Вы здесь

Лучший водитель и город знает, и драки разнимает


Пару лет назад Илья МАКЕЙЧИК подвозил друга в троллейбусный парк, на работу. Сам он в то время только вернулся из армии и искал вакансию. Товарищ и предложил: а давай зайдем спросим, идет ли сейчас набор у водителя? Они как раз были нужны. Так Илья попал на работу в столичный троллейбусный парк №3. А в этом году он стал лучшим среди водителей троллейбусов на городском конкурсе профессионального мастерства «Минский мастер — 2017».


Когда дороги — две

...Сегодня Илье во вторую смену, поэтому он встречается с нами в обед, как раз перед выездом. Ботинки начищены, фирменная рубашка отутюжена. «Мне нравится, что у водителей есть единая форма. Но я бы ее доработал. Ведь в этой рубашке жарко», — улыбается он.

Работает Илья на маршруте №47. Шутит, что водители его между собой называют соцмаршрутом: троллейбус проезжает больницу, поликлинику, пункт приема вторсырья. Поэтому среди пассажиров много пенсионеров и тех, кто сдает картон и металлолом. Но скоро парень перейдет на другой маршрут — №10.

— Мне он больше нравится. На проспекте Победителей пассажиропоток большой, продажа талонов лучше идет. А от этого зависит и моя зарплата. Ранее водитель получал 12,5 копейки с каждого проданного талона, теперь — 25, — рассказывает Илья.

Трудовой стаж парня — три года, из них два с половиной — за рулем троллейбуса. Прежде чем выехать на маршрут, будущие водители проходят полугодовые курсы. Сначала осваивают теорию в Минском государственном профессиональном лицее №3 ​​машиностроения, потом — стажируются.

— У нас фактически две дороги, — замечает Илья. — Надо и перед собой, и наверх на линию смотреть. На автобусе, думаю, проще работать. Маневрировать удобнее. А мы не можем быстро продвинуться в третью полосу, так как нам не позволит линия.

— Обычно за рулем троллейбусов видишь женщин...

— В нашем парке их немного. Вот в четвертом — много. Женщины еще дадут фору некоторым водителям-мужчинам!

В конкурсе профессионального мастерства парень участвовал в третий раз. Вместе с ним в этом году за звание лучшего в профессии боролись 18 человек. Водителям нужно было выполнить определенные фигурные элементы: «туннельные ворота», заезд в бокс передом и задом, подъезд к остановке, «змейку», диагональную парковку и другие. А во время теоретической части соревнований — ответить на 30 вопросов по Правилам дорожного движения. Илья справился с теорией 64 секунды! В конце выбирали двух водителей с наилучшими результатами и проводили авто-спринт. Два троллейбуса наперегонки проходили трассу: кто показал лучшую скорость и получил меньше штрафных очков, тот и победитель.  

Спрашиваем о сложностях в работе. Илья сразу отмечает график. Первая смена у водителей начинается в пять часов утра.

На работу добираются на «дежурке» — в парке нужно быть за 20 минут до выезда, чтобы успеть подготовить троллейбус. А еще профессия требует постоянного внимания, ведь ты несешь ответственность за пассажиров. Из-за того что постоянно находишься в напряжении, за смену очень устаешь.

— На дороге больше всего мешают машины, которые стоят на остановках и не дают подъехать. У нас в инструкции прописано, что мы должны останавливаться не далее чем за 20 сантиметров от бордюра. А еще по моему маршруту автошкола находится — постоянно учебные машины ездят. Пристроишься за таким авто (а оно может два раза заглохнуть), потом приходится нагонять время, чтобы вписаться в график.

Опаздывать водителем нельзя, как и опережать расписание — могут лишить премии. Отклонение в одну минуту допустимо, но, признается собеседник, бывают очень придирчивы пассажиры, жалуются в парк даже из-за такого опоздания.

Сила фирменной рубашки

Илья хорошо знает Московский район. Поэтому, когда к нему подходят спросить, как добраться по каком-то адресу, подсказывает, где выйти или на какой транспорт пересесть.

— Буйные пассажиры встречались?

— Бывало. Помню, пьяные парни начали в салоне биться, а рядом — женщины сидят. Других мужчин не было. Пришлось вмешаться самому. Нет, обошлось без кулаков. Просто сказал: «Пожалуйста, выходите, далее троллейбус не поедет». Те ребята, увидев на мне форму водителя, нормально отнеслись и оставили троллейбус. Драться со мной пока не лезли, — улыбается собеседник.

— А если увидишь, что кто-то бежит к троллейбусу, подождешь?

— Я никогда сразу не закрываю дверь. Думаю: пусть на минуту позже поеду, но сделаю доброе дело. Бывает, люди потом махнут мне, подойдут и скажут «спасибо», — приятно.

Интересуемся: если кому-то из пассажиров стало плохо, может ли водитель отвезти его в больницу? «Нет. По инструкции мы должны остановить транспорт и вызвать «скорую». Пассажиры любят сразу валидол предлагать. Но, мне кажется, давать человеку таблетки, не зная, что с ним, опасно».

Сам Илья в основном ездит на собственном авто. Смеется, что общественного транспорта ему и на работе хватает.

Зарплата, кстати, у молодого водителя приличная — 800—900 рублей.

— Мне профессия нравится. Я еще когда был маленький, очень тянулся к рулю. С папой ездил — всегда хотелось самому управлять. Будто нашел себя. В будущем планирую повысить и свой класс: осенью пойду сдавать на второй. А еще через год безаварийной работы можно первый класс получить. Наверное, первый класс и победа в «Минском мастере» — вершина для водителя (смеется).

Наталья ЛУБНЕВСКАЯ

lubneuskaya@zvіazda.by

Фото Сергея НИКОНОВИЧА

Выбор редакции

Экономика

Специалисты рассказали об особенностях функционирования АЭС

Специалисты рассказали об особенностях функционирования АЭС

О контроле за состоянием АЭС рассказали эксперты Госатомнадзора.

Жилье

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Пожилые люди не могут переехать из аварийного жилья в нормальное. Почему?

Дом № 76 по ул. Волгоградской в Минске был признан аварийным еще в нулевых.

Экономика

В Минске продается более 10 тысяч квартир

В Минске продается более 10 тысяч квартир

На вторичном рынке жилье продолжает дешеветь (в глобальном плане без перерывов) уже с сентября прошлого года.

Общество

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Обмануть Альцгеймера. Как сохранить ясный ум до глубокой старости?

Неужели эту тяжелую болезнь так легко обвести вокруг пальца?