Вы здесь

«Молочные ванны» для посуды... Как из журналиста вырос керамист


Керамика не менее чем изобразительное искусство может показать неуловимую в быстром жизненном ритме красоту простых вещей. В этом убеждена керамист из городского поселка Любча Новогрудского района Гродненщины Ольга Жерносек. Из берегов Немана в гостеприимный город над Сожем мастерица привезла авторскую посуду. Ее изделия предлагает оценить выставка «Керамика и этноботаника», которая открылась в филиале Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова в Гомеле.


Воплотила в жизнь мечту юности

Глина для нее волшебный материал, который невозможно выпустить из рук. С материалом и гончарным кругом любовь с первого свидания в жизни журналиста по образованию Ольги Жерносек случилась почти через 10 лет назад. После университета она, молодой специалист, приехала работать в Осиповичи. Там познакомилась с гончарами в детской школе искусств. Два года она занималась в классе гончарства народного мастера Дмитрия Полещука.

И все же к решению на профессиональном уровне заниматься керамикой Ольга пришла спустя много лет, когда появилась своя семья. Ей — городскому, урбанизированному до мозга костей человеку, как сама себя характеризующему — пришлось привыкать к жизни в сельской местности.

— Понятно, что сейчас жизненное пространство нужно наполнять не городскими вещами, поэтому и пустила в свое сердце природу, — делится Ольга Жерносек. — На тот момент я уже десять лет занималась керамикой. Решила развиваться в этом направлении дальше. Заполучила печку для работы с цветной глазурью. Потому что керамисту недостаточно производить вещи только из терракотовой обожженной глины.

Сегодня у Ольги — семейная мастерская: ее муж, сын и дочь — первые помощники в творческом процессе.

Градус творчества

Авторские изделия мастерицы разнообразны – от керамических сувениров до посуды. На выставке «Керамика и этноботаника» в Гомеле можно увидеть именно авторскую посуду Ольги Жерносек. Представлена «глазурованно-молоченая» керамика.

— Давно коллекционирую Белорусский народный сосуд и я всегда восхищалась, как в нем сочетаются между собой блестящий глазированный верх и шероховатый, со следами времени обратная сторона. В своей посуде я тоже решила повторить эту традиционную манеру. Но нижнюю сторону посуды выполняю в технике «молочения»: наносится молоко либо кефир, повторно обжигается посуда уже на меньшей температуре. «Молочение» и дает интересный коричневый цвет, якобы архаичной посуды. Многих радует шероховатый, тоже после «молочения», низ моей посуды. На нем передаю фактуру грубой ткани, — раскрывает детали творческого процесса мастерица.

В керамике Ольга отворила для себя восторг от передачи отпечатка на глине растений — дикоросов, травников, полевых цветов, растущих возле ее дома.

— Свежая глина, как копирка, повторит очертания всего, что к ней прикоснется. Мне стало интересно посмотреть, какой отпечаток оставят обычные для нас растения. Таким образом любой городской человек, который не всегда может оценить простые дикоросы, окунется в красивый растительный мир, — убеждена Ольга.

Язык растительных посланий

На ее авторской посуде принципиально отпечатки только растений, свойственных для белорусской местности. На выставке она представила изделия с отпечатками 25 растений, которые играли значительную роль в жизни наших предков.

— Их не только употребляли в пищу, но и лечились ими, использовали в христианских или магических народных обрядах, — объясняет керамист и отмечает, что во время создания своей растительной коллекции посуды изучала литературу о культурных народных традициях, интересовалась этноботаническими традициями белорусов.

— Да, на выставке можно найти посуду с отпечаток омелы. Несмотря на это растение-паразит, известно, что в народной традиции речицкого Полесья омела была почитаемой. Растение не только на дереве не трогали, но и деревья не рубили, когда оно на них селилось.

Ольга признается, сначала ставила для себя задачу — передать на посуде отпечатки ни больше ни меньше сорока растений. Но, как оказалось, не все они оставляют интересные, фактурные следы на глине. При этом, чтобы вся эта история по-настоящему заиграла, отпечатки растений керамист стремилась «подружиться» с цветом глазури на посуде.

— Ее оттенок меняется в зависимости от температуры. После 250 градусов топливо темнеет. На выставке есть изделия, покрытые черной глазурью. Так я определила сосуды с отпечатками магических для наших предков растений: папоротник, тысячелистник, чертополох. Делала их изображения специально на темном фоне, чтобы подчеркнуть, что в Белорусской народной традиции они были связаны с обрядовой магией, — отмечает керамист.

Ей очень понравится работать и передавать на посуде фактуру тысячелистника: отлично «оттеняет» на глине свои листки и цветистую «шапку». А вот неудачный эксперимент — работа с оттиском подбела. Растение настолько мягкое, вспоминает керамист, что не оставляет отличительного отпечатка-рисунка. Передать мелкие детали фактуры: сеточки, жилки, кружева листа или цветы — вот настоящая «фишка» ее посуды.

Интересно, что Ольга Жерносек намеренно не ставит на изделиях авторское клеймо. Объяснять просто: каждая единица посуды – счастливый ребенок, его вырастила мастерица-мать и отправила в мир.

— В среде такие как я мастеров есть классное выражение: Гончар посуду лепит, а в черепках еду варить. Это и про меня, признаюсь. Но надо как-то исправлять такое положение дел, — призывает керамист и подчеркивает: ее авторские изделия — явление утилитарное. — Посуда покрыта безопасными материалами, пищевой топливом. Очень хочется, чтобы люди не воспринимали ее как декоративный сувенир. Пользовались в повседневной жизни: угощали детей, своих любимых, дорогих сердцу людей.

Наталья КАПРИЛЕНКО

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.