Вы здесь

Форма сути: вначале было яйцо


Вопроса, что первично: яйцо или курица — для студентов кафедры графического дизайна Белорусского государственной академии искусств больше не существует. Свои ответы они выложили в определенной форме, но с авторским подходом, что отразилось на выставке «К яйцу» в Национальном центре современных искусств. 


Работа Ивана Лукинского.

Но здесь отражено нечто большее, чем просто яйцо. Здесь оно становится объектом для игры с формой, для креатива и создания неожиданных образов, за которыми уже просматривается суть, наполнение или даже содержание яйца. Все это дало почву для вдохновения студентам преподавателя, известного дизайнера и плакатиста Руслана Найдена. Проект доказывает: обучение даром не проходит, идет обмен опытом между поколениями творцов, передача навыков и пробуждение творческого начала с особым авторским видением. И с пониманием: что есть современное искусство, есть ли в нем то, что позволяет по-новому осмысливать или воплощать рисунки на плоскости и объекты в пространстве? Но главное, насколько все это может быть интересно обычным людям.

Может. Стоит зайти в зал, чтобы понять: в нем для экспозиции используются вертикальные плоскости (стены) и горизонтальные (постаменты для демонстрации собственно яиц). Одно с другим перекликается. На стенах — проект, в котором студенты предлагали свои разработки для дизайнерских визиток: а это плоская квадратная или прямоугольная форма. Здесь сыграл свою роль профессионализм Руслана Найдена как художника-графика, который получал образование в Московском полиграфическом институте. Но по его мнению невозможно овладеть техникой работы на плоскости, если не попробовал создавать пространственные объекты.

Поэтому основа экспозиции — в виде объектов-яиц, форма которых подчеркивается размещением на квадратных подставках. Очень концептуально, а еще и из-за того, что гармония форм усиливается гармонией цветов: черное с белым, с легкими пробуждающими вкраплениями ярких акцентов. Ведь какое же яйцо, например, без желтка?..

В одном из экспонатов желток специально подчеркнут — он даже светится в прозрачном белке — попробуйте условно снять с сырого яйца белую скорлупу. В жизни невозможно, но искусство имеет силу подчеркивать суть вещей. Яйцо — это еще и символ рождения жизни, и символ того, что этому способствует. Студенты не стеснялись и не сдерживали дизайнерскую фантазию: пара яиц или яйцо с сосудами-прожилками, яйцо, где птенец вот-вот прорвет скорлупу и вылезет на поверхность, яйцо-груша или яйцо-еж, либо женский бюст с драгоценным украшением... Черно-белые инсталляции, где обыгрывается форма яиц, но она получает всестороннее осмысление: природное, художественное и даже психоделические.  

Работа Ольги Макаревич.

Недаром на подготовку выставки ушло много времени: каждый экспонат отбирался в соответствии с концепцией — сделать обычное яйцо (объекты небольшие, приближенные к реальным размерам) предметом философского рассмотрения. «Это была командная работа, основой для нее стала моя идея, которую развивали студенты, — отметил куратор проекта Руслан Найден. — Мы отошли от стереотипов и представили как результат работы, так и процесс взаимодействия автора и объекта».

Яйцо как первоформа становится предметом художественного рассмотрения не впервые. В Беларуси его вообще любят. Например, форма яйца стала основой для создания проекта века «Двенадцать из ХХ» Владимира Цеслера и Сергея Войченко: таким образом художники воплотили знаковых фигур. Но еще раньше к философскому осмыслению сути яйца подошел поэт Алесь Рязанов вместе с художником Виктором Маркавцом: их яйцеквадраты имели резонанс не только творческий. На самом деле это же так просто: соединить две формы, родив новую сущность (что потом становится даже брендом).

Вспоминаю те проекты не зря: новое обращение к форме яйца — новые идеи, другие художественные образы. Без повтора! Что свидетельствует о беспредельности яйца как сущности и как формы. Недаром искусствовед Татьяна Бембель в предисловии к выставке говорит о биопринципах, которые пришли в дизайн и становятся в этом творческом направлении все более ощутимыми.

Но что это может дать нам, обществу, стране? Все просто: дизайн — искусство прикладное, оно проникает в жизнь через предметы и бытовые вещи, подчеркивая их особенность, необычность, пробуждая творческую мысль у человека, который ими пользуется (теми же визитками, например). Или даже если дизайнерские разработки в виде оригинальной упаковки или внешнего вида утилитарных вещей соединяются с жизнью, они вдохновляют владельцев на креатив, создают хорошее настроение или заставляют просто улыбнуться — даже тогда это подсознательно работает в человеке, способствует развитию его индивидуальности. Согласитесь, когда наша промышленность предлагает вещи с оригинальной подачей, мы скорее обратим на них внимание, более охотно что-то приобретем. Дело за малым: сделать так, чтобы креативный потенциал молодых дизайнеров с их отличительным взглядом на вещи был востребован в своей стране. Ведь подача всей той прекрасной продукции, выпускаемой на наших предприятиях, также имеет значение: пусть будет красиво. И с идеей.

Лариса ТИМОШИК

tsimoshyk@zviazda.by

Выбор редакции

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.  

Экономика

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Беспилотный карьерный самосвал БелАЗ — это не будущее, а настоящее

Цифровизация экономики касается всех сфер — от медицины и аграрной отрасли до промышленности.

Общество

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

Как в ЕАЭС пытаются решить проблему с мусором

С каждым годом объемы потребления товаров растут. А значит, и мусора становится все больше.