Секреты долголетия: генетика, медицина или образ жизни?

Мы все с вами являемся носителями уникальной генетической информации. ДНК человека может рассказать о многом: например, о его склонности к развитию тех или иных заболеваний, индивидуальной чувствительности к лекарственным препаратам, перспективах спортивных побед, наличии неблагоприятных для занятий спортом генов и о его психоэмоциональных особенностях. Есть даже ген, который влияет на импульсивные подходы к холодильнику...

Не приговор, а руководство к действиям

ДНК-тестирование позволяет установить генетические факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза, остеопороза, диабета, венозных тромбозов, ревматоидного артрита, аутоиммунных заболеваний и так далее. Особенно актуальна такая информация для людей, родственники которых имели в анамнезе эти заболевания.

В Республиканском центре геномных биотехнологий сделать генетический паспорт может абсолютно любой человек.

— Генетический паспорт — один из брендов нашего института. Он является обязательным этапом персонализированной медицины, основанной на индивидуальных особенностях человека, — подчеркивает заместитель директора по научной работе Института генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук Павел Морозик. — Оформление такого документа можно рассматривать как руководство к действию. Полученные знания позволяют осуществить раннюю диагностику патологий, корректно определить прогноз развития опасных осложнений и правильно выбрать методы профилактики и лечения. В случае неблагоприятной наследственности человек сможет скорректировать свой образ жизни, питание, чтобы болезнь в будущем не проявилась. Мы сегодня можем определять риск возникновения 19 социально значимых заболеваний.

Если раньше ученые старались максимально распространить в медицинской среде информацию о важности и возможности генетического тестирования, то сегодня уже сами врачи обращаются к нам в тяжелых клинических случаях для генетического исследования, чтобы установить причину заболевания и сделать прогноз по его протеканию. Помимо этого, благодаря полногеномному секвенированию мы можем выявлять наиболее распространенные мутации в белорусской популяции и в дальнейшем с помощью современных методов обработки информации определять генетический профиль населения. Это позволит сформировать группы повышенного риска по различным патологиям и прогнозировать их дальнейшее развитие.

Уникальная коллекция ДНК

Учитывая тенденции развития генетики, многих интересует вопрос продления жизни человека. Эксперты Всемирной организации здравоохранения считают, что продолжительность жизни зависит от генетики человека, образа жизни и окружающей среды, а также социальной сферы, куда входит и здравоохранение. Вклад социальной сферы и уровня здравоохранения минимален — всего от 5 до 10 процентов, а остальные три группы делятся примерно поровну. Это означает, что генетика определяет долголетие человека примерно на 25-30 процентов.

— Однако наш образ жизни, питание и физическая активность напрямую предопределяются генетическими особенностями, — объясняет ведущий научный сотрудник лаборатории экологической генетики и биотехнологий Института генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук Елена Михаленко. — С 2018 года мы начали комплексные исследования по проблеме долголетия. Они проводятся учеными совместно с БелМАПО и Минской областной клинической больницей инвалидов Великой Отечественной войны имени П. М. Машерова. Учеными-генетиками собрана уникальная коллекция ДНК. В ней хранятся образцы биоматериала 190 долгожителей (это люди старше 90 лет) и около 500 человек в возрасте от 60 до 89 лет. Собранная коллекция позволит ученым-генетикам исследовать секреты долголетия даже после того, как эти люди уйдут из жизни.

По словам Елены Михаленко, первое направление исследований связано с изучением особенностей энергетического состояния человека. Для этого отбирались определенные гены, влияющие на углеводный и жировой обмены, помогающие организму преодолевать окислительный стресс и неблагоприятные воздействия окружающей среды.

Второе направление — это изучение группы генов, которые контролируют активность ряда белков и ферментов. Благодаря им ученые обнаружили определенные гены, нормальное функционирование которых обеспечивает качественную работу целого ряда систем организма.

— Мы установили, что уровень биохимических показателей крови определяется определенными генами и их особенностями, — говорит Елена Михаленко. — Выяснилось, что даже у тех пациентов, которые ведут здоровый образ жизни, встречаются особенности генома, которые провоцируют повышенные уровни холестерина и триглицеридов в крови. Они могут встречаться и у родственников. Поэтому необходимо генетическое тестирование близких, чтобы в молодом возрасте можно было скорректировать привычки и режим питания, тем самым вовремя предупредить развитие ряда заболеваний, связанных с нарушением жирового обмена. Таким людям наряду с сохранением правильного образа жизни нужна дополнительная коррекция терапии, чтобы дольше сохранить активный образ жизни.

Также выяснилось, что сахарный диабет встречался у 7 процентов долгожителей, во второй группе цифры были выше — заболевание диагностировано у 25 процентов людей. Можно предположить, что это социально значимое заболевание влияет на продолжительность жизни. Значит, пациенты просто не доживают до определенного возраста в силу того, что возникает само заболевание, ухудшается состояние пациента, и он умирает раньше.

Как скорректировать микробиом?

Еще одно направление — изучение микробиома долгожителей. Микробиом — это уникальное сообщество микроорганизмов, населяющих конкретную среду — ткани и органы живых организмов, почву, водные экосистемы и т.д. В частности, в нашем организме содержится более 35 триллионов микроорганизмов. Микробиом влияет на пищеварение, иммунную систему, заживление ран, профилактику болезней, когнитивные функции и даже эмоции у человека. Без него мы были бы неспособны усваивать витамины и питательные вещества, совершенно иначе вели бы себя и непредсказуемо реагировали бы на инфекции. Все воспалительные процессы в кишечнике связаны с нарушениями микробиома. Микробиом у людей старшего возраста отличается от микробиома у молодых. Доказано, что микробиом влияет на продолжительность жизни.

Учеными Института генетики и цитологии НАН Беларуси были получены результаты, которые согласовываются сейчас с данными российских ученых.

— У людей старше 80 лет было обнаружено повышенное содержание бактерии Akkermansіa. Российские ученые провели исследования функциональной значимости этой бактерии и показали, что именно она в ходе своего роста и развития потребляет белок муцин, который есть в кишечнике. Обновление этого муцина приводит к тому, что у людей гораздо реже развиваются хронические воспалительные заболевания. И в целом это влияет на состояние здоровья и предотвращает развитие социально значимых заболеваний, — объясняет Елена Михаленко. — Исследования российских коллег также показали, что количество Akkermansіa у спортсменов выше, чем у людей, ведущих пассивный образ жизни. Нормализовать наш микробиом можно с помощью пробиотиков, пребиотиков, молочнокислых заквасок и в целом коррекции питания. Гастроэнтерологи, диетологи, зная весь спектр особенностей микробиома человека, его образ жизни, профессию, могут не только продлить активную жизнь пациента, но и минимизировать развитие хронических заболеваний — сердечно-сосудистых патологий, диабета первого и второго типа, костно-мышечных патологий, аутоиммунных заболеваний и ряда других.

Исследование продолжается. И ученым еще предстоит выяснить, что необходимо делать, чтобы мы не просто жили 90 лет, а жили активно. Нужно быть нацеленными именно на активное долголетие. После того как ученые совместно с медиками проанализируют и обобщат все результаты, будет представлен план коррекции образа жизни и лечения пациентов.

Не полагайтесь на генетический код

По словам главного нештатного специалиста по геронтологии Минздрава Людмилы Жилевич, люди сегодня живут дольше. За последние 100 лет средний возраст увеличился почти на 20 лет. Женщины живут в среднем 78,4 года, мужчины — на 10 лет меньше.

В Беларуси долгожителей (а долгожителями считаются люди от 90 лет и старше) — около 400 человек.

— Генетическая наследственность не всегда является залогом долголетия, — констатирует Людмила Жилевич. — Здорово, когда человек говорит: «У меня в роду все были долгожителями» и настраивает свой мозг и жизненные системы на активное долголетие. Но случается, что люди, у кого среди родственников были долгожители, нередко сами имеют короткий период жизни. Наверное, надежда только на генетический код расслабляет, и человек не занимается собственным здоровьем. А здоровье — та система, которая требует постоянного контроля, наблюдения и коррекции в случае изменения параметров.

Траектория старения зависит не только от генетики. Окружающая среда, наше питание, микробиом, образ жизни, забота о здоровье, своевременное обращение за медицинской помощью — все это тоже обязательные составляющие долголетия. Доказано, что образ жизни может увеличить его продолжительность на 10-20 лет.

«Между прочим, человеку важно знать, какие генетические проблемы есть в его роде. Это позволит понять, на какие риски нужно обратить внимание. При наличии проблемы, связанной, например, с онкологическим заболеванием — раком кишечника, желудка, молочной железы, — вырабатывается реакция поведения. Человек ходит к доктору, наблюдается. Это пример того, насколько важен генетический паспорт, чтобы знать свои уязвимые места и воздействовать на них», — подчеркивает Людмила Жилевич.

Специалист предупреждает, что перемена места жительства, особенно климатического пояса, для людей старше 75 лет, — настоящая катастрофа и большой стресс, который может вызвать обострение заболеваний и ухудшение состояния здоровья человека.

На планете есть зоны, где много долгожителей. У них разный климат, разные пищевые привычки у населения, разная психология, менталитет. Остров Сардиния — один из пяти регионов мира с наибольшим количеством долгожителей. Интересно, что люди с большой продолжительностью жизни живут там преимущественно в сельской местности, а это тяжелый физический труд и определенная диета с большим потреблением молока и молочных продуктов... Какие факторы срабатывают? Или это должен быть комплекс факторов? Ученые пока только ищут ответы.

Также замечено, например, что оптимисты живут дольше. Может быть, в скором времени это смогут доказать и на научной основе?

— Человеческий организм — это экологическая среда. И мне всегда хочется сказать: А что ты сделал, чтобы твое окружение было здоровым? — подчеркивает Людмила Жилевич. — Мы стали реже говорить о продолжительности жизни и делаем упор на его качество. Нужно стремиться не просто к продлению жизни, а именно к активному долголетию...

Правила долголетия

Питание должно быть сбалансированным, без избытка соли и с достаточным количеством белка. Пожилым людям лучше отдавать предпочтение белому мясу. Важно употребление жиров и углеводов. Основной упор нужно делать именно на медленные углеводы — это каши. Питание должно быть частым-4-5 раз в день.

Очень важно придерживаться питьевого режима. Вода — тот благодатный компонент, который поддерживает наше долголетие.

Для профилактики когнитивного дефицита рекомендуется нагружать мозг и постоянно его тренировать. Хорошо подойдет разгадывание кроссвордов, полезно учить наизусть стихи, еще лучше — учить иностранный язык или освоить музыкальный инструмент. Худшее, что может сделать человек, — перестать учиться и уставиться в телевизор, чтобы пассивно поглощать информацию.

Надежда НИКОЛАЕВА

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.