Вы здесь

Всеволод Шимов: Страна снова оказалась между молотом и наковальней


Для Беларуси этот год во внешнеполитическом плане начинается довольно интересно. Президент Республики Беларусь подписал Указ о безвизовом въезде для граждан 80 государств мира, а Евросоюз выделил деньги на лагеря для беженцев на нашей территории. Корреспондент «Звязды» побеседовал с политологом Всеволодом Шимовым, доцентом кафедры политологии юридического факультета БГУ, и выяснил, как изменятся наши отношения с Европейским союзом, с Россией и стоит ли ожидать потоков мигрантов в Беларуси.


Окошко в... Беларусь

— Какой реакции на безвизовый въезд стоит ожидать от Европейского союза?

— Сложно сказать, потому что пока особой реакции со стороны ЕС мы не наблюдаем. Обсуждение об облегчении визового режима ведутся уже давно. Беларусь в этом плане находится в непростом положении, потому что визы для нас очень дорогие, даже если сравнивать с Российской Федерацией. Поэтому я думаю, что этот шаг был рассчитан на то, что со стороны ЕС будут сделаны какие-то ответные действия. Будем ждать.

— А какое решение со стороны Беларуси может появиться вслед за этим шагом?

— Это вопрос не только белорусско-европейских отношений, но и белорусско-российских. В российских СМИ реакция на этот шаг была неоднозначной, а позже появились сообщения, что российская сторона ввела досмотр пассажиров из Беларуси в аэропортах, чего уже давно не было. Поскольку мы являемся участником интеграционных объединений с Российской Федерацией, то и визовая политика в отношении третьих стран должна иметь согласованный характер. Поэтому дальнейшие действия Беларуси в этом направлении зависят от позиции России. Учитывая ее сложные отношения со странами ЕС, а также с США, такие шаги белорусской стороны могут восприниматься достаточно болезненно. Необходим баланс, который удовлетворит все заинтересованные стороны.

— Какой, на ваш взгляд, вектор развития для Беларуси более перспективный — Евразийский экономический или Европейский союз?

— Однозначно ЕАЭС, потому что в историческом, культурном, языковом и экономическом контекстах мы привязаны к этому региону. Здесь наши традиционные рынки сбыта, здесь ресурсная база для белорусской экономики.

Кроме того, мы видим, что европейская интеграция сегодня переживает очень глубокий кризис. Европейскому союзу сейчас не до расширения. Если еще 10 лет назад, во времена стремительного расширения ЕС, возникала идея переориентироваться на Запад, то сегодня совершенно очевидно, что в Европе нас абсолютно не ждут, Евросоюзу мы как участник объединения не нужны, поэтому ответ на вопрос очевиден. Конечно, нам нужно поддерживать максимально добрососедские и тесные отношения, но говорить об интеграции в Европейский союз абсолютно бессмысленно.

Единство народа и границы

— Посещая Свято-Духов кафедральный собор в праздник Рождества Христова Александр Лукашенкоотметил: "Мы никому не можем отдать эту землю и это государство. Она нам досталась в непростой исторической действительности..." Всеволод Владимирович, почему именно сейчас зашла речь о единстве народа и государственных границ?

— Эта тема стала проявляться не сейчас. На мой взгляд, она обрела повышенную актуальность с 2014 года. Вполне понятно, что эти слова прозвучали в контексте украинского кризиса, а также в контексте ухудшения отношений между Россией и странами Запада. В результате обострения Беларусь оказалась, с одной стороны — в привычном, а с другой — в некомфортном положении между молотом и наковальней. Поэтому в этой ситуации патриотическая мобилизация общества выглядит вполне закономерной.

— Кому может быть адресовано заявление нашего государственного лидера?

— Думаю, что оно имеет многостороннего, многовекторного адресата. Заявление направлено на разные стороны: на юг, на север, на восток и на запад. Но в первую очередь для нас актуально геополитическое противостояние Запада и Востока, которое существует в нашем регионе. Поэтому посыл здесь направлен как в сторону ЕС и НАТО, Соединенных Штатов Америки, с которыми у нас отношения достаточно сложные оставались и остаются, несмотря на все дипломатические маневры, которые в последнее время принимаются, так и  в сторону Москвы, потому что отношения между Россией и Беларусью в последнее время также носят достаточно проблемный характер. То есть, с одной стороны, мы союзники, а с другой — наша интеграция продвигается довольно трудно из-за определенных несовпадений трактовок этого сотрудничества. Поэтому это сигнал для Москвы о том, что для белорусской стороны союзничество с Россией остается приоритетом, но оно должно строиться на совершенно равноправных взаимоуважительных паритетных основах.

Нужно ли бояться беженцев?

— Недавно стало известно, что Евросоюз профинансирует строительство лагерей для беженцев в Беларуси. Соответственно, в ближайшем будущем количество мигрантов у нас увеличится. Насколько реально повторение ситуации в Германии, где постоянно происходят беспорядки?

— Произошло некоторое недоразумение. Насколько я понимаю, речь идет не о том, что к нам будут присылать мигрантов из Африки или той же Сирии. Речь именно о том, что будут созданы центры для тех, кто незаконно перешел границу, попал в Евросоюз с территории Беларуси. Мы говорим о гражданах Украины, России, стран Средней Азии. В принципе, проблема не нова, Беларусь выступает как транзитный коридор для разного рода нелегальных мигрантов уже давно. И я думаю, что переговоры, результатом которых стало финансирование лагерей со стороны ЕС, велись давно. Опять же, наш Президент неоднократно подчеркивал, что Беларусь является форпостом, барьером на пути нелегальной миграции. Поэтому здесь речь идет не о том, что к нам будут переселять тех нелегальных мигрантов, которые проникли в ЕС с территории Турции, Северной Африки.

— Как относиться к беженцам белорусам?

— Белорусы просто не сталкивались с этой проблемой, потому сформулированных отношений у нас к ним нет. Беженцы — это всегда проблемы. Это дополнительная социальная нагрузка, это трудности криминального характера. Понятно, что они вызывают негатив. Та напряженность, которая возникла в Европе, вполне закономерна. 

Другой вопрос, что сами беженцы в такой ситуации не виноваты. Беженцы, как правило, являются жертвами обстоятельств. Лагеря могут стать рассадниками криминала, наркомании, но не потому, что это люди такие, испорченные от природы, это не так. Жизнь поставила их в такие условия. Поэтому беженцы — это глобальная проблема, связанная с дефектами глобального развития, когда люди вынуждены покидать свои места жительства.

Владислав Лукашевич

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.

Энергетика

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

Беларусь в лидерах по энергоэффективности

А среди стран ЕАЭС — на первом месте.