лепить, и ничего не выходило. Он видел плоскость. Понимания объема не было. Или вот даешь архитектору задание: разработать проект памятника. Его научили, как ставить окно, как ставить дверь. А что такое — решить пластику в пространстве, его не учили. Поэтому мы, скульпторы, мало с кем сотрудничаем. И очень мало видим профессиональных статей о скульптуре. Обсуждать памятник, который только что открылся в бронзе, поздно. Нужно его обсуждать в момент проекта решения, в мягком материале. Критика нужна во время. Плохо, когда она уходит от людей, не имеющих отношения к искусству. Поэтому всегда ждем внимания к скульптуре от журнала «Мастацтва», который предназначен для высказываний профессиональных искусствоведов — такая критика нам очень нужна».

Глеб Отчик, председатель Союза белорусских художников: «Это тот единственный журнал, который действительно профессионально говорит об искусстве. Очень качественное издание, которое сегодня достойно отражает особенность нашей культуры. Все номера «Мастацтва», которые сегодня храню — это не просто панорама нашей культуры, это ее алтарь — ведь на страницах отмечено лучшее, особенное. Ценно, что у нас есть издание, которое по качеству своему впечатляет наших коллег из России, из других стран. Приятно, что они высоко оценивают и дизайн журнала, и наполненность. Безусловно, такое издание, профессиональное, презентабельное, необходимо.

Борис Крепак, заслуженный деятель искусств Беларуси: "Подумалось, что не каждое государство позволяет себе роскошь содержать такое презентабельное издание как журнал"Мастацтва«. Журнал, пространство страниц которого специально посвящено именно только Национальному художественному контенту. А в Беларуси такой, слава Богу, был, есть и, не сомневаюсь, будет!

Помню, как появился в продаже первый номер «Мастацтва Беларусі» — под этим названием он сорок лет назад выходил в свет. Для нашей художественной среды это был настоящий подарок! С тех пор я, конечно же, слежу за непрерывной творческой трансформацией журнала, этого действительно живого организма.

И свои первые публикации в этом издании тоже помню. Редактировал тогда журнал мой коллега, искусствовед Михаил Романюк. Я в то время работал в Союзе художников БССР оргсекретарем. И, разумеется, держал, как говорят, руку на пульсе событий в выставочной деятельности нашей творческой организации. Михаил Федорович как-то обратился ко мне с предложением взять развернутое интервью у народного художника Беларуси Андрея Онуфриевича Бембеля, возглавлявшего в начале 80-х Союз художников.

Так началось мое вхождение в изобразительное пространство издания. Все эти сорок лет и по сей день я, можно сказать, регулярно печатался в журнале: писал аналитические искусствоведческие статьи о выставочной деятельности, рассказывал о творческих судьбах художников не только белорусских, но и знаменитых творцов разных эпох и разных стран. Журнал, который в 1992-м году стал называться просто словом «Мастацтва», вышел тогда за тематические границы, так сказать, национальной «тутэйшасці». А еще более тесные контакты с этим изданием начались у меня на старте нового, XXI века...

...Так случилось, что Редакция газеты «Культура», в которой я тогда работал, располагалась вместе с редакцией «Мастацтва» на четвертом этаже здания по улице Чичерина, 1. Это был учебный корпус Академии искусств. Издания существовали по отдельности, но потом, в 2002 году, на их базе был создан медиа-холдинг «Культура і мастацтва», учредителем которого является Министерство культуры Республики Беларусь.

Именно в то время «Мастацтва» изменило свой внешний облик: начало выходить к читателю в полноцветном варианте на мелованной бумаге. Выиграли от того все — и читатели, и мы, авторы: качество иллюстративного изобразительного материала стало намного выше. Лично меня сейчас не огорчали изображения напечатанных произведений, которые раньше были слишком далеки от оригиналов.

В этом году в юбилейном, февральском, номере журнала «Мастацтва» есть также моя статья — начало серии материалов о жизни и судьбе народного художника Беларуси Александра Кищенко. Информационный повод — 90-летие со дня рождения выдающегося творца современности, которое будет отмечаться в мае.

Что бы хотелось пожелать сегодняшнему коллективу журнала-юбиляра? Прежде всего здорового творческого настроения на пути к золотому юбилею! Пусть и впредь «Мастацтва» наполняет духовную нишу общества неугасимым светом национального культурного наследия!"

Подготовила Людмила РУБЛЕВСКАЯ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.

Молодежь

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Алина Чижик: Музыка должна воспитывать

Финалистка проекта «Академия талантов» на ОНТ — о творчестве и жизни.

Общество

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Сегодня начинает работу ВНС в новом статусе

Почти тысяча двести человек соберутся, чтобы решать важнейшие вопросы развития страны.