26 сентября, среда

Вы здесь

Эвристические задания - против заштампованности мышления


«В ходе работы у меня появилась ассоциация, что я как тот барон Мюнхгаузен, который взял себя за волосы и сам вытащил из болота. Почему появилась именно эта ассоциация? Наверное, потому, что я иначе посмотрела на образовательный процесс».

«Кухня творческого процесса составления эвристического задания помогла мне раскрыться и работать творчески, по-другому посмотреть на привычные вещи, в конце концов проверить свои знания и умение мыслить нестандартно. И еще увидеть связь не только с учебной практической деятельностью, но и с повседневной жизнью. А это, наверное, самое главное».

И первая, и вторая мысли принадлежат слушателям курса «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково». Что же заставило взрослых и самодостаточных людей снова сесть за парту?


Андрей Король: «Сегодняшние студенты - это завтрашние менеджеры, и они должны быть креативными, гибкими и мобильными...»

Почему много знаний - не синоним успеха?

- Есть преподаватель, и есть студент, учитель и ученик - и от того, как организован между ними диалог, в большой степени зависит результат, - объясняет ректор БГУ, доктор педагогических наук Андрей КОРОЛЬ, который и является автором курса. - Сегодня, к сожалению, образование представляет собой, скорее, монолог. Если говорить о характере отношений между преподавателем и студентом, учителем и учеником, то это есть не что иное, как трансляция педагогом социально адаптированного культурно-исторического опыта своим воспитанникам без учета их индивидуальности. Хотя на самом деле опыт транслировать нельзя, он должен вырабатываться лично.

Мудрость, которую пытаются передать другому человеку, всегда звучит как глупость, потому что у каждого своя мудрость и своя правда... А трансляция готовой информации, упакованной и расфасованной по различным дисциплинам и учебным планам, приводит к тому, что с каждым часом у молодого человека прибывает все больше готовых знаний. Нести сумку все труднее, но самое обидное, что, пока эти знания ему транслируются, они уже успевают устареть. Один из любимых учеников Сократа Аристипп говорил: «Если кто-то много ест, это не значит, что он здоров». В нашей действительности быть экипированным знаниями еще не означает умения их применить. Ценность знаний зависит от способа их получения, но студентов и учащихся лишают возможности участвовать в кухне по «приготовлению» - их подают им на блюдечке в готовом виде...

Авторский курс Андрея Короля аккумулирует более чем двадцатилетний научный опыт и знания в области эвристического обучения. Это своеобразная школа педагогического мастерства для тех, кто готов оторваться от старых желтых конспектов, отойти от лекционной формы обучения, которая все еще продолжает преобладать в высшей школе, и посмотреть на учебный процесс под другим углом. Курс направлен на развитие эвристических качеств у преподавателя, способного действовать в ситуации неопределенности, когда нет готовых решений. Он включает три семинара: «Можно ли обучать всех по-разному, но одинаково? Как разработать открытое (эвристическое) задание»; «Как разработать и провести занятие эвристического типа» и «Как спроектировать и провести эвристическое интернет-занятие».

Участниками первого семинара стали около 150 педагогов и преподавателей БГУ, Гродненского государственного университета имени Янки Купалы, Республиканского института высшей школы, Лицея БГУ и четырех колледжей. Одновременное повышение квалификации педагогов всех ступеней образования - общего среднего, среднего специального и высшего - проходила в межсетевом режиме. А общение, дискуссии и обсуждения проходили в режиме онлайн. Еще одна особенность семинара заключается в том, что здесь отсутствует пассивное слушание. Постижение информации происходит через активное действие, постановку целей, разработку собственных образовательных продуктов (комплекта открытых заданий, сценария занятия или интернет-занятия), которые могут быть задействованы в дальнейшей работе.

Не дать знания, а организовать их поиск

- Можно ли смотреть на мир нестандартно и нешаблонно, когда тебе транслируют стандартную шаблонную информацию? - рассуждает Андрей Король. - Открытие - это взгляд на мир своими глазами, а не чужими. Почему у нас хватает выпускников школ с золотыми медалями и выпускников вузов с «красными» дипломами, но отсутствуют реальные креативные прорывные решения? Более того, часто работодатели говорят: «Забудьте все, чему вас учили». Это, конечно, немного утрированно, но тем не менее система трансляции заранее правильной информации не развивает творческое начало, которое есть в каждом из нас. Полученное от других, как правило, теряется. Почему студенты часто говорят: «Понял я многое, но ничему не научился»?

Эвристическое обучение - это обучение на основе диалога, которое раскрывает ученика. Каждый учащийся создает свой образовательный продукт. Ему предлагается не взять напрямую и усвоить достижения человечества (реализовать монологический подход), а изучать объекты действительности (природы, техники, культуры, науки) самостоятельно, по предложенному педагогом алгоритму. Важнейшим элементом эвристического обучения выступает открытое задание, на которое у каждого может быть свой ответ и которое раскрывает внутренний потенциал учащегося, мотивирует его на поиски. Функции преподавателя/учителя при этом тоже изменяются - не дать знания, а организовать их поиск. На втором этапе свое сопоставляется с чужим - накопленными человечеством знаниями в рамках определенной учебной темы. В результате диалога своего с чужим ученик совершает собственные открытия, познает себя... В диалогичности обучения заложена возможность личного роста для студента или школьника: последний учится ставить собственные цели, сопоставлять, анализировать, развивает свои креативные качества, создает собственный образовательный продукт... Раньше образовательные стандарты оставались неизменными в течение десяти - двадцати лет, а теперь каждые год-два компетенции, которые требуются от выпускников, пересматриваются. Поэтому остро стоит вопрос: чему учить студента?

- Наверное, надо учить учиться, потому что учить чему-то - значит ориентировать на прошлое, - делится своими мыслями ректор БГУ. - Между прочим, наши ученики становятся все более монологическими: они не слышат ни себя, ни других. Отсюда высокая степень тревожности, шаблонность поведения и мышления. Тяга к знаниям исчезает вместе с расширением доступа к любой информации. Надо разорвать этот круг.

Попасть в мотивационную «воронку»

«Представьте, что вы слово. В какое предложение вы хотели бы попасть, какую смысловую нагрузку хотели бы нести? И, попав в толковый словарь, какое значение вы придали бы своему слову?» - это один из примеров открытого задания по русскому языку на тему «Слова и их значения», которое разработала студентка первого курса Гродненского государственного университета.

Или вот еще один пример. Дисциплина «Математика», тема «Математические функции в жизни человека»: «Функция - одно из основных и общенаучных понятий. Сегодня невозможно представить ни одну научную дисциплину без описания содержания с помощью различных функций. Сформулируйте в виде функциональной зависимости: вашу любовь к родным и близким; вашу дружбу (отношения) со студентами группы; ваше уважение к старшим; вашу любовь к родине. Дайте соответствующую аргументацию».

Кипит работа над созданием эвристических заданий, которые должны мотивировать студентов к поиску.

- В современной высшей и средней школе важно обеспечить условия для самореализации каждого учащегося, дать возможность создать образовательный продукт, отличающийся от других. Нужно помнить, что сегодняшние студенты - это завтрашние менеджеры, и они должны быть креативными, гибкими и мобильными, - подчеркивает Андрей Король. - Преподаватели, которые освоят курс «Методика обучения через открытие...», станут работать по-другому, не так, как раньше. Это будут не столько передатчики информации, сколько менеджеры, способные выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого студента...

«Выполняя открытые задания, студенты перестают быть информационными гидами, они вступают на путь более сложный и ответственный - познания самих себя», - так считает выпускник курса.

А вот мнения студентов:

«Открытые задания научили меня составлять собственный план действий, широко мыслить, выходить за рамки обычных мыслей. В заданиях все было интересно, таинственно, я была сама себе детективом, сама расследовала события: что было, а чего не было».

«Я размышляю, проявляю фантазию при выполнении открытых заданий, общаюсь на форуме с однокурсниками, сравниваю их мысли со своими собственными. Разве этого мало? Я уже другая!»

«С помощью эвристических заданий наиболее эффективно может решаться, на мой взгляд, проблема «заштампованности» мышления. Такие задания помогут студенту развиться, лучше усвоить информацию и научиться применять полученные знания. Главной проблемой при внедрении подобной формы обучения в наших вузах, наверное, будет нежелание некоторых преподавателей совершенствоваться и прилагать больше усилий для того, чтобы студент не просто зазубрил, а понял и знал, как этим в дальнейшем пользоваться».

Ректор БГУ Андрей Король считает, что все - в руках преподавателей. Никакая нормативная документация, никакие приказы не в силах изменить ситуацию в учебном процессе, пока конкретный человек не придет и не начнет ее менять. Именно преподаватель может создать мотивационную «воронку» для студента, а на выходе мы все получим не просто «напичканного» знаниями выпускника, а компетентного креативного специалиста, который будет соответствовать потребностям и экономики, и самого придирчивого нанимателя.

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото предоставлено пресс-службой БГУ

Название в газете: Як маналог пераўтварыць у дыялог?

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Как в Беларуси обезвреживают боеприпасы

Бывший Белорусский военный округ считался одним из самых мощных в СССР.  

Общество

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

Откровенный разговор с известным педагогом о родительских страхах

«Если у вас открылся рот, чтобы накричать на ребенка, остановитесь хоть на секунду...»  

Общество

Чего мы ждем от ЕАЭС?

Чего мы ждем от ЕАЭС?

В течение шести лет ЕАБР финансировал мониторинговые исследования.

Экономика

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Как изменятся экономические отношения России и Беларуси?

Мнениями о грядущих переменах обменялись эксперты во время видеомоста Москва—Минск.