Вы здесь

Как завлечь туриста в регионы?


Туристы, что те персидские котики, — существа нежные и капризные. Им хоть тресни, а подай комфорт. Чтобы номера без тараканов, а полотенца без дырок. И на ресепшене чтобы им улыбались, а не смотрели, словно партизан на оккупанта. И чтобы на каждом углу — кафе или ресторан. И бесплатный wi-fi под каждым кустом. Чтобы оперативно бомбить селфи в соцсети. Но есть такие туристы-авантюристы, которым сервис не то что не нужен, а даже нежелателен...


Представьте себе группу столичной молодежи, для которой отпуск — не шашлыки с пивом смолотить и не пузо на солнце погреть. Их привлекают не аккуратные отельчики, не пасторальные агроусадебки и заезженные туристические маршрутики, а омертвевшие заводы, бывшие военные объекты и заброшенные панские имения. Они показывают тебе фотки, сделанные в пустых ракетных шахтах под Сморгонью или в недостроенном литейном цехе в Жодино. Подземные коридоры, ржавые сходы, дыры в полу — сплошной постапокалипсис! А еще есть старые дома в самых глухих закоулках Беларуси, где невольно веришь в существование привидений. Свое восхищение молодежь в шутку называет "трэш-туризмом". И возникает он из любопытства, которое в детстве заставляло нас рыскать по тем "корягам", куда взрослые под страхом ремня ходить запрещали. Зато теперь эти ребята объездили почти всю Беларусь. Но до сих пор находят новые и новые интересные направления.

В хождении по заброшенным и вовсе не туристическим на первый взгляд объектам есть своя эстетика. А также риск поломать ноги или — что не самое худшее — быть пойманным милицией. Но ощущение опасности дает изрядный заряд адреналина, которого не хватает современному офисному работнику. Вот и таскаются программисты, менеджеры, маркетологи и другие "белые воротнички" по местам, которые обходят добропорядочные граждане. А голливудские фильмы и компьютерные игры только подогревают этот интерес. Да и просто хочется приключений. Поэтому спрос на трэш-туризм есть и будет.

Яркий пример такого туризма — Чернобыльская АЭС. Для одних станция — знак беды. Для других — туристический объект, куда легально и нелегально стремятся доморощенные сталкеры. И вот тут — внимание! — бизнес-идея. Чуть ли не в каждом районе Беларуси найдутся свои индустриальные или исторические руины. Например, завод, который сто лет не работает. Для местных властей это источник хронической головной боли. Потому что здание стоит снести или реставрировать, чтобы просто глаз не мозолило. Но денег на это надо — мама дорогая! Однако и запущенность можно монетизировать. Как? Составляем список таких жутких и неэстетичных мест в регионе, разрабатываем туристические маршруты, готовим экскурсоводов и даем рекламу. "Ржавое кольцо Минщины!", "Апокалипсис на Гомельщине!", "Призраки Витебщины!", "Зомби-тур по Могилевщине!" и т.д. И ждем в гости любителей адреналина, экстремалов и просто любопытных людей. А самое главное, что инвестиции минимальны! Одно таблички повесить да пластмассовые скелеты разбросать для антуража. Ну, и сшить из простыней костюмы для "привидений"...

В результате местные бюджеты на ровном месте могут "снять" копеечку. А трэш-туристы — удовлетворить свой приключенческий зуд без риска свернуть голову или напороться на ржавую арматурину. Все счастливы! А если это ввести в уши иностранцам, то дело пахнет хрустящими долларами и евро. Ведь пляжами, отелями, замками никого уже не удивишь. А пикник в ракетной шахте или селфи на руинах литейного завода — это круто и необычно.

Все сказанное выше можно воспринимать как шутку. А можно — как перспективную идею. Примеров, когда деньги делают буквально из воздуха, в наше время немало. Стоит только выйти за пределы привычных стереотипов. Пусть нет у нас моря, и с горами не очень повезло. Но можно поискать и найти то, чего нет у других. Каким бы непривычным и неэстетичным оно ни казалось на первый взгляд. Туриста надо удивлять!

Валентин БОЙКО

bоіkа@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.