Вы здесь

Информационное общество как «бои без правил»


Не знаю, как вы, а я очень не люблю быть непредвиденным свидетелем разного рода конфликтов и скандалов. Стоишь в стороне, наблюдаешь за всем, смущенно улыбаясь, и вмешаться хочется — сказать что-то примирительное («Ребята, давайте жить дружно!»), а не можешь, так как, если на то пошло, это абсолютно не твое дело. Машешь рукой и по возможности стараешься скорее конфликтное пространство оставить.


Я недавно попала в такое ​​вот пространство виртуальное. Знакомая ошибочно включила меня в вайбере в группу родителей одного столичного детского сада. В принципе, мне бы сразу проявить деликатность и с этой не моей группы выйти. Но тут началась интереснейшая и очень показательная переписка между ее участниками, которые так увлеклись ей, что не заметили постороннего человека. Ну, а посторонний человек притих и стал за всем действом наблюдать — профессиональное любопытство взяло верх над порядочностью. Впрочем, честно признаюсь, совершенно за это не стыдно. Ведь, выясняя отношения на просторах глобальной сети, да еще в открытой группе, нужно знать, что это по сути то же, как делать это на людной улице или в общественном транспорте — обязательно найдутся любопытные зеваки.

Короче, речь там шла о новогодних подарках для детей. Кто-то из усердных друзей родительского комитета вывесил на обозрение фото рекламы этих подарков: мол, кто хочет, закажите своим детям. Кто-то подумал, что это подарки, которые будут покупать организованно за собранные деньги, и стал требовать сообщить, что именно в тех упаковках есть. Выяснилось, что подарки уже куплены, а это реклама — просто для тех, кто вдруг захочет купить конфеты детям еще и домой. Здесь нашлись родители — разговор в сети начал оживляться, подтянулись другие участники группы — которые стали протестовать против конфет: мол, каждый год конфеты, на них у детей аллергия. После бурного обсуждения (ведь у конфет нашлись и многочисленные поклонники) кто-то вдруг резонно заметил: подарки же уже куплены!

И тут начался настоящий театр — рязанавский «Гараж» отдыхает. Особенно досталось родительскому комитету, который эти подарки и покупал. И почему не посоветовались, что покупать, и куда идут собранные деньги, и вообще, кто в том комитете. Родительский комитет в лице одной женщинки (той самой, что имела неосторожность разместить ту несчастную рекламу подарков) как мог отбивался с помощью еще нескольких мам, которые стали на его защиту. Кто-то терпимо пытался остановить спор: мол, что ломать копья, подарки уже купили, и, если бы не эта внезапная виртуальная речь, все, получив их, были бы в конце концов довольны, как и в прошлом году. Кто-то, чтобы разрядить атмосферу, выставил фотки с детского праздника в саду: мол, лучше на детей своих посмотрите! Ничего не помогло: наиболее упорные, как дятлы, клевали свое, снова возвращаясь к теме — нет, уже не конфет в подарках, а ни больше ни меньше — доверия к родительскому комитету. Причем некоторые мамы в срочном порядке подключили к группе и к дискуссии тяжелую артиллерию — пап. Которые редко, но метко начали бросать свои веские соображения.

В общем, закончилось все тем, что на следующей неделе в этом садике будет родительское собрание. Как вы думаете, какая у него будет тема? Правильно — о доверии родительскому комитету и его возможном перевыборе. А начиналось все с абсолютно альтруистического желания одной жизненно активной женщины поделиться полезной информацией с теми, чьи малыши ходят в один садик с ее ребенком...

От этого захватывающего чтива вашему постороннему наблюдателю в самом прямом смысле заболела голова, и я поспешила из этой вайберовской общины ретироваться, пока никто не заметил. А нужным написать об этом, частном и локальном по сути своей, конфликте посчитала вот почему. Явление это становится типичным, по крайней мере в городах, да и деревни недалеко отошли, так как мобильный интернет есть в каждом уголке страны. И поэтому создать группу, объединенную общими интересами (например, детьми — детсадовцами или школьниками), на бесплатной общедоступной интернет-площадке считает своим долгом каждый классный руководитель, воспитатель детского сада или активист родительского комитета. Очень даже удобно — в плане общего уведомления, если нужно сделать какое-то объявление, организованно собрать на что-то деньги и т д. — не надо звонить каждому, бросил сообщение в вайбер, и дело сделано. Что и говорить — строим информационное общество. Но, к сожалению, мы до сих пор не поняли, что в этом обществе должна быть своя культура поведения, свои правила, свои табу. И если тебя в каком-то виртуальном споре никто физически не может перебить или, если нарываешься, просто «заткнуть», это вовсе не значит, что тебе позволено все, ведь вайбер стерпит.

Сестра, у которой в этом году выпускной одиннадцатый класс в столичной гимназии, активно использует вайбер, причем у них общая группа — и родители, и дети. Так вот, как она рассказывает, дети ведут себя в той группе более прилично. Родители же, особо не стесняясь школьников (или, может, не осознавая полностью, насколько публичный их диалог), постоянно выясняют отношения — друг с другом, с учителями, не разбирая выражения. И классный руководитель, как модератор группы, вынуждена постоянно их предупреждать о приличном поведении, а особо завзятых виртуальных крикунов, случается, просто удаляет из сообщества.

Есть еще одна обратная сторона этой общей информатизации: тот, у кого нет современного смартфона с подключенным интернетом, становится, можно сказать, изгоем, потому что об информировании иным способом уже никто особо и не заботится. Недавно, перед большими ноябрьскими праздниками, знакомая потащила своего ребенка первоклассника в субботу из пригорода в столичную школу. А там, оказалось, в первом классе занятия отменили. На вполне обоснованные претензии возмущенной мамы учительница спокойно ответила: «Я же сообщала всем в вайбере». То, что у мамы, которая воспитывает сына одна, нет современного дорогого телефона и, соответственно, доступа к виртуальным объявлениям, никого особо не волнует и не интересует.

У нового для нас слова «информатизация» нет синонимов «вседозволенность» и «безразличие». Пока нет?

Елена ЛЕВКОВИЧ

alena@zviazda.by

Оставить комментарий

Выбор редакции

Калейдоскоп

Чем удивила Белорусская неделя моды

Чем удивила Белорусская неделя моды

Познакомиться с новинками от белорусских дизайнеров можно было на неделе моды, которая проходила в Минске с 7 до 11 ноября.

Общество

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

Как социальная реклама меняет отношение к бездомным животным

«Не бросай меня на даче», «Я тоже хочу встретить Новый год дома» — такие трогательные слова видели жители Москвы на билбордах с социальной рекламой о бездомных животных. 

Культура

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя

Наряду с сладостным упоением кино на «Лістападзе» всегда идет интрига — что и кого международные составы жюри назовут лучшими и с какими формулировками.

Спорт

Как белоруска Вера Хващинская стала лучшей на континенте в русских шашках

Как белоруска Вера Хващинская стала лучшей на континенте в русских шашках

Вера Хващинская начала выступать во взрослых турнирах по шашкам в 15-летнем возрасте.