Вы здесь

Накануне 70-летия Минского суворовского военного училища корреспонденты «Звязды» познакомились с его учащимися


Каждый суворовец знает поговорку: тот, кто не поступил в Суворовское училище, должен радоваться, а кто поступил, — гордиться. И с этим, как говорят, не поспоришь. Носить алые погоны способны далеко не все школьники. Серьезная образовательная и физическая нагрузка, дисциплина, отсутствие личного пространства и повседневной родительской заботы — выдержать особенности обучения с военным уклоном могут только целеустремленные, самостоятельные и стойкие подростки.


Конечно, не все из них доходят до финиша. Одни выпадают с дистанции в связи с ухудшением состояния здоровья, другие не выдерживают нагрузок. Некоторые вообще передумывают связывать свою жизнь с военной службой. Однако процент тех, кто отсеивается в процессе обучения, невелик. Большинство все-таки доходят до выпускных экзаменов. Практически все из них поступают в силовые вузы.

За пять лет обучения в Минском суворовском военном училище вчерашние дети становятся опытными, интеллигентными, самостоятельными ребятами. Убедились в этом и корреспонденты «Звязды», посетившие кузницу военных кадров накануне ее юбилея.

Адаптация — дело индивидуальное

В Суворовское училище поступают после шестого класса. Здесь вчерашние школьники продолжают усваивать учебную программу. Кроме того, для них излагаются специфические предметы, необходимые для становления будущих офицеров: молодые люди учатся правилам этикета, постигают азы бального танца и, конечно, военного дела.

Традиционно конкурс в Минское суворовское военное училище большой. Количество желающих одеть военную форму всегда превышает возможность учебного заведения принять новичков. В этом году в училище поступило около 600 заявок. По результатам медицинского освидетельствования и психологического отбора к экзаменам было допущено около двух сотен ребят со всей страны. В результате два месяца назад ряды суворовцев пополнили 104 вчерашних школьника. Все новоиспеченные обладатели алых погон мечтают об офицерском звании.

Несмотря на то, что первая четверть года уже завершилась, немногие из третьей роты, где учатся новички, привыкли к новой обстановке, жизни по графику и порядку во всем. Большинству не хватает родителей, их внимания и теплоты.

Как рассказывает помощник командира третьей роты по морально-психологической подготовке — психолог роты лейтенант Ольга Дроздова, именно этому аспекту в адаптации новичков офицерско-преподавательский состав училища уделяет особое внимание. «Адаптация у каждого проходит индивидуально, — отмечает психолог роты. — Кто-то адаптировался в течение недели — и уверенно стоит в суворовском ряду, с легкостью взаимодействует с товарищами. Кому-то и пяти лет мало, чтобы привыкнуть к обстановке и новому образу жизни. В среднем, адаптация у детей этого возраста длится полгода».

Как показывают наблюдения преподавателей и офицеров, практически все суворовцы очень привязаны к родителям. Поэтому для скорейшей адаптации им разрешается ежедневно поддерживать связь с родными. В вечернее время воспитанники училища связываются с ними или по мобильному телефону, или по таксофону. При необходимости не запрещается позвонить родным и в течение дня. Если для того, чтобы настроиться на учебный процесс, нужно услышать мамин голос, — никто не будет этому мешать. Однако по отношению к старшим суворовцам такие «плюшки» не работают.

В течение первой четверти обучения для новичков предусмотрены и еженедельные увольнительные. В сопровождении взрослых родственников им разрешается покинуть стены училища с пятницы до воскресенья — такая практика также в пользу адаптационному процессу.

— Одна из возрастных потребностей семиклассников — отделиться от родителей, — замечает Ольга Дроздова. — Детям, развивающимся в соответствии с возрастом, проще адаптироваться к новым условиям. Однако есть и те, кто очень тяжело переживает расставание с родителями. В таких случаях предусмотрена длительная индивидуальная работа на снижение эмоциональных проявлений. Без этого будет сложно самоорганизоваться и учиться.

Увольнение стоит заслужить

Артемию Алейнику повезло: он минчанин, а потому дома бывает каждые выходные. Но так будет не всегда. Возможность посещать родных еженедельно есть только во время обучения в первой четверти первого учебного года. После увольнение нужно будет заслужить. Если суворовец хорошо учится и с дисциплиной у него все в порядке, проводить субботу и воскресенье дома, за редким исключением, он может хоть каждую неделю.

Впервые в Суворовское училище Артемий попал будучи во втором классе — вместе с родителями он пришел сюда на День открытых дверей. Мама и папа хотели, чтобы он сам увидел, что учиться в училище непросто, а потому сознательно сделал выбор. После посещения учебного заведения желание носить алые погоны у школьника только усилилось. Тем более что с самого детства он мечтает достичь успехов отца, который является полковником Вооруженных Сил. Есть в чем равняться и на дедушек, офицеров запаса.

Артемий признается, что первые два дня в училище очень скучал по дому, родным. Случалось, что даже плакал. Однако ни разу не позвонил родителям с просьбой забрать его домой. Труднее всего парню было привыкнуть к распорядку дня. Дома, если есть такая возможность, можно подольше поспать, позже лечь. «Захотел поесть — пошел на кухню, в Суворовском же все по расписанию, — замечает воспитанник. — Правда, быстро привыкаешь и к этому. Тем более что кормят нас хорошо, четыре раза в день. Всего хватает, даже все и не съедаешь».

С другими суворовцами Артемий быстро нашел общий язык. После окончания училища он планирует поступать на авиационный факультет Военной академии.

А вот Иван Лайков мечтает стать военным врачом. Молодой человек родом из Могилева. О существовании суворовского училища, которое славится своим престижем, он узнал от бабушки. Однако того, что услышал, парню было мало — захотелось все увидеть своими глазами. И в ближайший день открытых дверей вместе с бабушкой они приехали в Минск. «Мне все понравилось, — вспоминает первое впечатление Иван. — Бабушка сказала, что летом будем тренироваться, чтобы поступить. Я был не против. Каждое утро просыпался, учился правильно и быстро застилал кровать, бегал вокруг дома».

Бабушка для Вани — самый близкий человек и лучший друг. Так сложилось, что маму и папу суворовца лишили родительских прав. Вся забота о троих внуках (у Ивана еще есть брат и сестра) взяла на себя бабушка. «Созваниваемся с ней каждый день, — говорит парень. — Она интересуется, как мои успехи. Я, в свою очередь, спрашиваю о брате и сестре».

Иван признается, что к серьезной физической нагрузке, как и к распорядку дня, он уже привык. А вот учеба дается не так просто. Неслучайно каждую свободную минуту он берется за учебники.

Кстати, дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, зачисляются в Суворовское училище вне конкурса. Таким образом, государство поддерживает эту категорию юных граждан. Также без вступительных испытаний в учебное заведение поступают воспитанники военно-патриотических клубов при воинских частях, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, дети военнослужащих, представителей других силовых структур, погибших или ставших инвалидами во время несения служебных обязанностей.

Каждый суворовец — под контролем

Несмотря на то, что учебная программа соответствует школьной (за некоторыми исключениями), такого понятия, как «класс», в Суворовском училище не существует. Вместо класса — взвод, вместо параллели — рота.

За каждой ротой закреплены командир, его помощник по морально-психологической подготовке, старший офицер-воспитатель, офицер-воспитатель (у каждого взвода свой), помощники офицеров-воспитателей. Фотографии командного состава роты, как и в целом училища, с указанием имен и фамилий, а также должностей размещены на стенде — так воспитанникам проще запомнить людей, которые за них отвечают.

У каждого из них — свои задачи. Командир роты отвечает за все стороны жизнедеятельности суворовцев: питание, обеспечение вещевым имуществом, организацию учебного процесса, посещение культурно-массовых мероприятий и прочее. На плечах старшего офицера-воспитателя — планирование учебного процесса и воспитательной деятельности, ведение документации. Офицер-воспитатель работает конкретно со своими детьми. Он полностью отвечает за их состояние здоровья, внешний вид, подготовку к занятиям, организацию личного пространства. Покажет, как правильно постелить кровать, подшить воротнички, поможет погладить китель. Однако это только на первоначальном этапе обучения. Затем воспитанники все должны делать сами.

Однако это не означает, что они наедине остаются со своими проблемами. Офицер-воспитатель или его помощник всегда находятся рядом, поэтому в любом момент можно рассчитывать на их помощь. Что касается учителей, не являющихся военнослужащими, то они отвечают исключительно за учебный процесс. Психолог наблюдает за морально-психологической готовностью суворовцев к нахождению и обучению в училище, контролирует взаимоотношения воспитанников с коллективом, их настроение.

«Когда дети только пришли в училище, они еще не совсем понимают, кто есть кто и куда они попали, — объясняет Ольга Дроздова. — Первые два месяца — максимальное наблюдение за каждым суворовцем. На это направлена работа всего офицерского состава. Офицеры-воспитатели находятся с ребятами от подъема до отбоя. Когда видят, что у кого-то из них есть определенная проблема, обращаются за помощью к психологу. Как только суворовцы начинают понимать, с кем могут поделиться своей бедой, приходят ко мне сами».

Психолог роты находится на постоянной связи с родителями. Если есть определенный вопрос, требующий уточнения, она им звонит. И, наоборот, мамы и папы, озабоченные поведением и настроением своих детей, нередко связываются с психологом роты: уточняют информацию, просят советы в конкретной ситуации. «Чем быстрее звонок — тем более эффективным является решение проблемы», — считает Ольга Дроздова.

«Не жалею, что поступил»

Распорядок дня у суворовцев строгий и точный. Все взаимосвязано, поэтому отклоняться от плана нежелательно. День у воспитанников училища начинается в семь часов утра (только в выходные разрешается поспать на час больше). После — зарядка, завтрак. Занятия с перерывом на обед длятся с 8.40 до 15.50. После уроков предусмотрен полдник. Затем — воспитательная работа, самостоятельная подготовка, во время которой суворовцы учат уроки на будущий день. Ужинают в училище в восемь часов вечера. В обязательном порядке — просмотр информационной передачи по телевидению: молодые люди должны быть в курсе происходящих в стране и мире событий. Перед сном — вечерняя прогулка и гигиенические процедуры. День у суворовцев заканчивается в 22.00 — 22.15.

Как признается Никита Цебрук, к распорядку он быстро привык. Будучи дома, парень тоже рано вставал, никогда до полуночи не сидел. Никита родом из Пружанского района. Жители агрогородка Кобыловка гордятся своим односельчанам, который учится в Суворовском училище. Наверное, кто-то завидует, когда Никита приезжает домой в парадной форме. «Учителя сказали, что парадная форма мне подходит», — делится впечатлениями после первой поездки на малую родину он.

Никита из многодетной семьи. Так сложилось, что его вместе с младшим братом воспитывает отец. Именно он посоветовал сыну поступать в Минское суворовское военное училище. Очень гордится, что все получилось.

«Очень скучаю по отцу, брату, регулярно им звоню, — рассказывает суворовец. — Дома бываю нечасто — далеко. Когда остаюсь в Минске, провожу время с крестным отцом. Мне очень нравится столица!»

Парень отмечает, что кормят в училище хорошо. «Я бы даже сказал, что много, — уточняет Никита. — Хорошо, что в расположении есть турник, мы на нем как обезьянки. Занимаемся и в спортивном зале. С удовольствием посещаю библиотеку. У нас самый хороший офицер-воспитатель. Дмитрий Иванович и пошутит с нами, и поможет, если нужно. Мы как одна семья. Не жалею, что поступил. Мне здесь нравится».

Завтрашние офицеры

На финишной дистанции находятся воспитанники училища Роман Комков и Владимир Игнаткович. Молодые люди учатся в выпускной, четвертой, роте. Они говорят, что время, проведенное в Суворовском, пролетает очень быстро, поэтому рекомендуют своим младшим товарищам наслаждаться каждым днем, проведенным в этих исторических стенах.

Роман родом из Бобруйска. Он упоминает, что решение учиться именно здесь было сознательным с самого начала. О Суворовском парне рассказал учитель труда, полковник в отставке. Возникло желание посмотреть на все изнутри. После посещения училища в День открытых дверей Роман принял решение, что будет сюда поступать.

Владимир впервые задумался о Суворовском после того, как вместе с отцом посетили военный парад в Минске, приуроченный ко Дню Независимости. Увлечение красивыми парнями в форме с алыми погонами и генеральскими лампасами, синхронным битьем в барабаны — и судьба юного жителя столицы была предрешена. Когда пришло время, он успешно сдал вступительные испытания и был зачислен в училище.

Владимир признается, что к новой обстановке привыкал в течение года. «Звонил маме, плакал, хотелось поиграть с друзьями, но стойко переносил все трудности, — вспоминает он тот период. — Через год стало легче, пришло осознание, где нахожусь и для чего мне это нужно».

Роман вспоминает, что сложности в адаптационный период добавила коронавирусная инфекция. «И если до этого мы хоть раз в месяц ездили домой, то с введением ковидных ограничений связь с родными держали исключительно по телефону, — говорит он. — Офицеры-воспитатели организовывали интересную культурную программу, но нам, первокурсникам, не хватало родного дома».

Через определенный период родным домом стало и училище. Суворовцы признаются, что здесь встретили настоящих друзей. Скоро они поступят в высшие учебные заведения, но это не помеха поддерживать дружеские связи. Роману по душе точные науки, поэтому после окончания училища молодой человек планирует поступать на военный факультет БНТУ — мечтает быть экономистом. Владимиру легче даются химия и биология: он хочет стать курсантом Военно-медицинской академии имени Кирова, которая находится в Санкт-Петербурге.

Молодые люди никогда не жалели о поступивших в Суворовское. И не только потому, что решили связать свою жизнь со службой. «Выходя отсюда, чувствуешь себя настоящим мужчиной, — говорит Роман. — Сравнивая себя с нашими сверстниками, которые учатся в школах (никого не хочу обидеть), могу сказать, что мы более самостоятельны и дисциплинированы».

«За годы обучения в училище мы получили и серьезное духовное воспитание, — добавляет Владимир. — Побывали во всех театрах Минска и не только. За четыре года ни разу не сходили на определенную постановку два раза. Всегда было что-то новое и интересное. С третьего курса начали участвовать в балах. Надеюсь, что этот опыт нам обязательно пригодится».

Хочется верить, что все мечты этих молодых людей и других суворовцев обязательно сбудутся. Если у кого-то из них и не получится стать офицером, в любом случае образование и воспитание, которое они приобрели в этих стенах, им обязательно пригодятся. Что ни говори, а Суворовская закалка всегда на пользу настоящим мужчинам и патриотам.

Вероника КАНЮТА

Фото Виктора Иванчикова

Название в газете: Кузня геніяў і яе юныя выхаванцы

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.