Вы тут

Иван Кирчук — человек, познающий себя и мир через народные образы, музыку


Избранные места из беседы с Иваном Кирчуком, человеком, познающим себя и мир через народные образы, музыку, песни и вдумчивое осмысление сокровищ белорусского фольклора


Фольклориста Ивана Кирчука мы знаем как харизматичного певца-музыканта.  Но, что называется, «за кадром» остаются его достижения как исследователя народной культуры, педагога, писателя. Иван Кирчук к тому же и коллекционер: собрал весьма ценную коллекцию музыкальных инструментов (их более 250!) из разных стран, пракически на каждом из них играет. Еще одна грань его таланта раскрылась, когда в прошлом году в Минске в Картинной галерее «Университет Культуры» прошла персональная выставка «Лабиринты звука». А совсем недавно в музее «Лошицкая усадьба» состоялась презентация нового альбома Ивана под названием «Варажбіт». А это, как выразился автор, два с половиной часа музыки. А мы добавим: музыки совершенно завораживающей.

А какие замечательные моноспектакли он создал!

Мы своими глазами, вживую видели уникальное этноискусство Ивана Ивановича в минской Лошице. В уютном пространстве под крышей старинного усадебного дома, где располагалась выставка «Сокровищница памяти», в майскую Ночь музеев фольклорист представил «творческий тет-а-тет «О секретах белорусской свадьбы». А чуть позже там работала его "Музыкальная мастерская —"Хоровод жизни". Оба моноспектакля синкретичны по сути, в них неразрывно соединились музыка, пение, перевоплощения с куклами масками, а также элементы белорусской батлейки. Причем автор, исполнитель менял роли в мгновение ока: он то ведун-ворожбит со словами-заговорами, то лирник или волынщик, или гармонист, или батлеечник... Позже, в ходе беседы, Иван Иванович рассказал, что это в камерной версии были представлены его предыдущие моноспектакли «Дорожка моя» (был показан в том числе и в Белорусской госфилармонии в 2019 году) и «Караваю, мой раю» (по словам одной из свадебных песен). Материалы для сценария фольклорист собирал годами, а в сценические действия они воплощались постепенно. В основе – песни из сольного альбома Ивана Кирчука «Наследие затерянных деревень». Для того, чтобы создать «Дорожку...», он долго работал в академических архивах, искал радиозаписи, которые несут в себя фольклорный опыт осмысления времен года, главных стихий, народных праздников, знаковых событий на жизненных дорожках белорусов. Звучат в спектакле около 40 песен, к тому же Иван играет по ходу действия более чем на 30 инструментах.

И в этом году, рассказал нам Иван Кирчук, традиционные встречи в Лошицкой усадьбе продолжились: 22 апреля он знакомил своих почитателей с древними белорусскими ритуалами, сопровождавшими действия напевами. Встреча на этот раз имела название «На чем играли наши предки», разговор шел о календарном пути жизни человека, о давних праздниках и ритуалах, во время которых люди поклонялись стихиям воздуха, воды, огня и земли.

В этнолаборатории Института белорусской культуры, куда пригласил нас для беседы Иван Кирчук, мы внимательнее рассмотрели самобытных кукол, с которыми он общается, как выразился, «гадает» во время своих сольных выступлений. Одна из кукол – Ворожбит, Ведун: у нее и лицо фольклориста, и одет он в костюм из постановки «Дорожка моя». Маски Козы, Волка, предков Деда и Бабы живут в лаборатории на своих местах — все они, поясняет хозяин, изготовлены его коллегами, преподавателями минского педуниверситета – это сестры Приймовы, которые занимаются и керамикой. Проводя небольшую экскурсию по своим владениям, Иван пояснил: «Когда я разрабатывал моноспектакль, у меня был в голове образ Ворожбита — человека, который собрал много интересной информации: о людях, о законах Вселенной и о нашем месте в этом мире. Я подумал: такая кукла пригодится. Обратился к коллегам. Когда сестры Приймовы работали, то советовались с ним по деталям.  

Дальнейший разговор с Иваном Ивановичем оказался весьма интересным, искренним и познавательным. Выбираем из него наиболее знаковые фрагменты.

- Нет, я еще не кандидат наук, хотя и работал над кандидатской диссертацией, учился у Константина Кабашникова. Да, писал ее, но, как говорится, не судьба... В 2022-м вышла книга книга "Цветок Перуна" – это общий труд мой и жены Катерины, там использован ряд собранных материалов. У меня просто не было времени защищаться, был захвачен потоком других забот. Ведь в Беларуси такие глубины фольклорных сокровищ! Иногда я говорю на занятиях: мы знаем свой фольклор на два процента. На два! Да, белорусы "богаты фольклором", но они потеряли ключи, образно говоря, к этому богатству, к знаниям, зашифрованным в нашем фольклорном наследии. У нас нет ни теле-, ни радиопрограмм на такую тему, мало интернет-ресурсов, компакт-дисков с материалами из шести нам известных этнографических регионов. Это все как египетская пирамида: о, мы знаем, мы даже гордимся тем, что она существует! Но кто глубоко вникал в ее тайны? Мы не можем в полной мере воспользоваться сокровищами, которые собрали наши предки для потомков на протяжении тысячелетий, мы взяли лишь крупицы их жизненного опыта. Могу еще сказать: фольклор — живое существо. И оно требует к себе соответствующего отношения.  В песнопениях, ритмах и образах есть большие слои закодированной информации. И я в силу опыта уже могу с  ней правильно обращаться.  Кстати, моя жена Катерина, тоже фольклорист, закончила аспирантуру. И с ней у нас, помимо общего погружения в фольклор, трое маленьких детей. Так и сочетается в жизни все: фольклор, тайные знания, любовь, дети, творчество...

 - Не берусь убеждать скептиков в том, что знать фольклор, традиции своего народа в текущей жизни – это важно. Вот некоторым кажется, что там все древнее, "реликты древнего мировоззрения" не достойны нашего "образованного" внимания. Но как ученый, а не зеленый романтик, утверждаю: в фольклорной мозаике обозначены, описаны важнейшие для выживания народа, нации и каждого человека извечные законы мироздания, чаще всего закодированные. По-видимому, прежние мистерии, связанные с передачей тайных знаний, нашли продолжение в народных обрядах. Конечно, они доступны не всем, а лишь тем, кто физически и психически способен их вместить, усвоить.  В фольклоре зашифрованы остатки древних знаний, они в словах, песнях... И в узорах одежды, вышивке на полотенцах. В обрядовых действиях есть тоже свои шифры и коды.


Иван Кирчук занимается белорусским фольклором почти 40 лет. Моноспектакли его были синтезированы из материалов, собранных в экспедициях по Беларуси.  


- В древних культурах существует множество примет, сообщений о соотношении в мире мужского и женского начал, о законах гармонии души, личности и общества в целом. Эти знания, на мой взгляд, не устарели в наше время, они зафиксированы и в белорусских фольклорных материалах в большом количестве. И в белорусских государственных законах тоже! Надеюсь, кто-то из моих коллег возьмется все это систематизировать, осмыслить «женскую роль» в белорусской культуре, истории и вообще в жизни народа. Мы видим, как много зависит от женщины в сохранении семьи, традиций предков и национальной культуры в целом. Я слышал такой термин: культурный генофонд нации. Могу сказать по своему опыту: действительно, в основном в экспедициях мы делаем фольклорные записи от женщин. Их роль в сохранении такого наследия огромна.

- Религия, определенное вероучение помогают человеку гармонизировать свои отношения с Землей и Небом. Когда я был маленьким, то рос в атеистическом обществе. Нам запрещали ходить в церковь. Но мои родители оба пели в церковном хоре в Лиде, поэтому я не рос безбожным: религиозное мировоззрение проникло в меня, как и семейные традиции. Я немного знал о своих предках, бережливых, трудолюбивых и набожных людях. Допустим, у моего дедушки Тамаша было 14 детей. Был он человеком трудолюбивым, отсюда и средства были.  Позже у мамы обнаружился дар травницы, она стала известной в округе. Излечивала даже женское бесплодие. Молодые мамы, помню, не раз подходили к ней на рынке или в городе – с поклоном, с благодарностью, с детками. С годами я понял: мои предки накопили много разных знаний, и если я их не знаю, не имею с ними духовного контакта, то я не смогу тех сокровищ достичь. К сожалению, многие теряют фундамент традиций, опыт предков не передается потомкам. Я сам это вижу: на некоторых моих выступлениях молодежь просто не понимает, что происходит, что я делаю.

Иван Кирчук — частый гость в глубинке. Моменты песенного праздника. Полесье, 2018 год.

- Мое восхождение к знаниям, накопленным предками, было постепенным. Я двигался вперед, в том числе и через пение: с детства любил петь, учился на певца, пел в академическом хоре. И родители пели дома всякие песни. Отец собрал большую коллекцию пластинок: записи итальянской оперы. Мы их вместе слушали. Так что я не собирался быть фолк-певцом. А вот если говорить о просветлении, то оно пришло ко мне в начале 80-х на минском концерте ансамбля Дмитрия Покровского. (Музыкант, педагог, научный сотрудник Дмитрий Покровский создал экспериментальный ансамбль в 1973 году при Фольклорной комиссии Союза композиторов РСФСР. Он первым в СССР и России соединил традиции народной, национальной музыкальной культуры с современными выразительными средствами и способами подачи материала. – Авт.) Позже я узнал, что русские фольклористы делали такие записи: усадили пять поющих бабушек, поставили столько же магнитофонов и по микрофону каждой. И каждый голос записывался отдельно, чтобы потом прослушать и расшифровать. Как будто разбирали образец, чтобы изучить структуру певческого материала. Мне было невероятно интересно услышать такую реконструированную полифонию в разных способах пения. И я подумал: мы все поем одинаково, хотя регионы в Беларуси разные. Мне хотелось глубже погрузиться в наш фольклорный материал. С 1983 года работал преподавателем в Минском культпросветучилище (кроме того, заочно учился в Университете культуры, закончил в 1985 году). Наш первый эксперимент был записан на радио. Во мне постоянно горит "покровское посвящение". Видимо, есть контактный канал с какой-то сверхсистемой. В том числе и через сны это происходит: их были десятки, многие расшифрованы. Когда просыпаюсь, важно только запомнить главные ключевые слова – и тогда я сны описываю в подробностях.

- Конечно, я не просто живу фольклором: мне интересна жизнь в разных ее проявлениях. Был период, когда работал в Москве целителем с группой единомышленников. Многое было увидено, пережито, осознано в ходе поездок и гастролей  по различным фестивалям и странам. Упоминания об этом есть, опыт нашел отражение в моих книгах "Автобаны и менестрели" и "Город восхождений". Постепенно, можно сказать, открывались новые горизонты творчества. Раньше моя графика была в тетрадях, на бумажках, некоторые воспринимали это как некую бессмысленную галиматью – и вот пришло ее время: в Минске прошла выставка "Лабиринты звука". Здесь в четырех шкафах хранится почти 50 картин, у каждой свое название. Это попытки открыть невыразимое: лабиринты, по которым мы путешествуем в мыслях. У меня трэвел-графика: обычно в дороге, между концертами рука начинала невольно создавать эти лабиринты. Конечно, я не говорю обо всем, что чувствую, что приходит в голову. Не все и поймут… Чтобы соответствующим образом настроить свой разум и чувства, у меня были определенные практики — они описаны в книгах. Бывает, какая-то сила будит меня уже в шесть утра, и я еду на природу. Моржеванием занимался раньше. Погружение в природу, пока все спят и никто не мешает, молитвенные практики, медитация – это постоянный процесс, часть моей жизни.  

- Кем бы я сегодня себя назвал? Видимо, я тот, кого у белорусов называют: варажбіт – от слова ворожить. Я веду людей по массивам той информации, которой владею, в основном это участники курсов и студенты. На занятиях я «захватываю» сознание взрослых людей, уже прошедших часть своего жизненного пути. В "Книге отзывов" есть запись: "У меня сегодня на лекции Кирчука крышу снесло"... Повторяю настойчиво: надо помнить предков, искать их имена, восстанавливать духовные связи. Немного другая манера у меня в общении с детьми. Нужно их чем-то удивить, привлечь внимание, скажем, необычным свистком. На занятиях со взрослыми я говорю, условно говоря, о геометрии души. Рисую родовые звезды, стараюсь показать, как связаны родовые созвездия. Вы можете смотреть на парня и девушку, которые нравятся друг другу, как на соприкосновение галактик двух полов. Есть сотни, тысячи звезд – их предшественников. Я упомянул деда Тамаша, у которого было 14 детей. По папиной линии было 3 сестры, по маминой – 12. Так что мамина "грибница рода" сильнее. Я как-то похвастался одной бабушке в экспедиции этими 14-ю, так она так спокойно мне: а нас было 18. Так что по энергетике их семья крепче: грибница у рода больше, захват территории – потому что сегодня уже практически у всех есть внуки, правнуки. А там, где ваши близкие, не должно быть конфликтов: должна быть гармония.

На сольном выступлении с масками Деда и Бабы.

- В славянской традиции не было любовных треугольников: наши предки умели решать "сердечные дела" полюбовно. А потом в массовом сознании появились и другие модели поведения. Их сейчас навязывают нам, в том числе и через фильмы: начиная с мексиканского сериала «Дикая роза». Помните, в начале 90-х женщины плакали у телевизора? Так вот возникает вопрос: разве люди не закодировали наше пространство этими фильмами о ревности, мести, убийствах и бесконечных войнах? И вот уже виртуальная война ворвалась в реальность. Кстати, у меня есть друг, раньше он садился в Минске на автобус или поезд и ехал в Польшу или Германию, все время играя в стрелялки. И не спал всю дорогу!! Что в это время синтезировал его мозг, какие мыслеформы? А сколько таких "стрелялок" сегодня ! Доигрались… Не закодировали ли наше жизненное пространство танками и войной? Обратите внимание: фейки порой уже включают картинки из виртуальных игр. Помню, в 1999-м мы были в Боснии и Герцеговине на фестивале, я там впервые увидел простреленный небоскреб в натуральном виде: через него пролетела ракета – и он стоит до сих пор. Люди там живут, рядом с дыркой окна в занавесках. Когда сейчас показывают видеосюжеты, где идут военные действия, у меня иногда возникает ощущение дежа вю. И кто против кого воюет? Свои против своих... Мы сами сплели эту страшную паутину. С такими вещами нужно быть очень осторожным. Виртуальные игры якобы безобидны, но на самом деле так создаются невидимые матрицы будущих событий. Наше будущее, которое выстреливает в реальность. Откуда, почему? Стоит задуматься. Я согласен с такой мыслью: пока в душах наших не будет мира и спокойствия, войны в мире будут продолжаться. Кроме того, война — успешный бизнес. В военное время акценты добра и зла смешиваются, люди становятся массой, на которую смотрят как на расходный материал. Молох войны требует все больше и больше затрат, жертв – все больше и больше.


Этнолаборатория Ивана Кирчука работает в Институте белорусской культуры, она «способствует повышению квалификации специалистов в области культуры». Там собраны большие сокровища: только CD-ROM с записями – более 3000, и более 500 дисков в формате DVD. Много аудио- и видеокассет, различной литературы, в том числе и о лекарственных травах. Были потери в фольклорно-этнографическом собрании: пожары, затопления. Тем не менее, музей по-прежнему богат и уникален. Батлеек в собранни несколько, двух- и трехъярусных.  


- В мужском акапельном, хоровом пении есть магия. И я до сих пор не могу сказать: как так получилось, что эта песня как бы отошла на второй план в наше время. Пение хора Александрова трогает мою душу, армянские и грузинские хоровые песни цепляют меня больше, чем женский хор. Наверное, когда-то существовала жреческая традиция мужского пения, и она как-то исчезла. Если говорить о тонком ощущении звука, то поток женского пения вижу я как красный и теплый поток, а поток мужского – как голубой, холодный. Но произошла смена полюсов. Пока в Беларуси записано мало песен мужчинами, а женские песни – главные в архивах. Поэтому женщины  у нас – главные носители культуры. Они рождают новую жизнь, продолжают род, женщине суждено всеми силами защищать свое потомство. Поэтому чаще именно женщины лучше знают лечебные свойства кореньев, трав и цветов, лучше знают поучительные песни, обряды и традиции. Потому что это важные условия для выживания.

Иван Кирчук с народным мастером Виктором Дудкевичем из Глубокого, с которым давно сотрудничает

- Наши связи с растительным и животным миром чрезвычайно сильны. В одном белорусском районе был зафиксирован необычный обряд, связанный с продолжением рода. Если в молодой семье не было детей, то старушка, чтобы помочь младшей, собирала всех, у кого уже были дети. Вместе шли они за деревню, там выбирали красивую стройную березку. И, видимо, так выбирали, чтобы вибрации дерева совпадали с вибрациями старушки. Затем она говорила бездетной женщине приобнять ствол березы. А женщины в это время вели хоровод вокруг березы, пели заговорные песни. Я думаю: все это делалось для того, чтобы родовые пути молодой женщины открылись – сначала на энергетическом, а потом и на физическом уровне. После такого обряда женщина могла забеременеть и родить. А потом березу срубали.  

- Я сам тоже стал свидетелем того, как сильно энергетически связаны деревья и люди. В свое время моя мама, ее Геленой звали , подарила мне дачу под Лидой. Я посадил там две яблони: одну в честь отца, другую – в честь мамы. И вот “мамина” росла слабенькой, словно с жизнью прощалась, пока мама болела. А когда мамы не стало, то уже на следующий год яблоня зацвела и даже дала первую завязь.

- Я не раз убеждался в великой силе слов, молитв, заговоров. У нас, например, на даче в колодце была ну просто святая вода. Помню, когда копали этот колодец, мама читала молитвы. Вода была очень вкусная и даже сытная, что пьешь – и есть не хочется. Мама поддерживала там идеальный порядок, пока была здорова. А ее не стало – и все начало зарастать. И даже вернулись змеи, которые, по словам местных жителей, в тех местах жили с незапамятных времен.

- В Беларуси женщин-знахарок больше, чем знахарей-мужчин. Их еще называют: шептухи. Но я знаю, что под Логойском был врач-мужчина, я как-то возил мужчину к  нему. Более того, сказал он мне: это его умирающая мать передала ему такой дар, хотя он и не хотел иметь с ним дело. Работал в лесном хозяйстве, горя не знал. А тут нужно внимание уделять каждому, кто к нему обратится, и  никак не выскочить из этой «колеи судьбы». Он говорит: как только я не лечу людй, то у меня все разваливается, и в лесу развития нет. Есть такое отношение или примета в народе: если тебе что-то вручили, если тебе “дано” – ты должен этим заниматься. Как, при каких условиях – вопрос отдельный. Но зарыть свой дар в землю у тебя не получится. В наше время, правда, много шарлатанов, экстрасенсов-самозванцев. И телевидение в том числе ухудшило ситуацию, закрутив тему в сторону какого-то шоу, коммерции. Все это очень серьезные вещи, к ним нужно с большим уважением и должным вниманием относиться. Как-то в экспедиции мне рассказали: в деревне умирала старушка, и никто из родных не хотел брать на себя ее дар. А шла маленькая девочка мимо, внучка или правнучка. Старушка попросила воды, малышка подала – вот и соприкоснулись. И все: мгновенно, как говорят в народе, сила к девочке перешла. Другое дело, что она еще не готова вместить эту силу, но "зерно посеяно". А со временем, велика вероятность, девочка тоже станет врачевателем.

«Дуб щедро делится со мной своей силой».

- Я не исключаю, что тайные знания передаются и через традиционные ремесла. Ну, дело не только в том, что общество сейчас уделяет много внимания ткачеству, вышивке, плетению из соломы, изделиям из глины. Почему вдруг? Раньше, в 70-е и 90-е, такого не было, а сейчас народные промыслы активно возрождаются. В Беларуси есть дома ремесел, есть мастера, школы, проходят фестивали, выставки. Наверное, это необходимо в настоящее время развития нашей нации. Может быть, включается какой-то скрытый механизм самозащиты, самосохранения цации, когда возникает угроза глобализации, духовной нищеты. Однако для того, чтобы получить и усвоить скрытые знания предков, нужна определенная настроенность. Как-то я показывал участникам курса новую книгу о лекарственных травах и связанных с ними ритуалах. И меня спрашивают: «И вы, Иван Иванович, во все это верите?». А у меня же мама травница была, да и в интернете сегодня только ленивый не докопается, что вся фармацевтика начиналась, по сути, с лечения травами! Современные ученые подтвердят: это все не магия, а скорее биомедицина, биохимия.

- По моему мужскому мнению, женщине нужно научиться выбрасывать из жизни все лишнее, чтобы быть счастливой. Женщинам для счастья нужна мудрость: отличать нужное в  жизни от лишнего, что просто будет отнимать у нее силы. Сегодня, случается, женщине кажется, что мужчина, который рядом с ней, вовсе ей не нужен. Возможно, таким женщинам не хватает мудрости: ведь все в жизни должно быть уравновешено, сгармонизированно. А какая гармония там, где есть сильная женщина – и совсем нет мужчин? Какое-то время может даже показаться, что она, выбрав одиночество, облегчила себе жизнь. Но жизнь, пусть в такой ситуации и более простая, беззаботная, но далеко не всегда счастливая. Как правило, со временем это многие хорошо понимают: как женщины, так и мужчины.

Беседовали, рассуждали, дискутировали с Иваном Кирчуком —

Иван и Валентина ЖДАНОВИЧИ

Фото авторов и из архива Ивана КИРЧУКА

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Пар­ты­зан­скі след у Бе­ла­рус­кай на­сту­паль­най апе­ра­цыі «Баг­ра­ці­ён»

Ба­я­вое ўза­е­ма­дзе­ян­не най­вы­шэй­ша­га ўзроў­ню.

Грамадства

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

Якой павінна быць ежа для дзяцей: смачнай ці карыснай?

«Дзесяцігоддзі школьнае харчаванне нашых дзяцей будавалася на аснове зборніка рэцэптур».

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.