Вы здесь

Как сироты переходили из рук в руки


Недавно довелось присутствовать на судебном заседании, где решался вопрос о лишении родительских прав. Оказалось, что мать уже проходила подобную процедуру, но через некоторое время смогла отстоять свои права и вернуть сына. На этот раз дело касалось уже двоих детей.


Из роддома – на газон

Глядя на эту женщину, назовем ее Галина*, и не поверишь сразу, что она способна отказаться от детей. Невысокая, стройная, хорошо одетая. Аккуратные светлые волосы собраны в привлекательный «хвост», лицо без макияжа. Взгляд спокойный, уверенный. Не скажешь, что она слабая женщина. Скорее слабым можно назвать ее мужа, Василия*. Перед заседанием суда узнала, что он немного моложе жены, которой исполнилось 40 лет. И на суде вел себя как человек, который сам требует опеки. Таскался за Анной с таким видом, будто ему все безразлично. Женщина вела себя сдержанно и молчаливо.

Кроме родителей на суде присутствовала и родная бабушка детей – мать Василия, и ее сожитель. В качестве свидетелей – представители органов опеки, соседи, воспитатели, члены профилактической комиссии, педагоги, представители местной власти, трудового коллектива.

Первое впечатление – нельзя от такой женщины детей забирать. Эмоции были на ее стороне и искали повода за что-нибудь зацепиться.

Но свидетельства проявляли драму семьи, в основе которой оказалось банальное пьянство.

 

...Началась эта история почти три года назад, когда в семье Василия и Галины родился сын Антон*. Но через два месяца мальчика нашли буквально на газоне в центре Гродно. В это время его родители пили-гуляли на квартире своей знакомой, к которой приехали из Гродненского района. По их версии, ребенок украли. Милиция отправила найденыша в больницу, оттуда мальчик попал в Дом ребенка. После длительного процесса суд вынес решение лишить родителей права воспитывать ребенка. Василий и Галина решили вернуть сына..

Снова в приют

– Всстановиться в родительских правах непросто, – отметила старший помощник прокурора Гродненского района Елена Дайлида. – Мало кто может такой экзамен выдержать. В Гродненском районе за последние пять лет только дважды возвращали детей биологическим родителям, а ежегодно таких дел рассматривается около 30.  

Маленькому Антону повезло. Свой второй день рождения он встретил не только с мамой и папой, но и с маленьким братиком Павлом*, родившимся, пока Антон был в Доме ребенка. Казалось бы, все должно наладиться. У Василия есть работа, жена, сыновья. О чем заботиться, как не о детях?

Однако не прошло и года, как детей снова пришлось отправить в приют. Их забрали на улице, от родителей, которые были в нетрезвом состоянии в пьяной компании.

– Почему вы тягаетесь за мужем, вместо того, чтобы воспитывать детей? – поинтересовалась помощник прокурора у Галины.

Оказалось, что Василий поехал в Гродно платить кредит за окна, а Галина переживала, что он может пропить деньги, вот и поехала за ним с детьми. А почему их забрали, не помнит. Василий сказал, что был в шоковом состоянии и даже хотел себе вены вскрыть. Галина спасала мужа и забыла о детях. Только через неделю от бабушки они узнали, что дети снова в приюте.

– Приходили ли вы к ним? – задает вопрос представитель прокуратуры.

Галина в ответ лишь глаза опустила.

Дети – обуза?

А между прочим, посещать детей в приюте не запрещено, сообщили в Гродненском доме ребенка. Наоборот. Если родители будут приходить, приносить подарки, предметы гигиены, проявлять заботу, то через полгода могут подать заявление на восстановление родительских прав.

Надо сказать, что Галину и Василия сначала поддерживали – и сельский Совет, и местные жители. Помогли устроиться на работу в местное хозяйство. Комиссия по профилактике неоднократно отмечала, что они наладили семейный быт. Те, в свою очередь, заверили, что изменили свое отношение к детям. Василий закодировались от алкогольной зависимости. Они спешили, так как Антон уже стоял в списках на усыновление.

– Первый раз их все поддержали, на суде выступили за то, чтобы им вернули сына. Мы видели, что младший их сын ухоженный, посчитали, что так будет и впредь. Лояльно отнеслись, – рассказали в сельском Совете. – Однако скоро Василия снова стали видеть пьяным.Он бросил работу.

Мне эта ситуация напоминает качели. На одной стороне – родители, на  другой – правовые и социальные службы. Дети на них качаются туда-сюда. Так случилось и с Антоном, который в свои три года несколько раз переходил, что называется, из рук в руки. И наконец, решением суда эти качели остановили. Только дети оказались не с родителями, а по другую сторону. Антон снова получил статус социального сироты. Такая же судьба постигла и его младшего братишку, которому нет еще и двух лет. 

Шанс на детство

Во время судебного дела позвонила в Дом ребенка, где находились мальчишки. Но воспитатели не скрывают, что каждый ребенок проходит период адаптации. Многие закрываются в себе, плачут, кричат. Стрессовая ситуация не обошла и наших малышей. Нужен не один месяц, чтобы они «отогрелись».

В Гродненском доме ребенка находится более 80-ти детей до трех лет. Все они либо отказники, либо отобраны у нерадивых родителей. Возвращается в биологическую семью процентов двадцать. Зато есть шанс встретить новых родителей. По словам воспитателя, чем раньше заберут у горе-родителей детей, тем легче они привыкнуть к новой семье. Как свидетельствует статистика, усыновляют 50% детей. Сейчас в Гродненском районном суде рассматривается свыше десяти дел по усыновлению.

Теперь у Антона и его братика другие мама и папа. Возможно, дети получили шанс на детство, которого были лишены...

А что с Галиной и Василием? Чтобы получить ответ на этот вопрос, вместе с представителем сельского Совета едем в деревню, где они живут. Их дом виден издалека. Это двухэтажное кирпичное здание у дороги. Квартира нерадивых родителей на втором этаже, на первом живет мать Василия. Но ни в первой квартире, ни во второй, не откликнулись. Кружила по двору, и меня не покидало ощущение пустоты. Возможно, от вида детских игрушек, сваленных в кучу у забора...

*Имена изменены по этическим соображениям.

Маргарита УШКЕВИЧ

margo@zviazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.