Вы здесь

Как совместно решать очевидные проблемы?


В минувший вторник главы правительств стран — участниц ЕАЭС приняли участие в заседании межправительственного совета Евразийского экономического союза, которое прошло в Бишкеке. В 2017 году в Евразийском межправительственном совете председательствует Кыргызстан, поэтому Президент Кыргызской Республики Алмазбек Атамбаев встретился с высокими гостями перед началом заседания.


Повестка дня заседания была предварительно достаточно неамбициозна. В ней было 14 вопросов, каждый из которых не носит прорывного характера для евразийской интеграции. Самым важным вопросом предварительной повестки дня стало согласование совместных прогнозов развития агропромышленного комплекса, спроса и предложения государств — членов ЕАЭС по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия на текущий год. Также обсуждался вопрос об организации в странах ЕАЭС производства аналогов выпускаемых в третьих странах комплектующих для машин и оборудования для сельского хозяйства и меры по развитию экспорта на рынки третьих стран сельхозтехники и оборудования, производимых в государствах ЕАЭС.

Но центральным вопросом встречи стала дискуссия премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова и главы правительства России Дмитрия Медведева об основополагающих подходах к евразийской интеграции. По мнению белорусской стороны, в развитии ЕАЭС налицо очень серьезные проблемы. Они и были озвучены белорусским премьер-министром. Андрей Кобяков констатировал, что в отношениях Беларуси и России сегодня не исполняется двусторонняя нормативно-правовая база, которая была создана не в отрыве, а в тесной взаимосвязи с многосторонними договоренностями Евразийского экономического союза. И проблемы в двусторонних отношениях фундаментально влияют на участие Беларуси в многосторонних интеграционных процессах. Беларусь не считает возможным разделять эти два трека, потому что проблемы в двусторонних отношениях влияют искажающе на евразийскую интеграцию. Белорусским премьер-министром была выражена крайняя озабоченность в связи с сохраняющейся неурегулированностью проблем в нефтегазовой сфере, несоблюдением двусторонних и многосторонних договоренностей по условиям поставок энергоносителей и бездействием на этом фоне Евразийской экономической комиссии. При этом было особо отмечено, что Республика Беларусь при подписании Договора о Евразийском экономическом союзе в мае 2014 года обращала внимание в своем заявлении, что будет добросовестно выполнять свои обязательства в рамках договора при условии, что на многосторонней основе будут достигнуты конкретные договоренности о снятии барьеров, ограничений и изъятий в торговле отдельными видами товаров и оказании отдельных видов услуг, в первую очередь в отношении энергоносителей, продукции сборочных производств, и по другим чувствительным позициям. Но, к сожалению, в ЕАЭС не то что не удается реализовать фундаментальные свободы: движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, являющиеся базисом нашего экономического союза, а, напротив, белорусская сторона вынуждена констатировать, что создаются все новые препятствия и барьеры.

Отношения с Россией — не бухгалтерия

На минувшей неделе на совещании, посвященном актуальным вопросам развития страны, Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил:

— Наши отношения с Россией — это не бухгалтерия. Цена на природный газ, который не принадлежит Медведеву, не должна лежать в основе наших отношений. В основе наших отношений лежит нечто большее. И чтобы оценивать эти отношения, надо уходить в середину прошлого века, когда мы третью часть населения положили знаете на что. А если кому-то хочется нагнетать ситуацию и в очередной раз вместо решения вопросов нас упрекать — не получится...

Российскую позицию по этому поводу представил Дмитрий Медведев. Он согласился с тем, что функционирование Единого экономического пространства осложняется изъятиями и ограничениями, отметив, что работа по выявлению таких ограничений идет, она в последнее время ускорилась. Но, по его мнению, перенос партнерами по ЕврАзЭС двусторонних проблем в дела Союза сродни попыткам шантажа. По его мнению, это злоупотребление правом союза. Интеграция имеет наднациональную природу и должна оставаться наднациональной или двусторонней повесткой дня. В ходе заседаний ЕАЭС рассматриваются вопросы, которые касаются абсолютно всех, а не только двух сторон, и ни одна из сторон не должна пытаться совершать размены за общий счет. Также глава правительства России отметил, что, если бы «некоторые страны, присутствующие здесь, не входили в состав нашего Союза или вышли бы из него, они покупали бы сейчас газ по европейским ценам... И не надо ничего доказывать и упражняться в подсчетах, все было бы гораздо дороже».

Оценивая ситуацию, трудно согласиться с тем, что проблемы двустороннего формата для такой небольшой по сравнению с Россией страны, как Беларусь, выходят за рамки многосторонней интеграции. Напротив, их достаточно легко решить, быстро воплотив в жизнь задумки евразийской интеграции — свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, не откладывая решения по этим аспектам в дальний ящик. Если это будет воплощено в жизнь, снимутся и основные проблемы в двусторонних отношениях. Снятие барьеров также создаст дополнительный стимул к привлечению в ЕАЭС новых членов, что актуально для повышения емкости внутреннего рынка и повышения интереса внешних инвесторов к приходу в ЕАЭС с конкретными проектами.

Сергей КИЗИМА, доктор политических наук


Комментарий в тему

Заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Сергей ГАЙДУКЕВИЧ считает, что для решения вопросов по линии Беларусь — Россия необходимо подключать парламентариев и экспертов:

— Во взаимоотношениях между Беларусью и Россией было разное. Вопросы приходилось решать, и ничего тут удивительного нет: отношения межу странами развиваются. Сегодня надо успокоиться и не политизировать ситуацию, а восстанавливать диалог и правительству, и законодательным органам, потому что ситуация такой оставаться долго не может. Необходимо выстроить тактику действий. Руководство парламента может связаться с коллегами из России для того, чтобы совместно разрешить вопросы.

Есть смысл провести круглые столы, пригласить экспертов. У обеих стран есть вопросы друг к другу, по которым не найден консенсунс. Теперь сложилась ситуация, когда разговор идет между руководством государств, а политическая элита только наблюдает за процессом. Необходимо и ее, и парламентариев подключать. У нас с Россией вопросов было много, и в энергетике в том числе. Необходимо и сегодня выходить из этой ситуации.

Надежда АНИСОВИЧ

аnіsоvісh@zvіаzdа.bу

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.