21 сентября, пятница

Вы здесь

БГА «Песняры»: Борьба с клонами перешла в тихую стадию


Лида, Пушкино, Курчатов, Люберцы, Москва – это список городов, в которых побывал Белорусский государственной ансамбль «Песняры» с 1 по 11 декабря. А 12 декабря вместе с музыкантами на гастроли в Гомель отправился и наш корреспондент.


К девяти утра к студии «Песняров» был подан автобус. Техническая группа ансамбля быстро загрузила аппаратуру, костюмы, дружно и практически одномоментно пришли все музыканты, и как было оговорено, ровно в 9.30 автобус взял курс на Гомель.

– Автобус иногда становится нашим домом, – сказал директор-художественный руководитель «Песняров» Роман Козырев. – В России наш менеджмент старается организовать гастроли так, чтобы в одной или ближайших областях было сразу несколько концертов, так рациональнее.

 – Чем был наполнен уходящий год?

– Активной концертной деятельностью, записываем новый альбом. Осень была богата на интересные гастроли, а летом мы участвовали в торжественных концертах по случаю 500-летия белорусского книгопечатания, юбилеев народных поэтов Янки Купалы и Якуба Коласа. В конце ноября в Грузии проходили Дни культуры Беларуси. Из биографии Янки Купалы, наверное, даже школьники помнят, что он отдыхал в Цхалтубо и тогда же появился «Грузинский цикл» стихов. К одному из стихотворений – «Генацвале» я сочинил стилизованную под грузинское многоголосие музыку. И эту песню на белорусском языке в Тбилиси принимали на ура. Точно так в концертном зале Национальной библиотеки Латвии принимали «Я ліцвін». И это мы еще не пели ее в Вильнюсе! В Эстонии Русский Культурный Центр проводил Дни национальных культур, мы представляли Беларусь и мне особенно радостно от теплого приема, ведь на 1/8 я эстонец, в школьные годы каждое лето хотя бы месяц проводил в пригороде Таллинна. Очень рад количеству и качеству гастролей в этом году, поэтому и заработная плата артистов выросла.

К финансам мы еще вернемся, а пока маленькая справка. Роман Козырев в должности директора-худрука «Песняров» работает чуть больше года. Его предшественник – Вячеслав Шарапов после 13 лет руководства коллективом решил его покинуть, как он признавался автору этих строк, чтобы «уступить дорогу молодым». Собственно, он и рекомендовал Министерству культуры Романа Козырева, который был музыкальным руководителем «Песняров». Теперь и на новой должности у Романа все удачно складывается.

– Бытует мнение, что статус государственного ансамбля предполагает большую финансовую поддержку со стороны Минкульта. А как на самом деле?

– Конечно, государство, в лице Министерства культуры нас поддерживает. У нас отличная материально- техническая база, своя студия, где мы пишем новые песни и репетируем, что очень важно в наше непростое время. Но, конечно, мы не можем просто сидеть и “творить в стол”. Чтобы обеспечивать достойную оплату труда артистам и покупать новую аппаратуру, инструменты мы играем не только плановые концерты в Беларуси, но и коммерческие в России, Латвии, Литве и других странах. К счастью, у нас коллектив единомышленников, нам интересно работать, экспериментировать, ребята спокойно относятся к тяготам гастрольной деятельности, которые, естественно, возникают при таком количестве переездов.

Уверен, мы могли бы больше зарабатывать в России и Украине, но мешают клоны «Песняров». Если раньше они хотя бы афиши заказывали со своими лицами, то сейчас и вовсе беспредел – на рекламных плакатах размещают «Песняров» 80-х годов. Наш юрист совместно с коллегами подготовили соответствующее письмо и от имени Минкульта направили в профильные министерства России и Украины, в очередной раз разъяснив, что все права на общеизвестный товарный знак «Песняры» принадлежит исключительно Государственному ансамблю «Песняры». Когда-то борьба с клонами ансамбля была популярной темой в СМИ, теперь она перешла в тихую стадию. Люди идут на концерты клонов, и поскольку используется наше название, то подрывают наш авторитет своим «фанерным» выступлением. Да и фонограмма у них еще неизвестно какого года рождения…

Мне очень понравилось, как западные интернет-ресурсы отреагировали на наши письма о незаконном использовании бренда «Песняры»: буквально в течение двух дней был удален весь сомнительный контент с Facebook, Instagram и YouTube . Там руководствуются исключительно буквой закона.

– Роман, изменилась ли публика за последние лет пять?

– Да, она постепенно омолаживается. В то же время, например, в России к нам часто подходят люди старшего поколения, благодарят за концерт, на котором они вспомнили молодость. Смена поколений поклонников отражается и на концертных программах. Обычно у нас одно отделение состоит из хитов «Песняров» времен Владимира Мулявина, второе – песни, созданные в коллективе за последние лет 15.

Так за разговорами мы приехали в городской центр культуры Гомеля. Техническая группа выгружала аппаратуру, музыканты разошлись пообедать. В этом смысле больше всего повезло Роману Козыреву, он родом из Гомеля, и на обед отправился к родителям.

Приехать в Гомель и не посетить дворцово-парковый комплекс – непростительно. По дороге ко дворцу, Роман предался ностальгии. Во времена СССР во дворце Румянцевых-Паскевичей был Дворец пионеров, сюда привел отец. Мальчику тогда было 13 лет. 

– В башнях дворца базировались вокально-инструментальные ансамбли, – рассказал худрук «Песняров». – Была группа исполнителей «тяжелого металла» и блюзменов. Вот я был во второй, а руководил нами известный гомельский музыкант Александр Цыганок, я прошел отличную школу у него.

Почти за три часа до концерта музыканты собрались на саунд-чек, а проще говоря, репетицию. Вокалисты распевались, музыканты разыгрывались, звукорежиссер Борис Гридин выстраивал звук. Да, живой звук дело хлопотное…

Роман Козырев по секрету рассказал, что организаторы одного из концертов предлагали «Песнярам» выступить под фонограмму. Мол, нужно уложится по времени, да и формат торжественного собрания требовал, чтобы все было идеально, ведь на концерте ожидаются чиновники высокого ранга. Но Роман настоял на живом звуке. На саунд-чеке настроили технику, правда, потом ее пришлось убрать со сцены. «Песняры» спели а-капелла «Полонез», за эти шесть минут  техники выставили аппарату и дальше музыканты выступали так, как привыкли – вживую. В итоге организаторы концерта поблагодарили Романа за то, что настоял на «живом» звуке.

За полчаса до концерта к «Песнярам» пришла целая делегация гомельских коллег. А я тем временем поговорила с администратором центра культуры. Она посетовала, что продавать билеты на концерты белорусских артистов трудно даже при доступности цен. Билет на «Песняров» стоит от 15 до 20 рублей. Между тем, на концерт Валерия Меладзе ценник был от 120 рублей и ниже. «Люди покупают билеты на тех, кого видят по телевизору, – объяснила администратор и задалась риторическим вопросом: – А сколько показывают белорусских артистов»? Действительно, российское медиа-присутствие в нашей стране велико и Валерия Меладзе мы видим чаще, чем, например, Валерия Дайнеко. Правда, в этом году телеканал СТВ сделал немало, чтобы исправить ситуацию и провел ряд концертов «Золотая коллекция белорусской песни» в больших и малых городах нашей страны, организовал их трансляцию. «Песняры» принимали участие практически во всех выпусках «Коллекции». Благодаря этому проекту и другие наши артисты появились «в телевизоре».

А тем временем на гомельскую сцену вышли «Песняры». Когда они исполняли классику из репертуара ансамбля – «Александрыну», «Слуцкія ткачыхі», «Алесю», «Наши любимые» можно еще было допустить, что люди, ностальгируя, аплодируют прошлому. Но когда они запели «Жняю», «Кацярынку маладую», «Я ліцвін» «Пусть течет река» и «Гэй, кола», публика также была щедра на аплодисменты.

Сами музыканты считают, что секрет в «живом» звуке. А у публики свое мнение: «Музыканты искренние, очень легко и уверенно чувствуют себя на сцене и нас заражают своим азартом». Лучше не скажешь, «народные» рецензии – они всегда самые точные.

Оксана ЯНОВСКАЯ

Фото автора, Андрея БОНДАРЕНКО и Артема ПЕСЕЦКОГО

Видео предоставлено БГА «Песняры»

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

Почему в Беларуси следует оптимизировать количество сельсоветов

И повышать эффективность работы местных органов власти.  

Общество

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Каких педагогов хотят видеть дети в объединениях по интересам?

Для системы дополнительного образования присущ отложенный во времени эффект.  

Культура

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Новый музей и уличные часы теперь есть в Дубровно

Их создали в честь предприятий, которые успешно функционировали в дореволюционное время.