19 сентября, среда

Вы здесь

Форма сути: вначале было яйцо


Вопроса, что первично: яйцо или курица — для студентов кафедры графического дизайна Белорусского государственной академии искусств больше не существует. Свои ответы они выложили в определенной форме, но с авторским подходом, что отразилось на выставке «К яйцу» в Национальном центре современных искусств. 


Работа Ивана Лукинского.

Но здесь отражено нечто большее, чем просто яйцо. Здесь оно становится объектом для игры с формой, для креатива и создания неожиданных образов, за которыми уже просматривается суть, наполнение или даже содержание яйца. Все это дало почву для вдохновения студентам преподавателя, известного дизайнера и плакатиста Руслана Найдена. Проект доказывает: обучение даром не проходит, идет обмен опытом между поколениями творцов, передача навыков и пробуждение творческого начала с особым авторским видением. И с пониманием: что есть современное искусство, есть ли в нем то, что позволяет по-новому осмысливать или воплощать рисунки на плоскости и объекты в пространстве? Но главное, насколько все это может быть интересно обычным людям.

Может. Стоит зайти в зал, чтобы понять: в нем для экспозиции используются вертикальные плоскости (стены) и горизонтальные (постаменты для демонстрации собственно яиц). Одно с другим перекликается. На стенах — проект, в котором студенты предлагали свои разработки для дизайнерских визиток: а это плоская квадратная или прямоугольная форма. Здесь сыграл свою роль профессионализм Руслана Найдена как художника-графика, который получал образование в Московском полиграфическом институте. Но по его мнению невозможно овладеть техникой работы на плоскости, если не попробовал создавать пространственные объекты.

Поэтому основа экспозиции — в виде объектов-яиц, форма которых подчеркивается размещением на квадратных подставках. Очень концептуально, а еще и из-за того, что гармония форм усиливается гармонией цветов: черное с белым, с легкими пробуждающими вкраплениями ярких акцентов. Ведь какое же яйцо, например, без желтка?..

В одном из экспонатов желток специально подчеркнут — он даже светится в прозрачном белке — попробуйте условно снять с сырого яйца белую скорлупу. В жизни невозможно, но искусство имеет силу подчеркивать суть вещей. Яйцо — это еще и символ рождения жизни, и символ того, что этому способствует. Студенты не стеснялись и не сдерживали дизайнерскую фантазию: пара яиц или яйцо с сосудами-прожилками, яйцо, где птенец вот-вот прорвет скорлупу и вылезет на поверхность, яйцо-груша или яйцо-еж, либо женский бюст с драгоценным украшением... Черно-белые инсталляции, где обыгрывается форма яиц, но она получает всестороннее осмысление: природное, художественное и даже психоделические.  

Работа Ольги Макаревич.

Недаром на подготовку выставки ушло много времени: каждый экспонат отбирался в соответствии с концепцией — сделать обычное яйцо (объекты небольшие, приближенные к реальным размерам) предметом философского рассмотрения. «Это была командная работа, основой для нее стала моя идея, которую развивали студенты, — отметил куратор проекта Руслан Найден. — Мы отошли от стереотипов и представили как результат работы, так и процесс взаимодействия автора и объекта».

Яйцо как первоформа становится предметом художественного рассмотрения не впервые. В Беларуси его вообще любят. Например, форма яйца стала основой для создания проекта века «Двенадцать из ХХ» Владимира Цеслера и Сергея Войченко: таким образом художники воплотили знаковых фигур. Но еще раньше к философскому осмыслению сути яйца подошел поэт Алесь Рязанов вместе с художником Виктором Маркавцом: их яйцеквадраты имели резонанс не только творческий. На самом деле это же так просто: соединить две формы, родив новую сущность (что потом становится даже брендом).

Вспоминаю те проекты не зря: новое обращение к форме яйца — новые идеи, другие художественные образы. Без повтора! Что свидетельствует о беспредельности яйца как сущности и как формы. Недаром искусствовед Татьяна Бембель в предисловии к выставке говорит о биопринципах, которые пришли в дизайн и становятся в этом творческом направлении все более ощутимыми.

Но что это может дать нам, обществу, стране? Все просто: дизайн — искусство прикладное, оно проникает в жизнь через предметы и бытовые вещи, подчеркивая их особенность, необычность, пробуждая творческую мысль у человека, который ими пользуется (теми же визитками, например). Или даже если дизайнерские разработки в виде оригинальной упаковки или внешнего вида утилитарных вещей соединяются с жизнью, они вдохновляют владельцев на креатив, создают хорошее настроение или заставляют просто улыбнуться — даже тогда это подсознательно работает в человеке, способствует развитию его индивидуальности. Согласитесь, когда наша промышленность предлагает вещи с оригинальной подачей, мы скорее обратим на них внимание, более охотно что-то приобретем. Дело за малым: сделать так, чтобы креативный потенциал молодых дизайнеров с их отличительным взглядом на вещи был востребован в своей стране. Ведь подача всей той прекрасной продукции, выпускаемой на наших предприятиях, также имеет значение: пусть будет красиво. И с идеей.

Лариса ТИМОШИК

tsimoshyk@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Все, что нужно знать про заместительную гормональную терапию

Лишний вес, бессонница, приливы, нарушения давления и остеопороз — далеко не все проявления, подстерегающие женщину в определенном возрасте. 

Экономика

Можно ли управлять спросом потребителей?

Можно ли управлять спросом потребителей?

От спонтанной покупки со «скидкой по-белорусски» можно не только не получить какой-либо экономии, но и переплатить за нее.

Спорт

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Вячеслав Грецкий: Иногда называют меня Уэйном

Про знаменитую фамилию и современность белорусского хоккея.

Общество

Андрюс Пулокас: В Беларуси ищу не различия, а совпадения

Андрюс Пулокас: В Беларуси ищу не различия, а совпадения

С Литвой у нас общее историческое прошлое и теперь она — наша ближайшая соседка в Евросоюзе.