Вы здесь

Как на уроке воспитать критическое мышление и социальную ответственность?


«Чтобы приготовить хорошую погоду зимой, вам понадобится много голубого чистого неба, которое можно купить на фабрике погоды. На голубое небо поставьте немного маленьких белых тучек, входящих в комплект, чтобы блестящие снежинки всегда приправляли ваши шапки и шарфы. Затем поставьте в холодильник несколько стаканов снега и через пару часов рассыпьте его кое-где небольшими сугробами по земле. А на деревья обязательно посыпьте иней, чтобы к вечеру все веточки беззвучно искрились от мягкого света месяца, который тоже нужно вовремя выкатить на уже потемневшее небо. И не забывайте вырезать снежинки до следующего дня. Приятной всем погоды!» Как вы думаете, кто может быть автором этого текста?

Или вот вам еще один литературный мини-шедевр: «Когда стертое, казалось бы, прошлое возвращается с запахом засушенной ромашки, когда тихонько заходящее солнце слегка пазолочивает голубовато-серый лес, когда стирается, а потом еще более выразительной становится граница между сегодня и вчера, тогда солоноватые губы выдыхают: «Было когда-то...»


Помочь детям проснуться

Елена КОЗЛОВА: "Мы не можем изменить учеников, но можем изменить себя".

Не сомневаюсь, что многие сейчас в голове лихорадочно перебирают фамилии молодых литераторов, но делаете вы это зря. И первый, и второй текст написали ученики учительницы белорусского языка и литературы Полоцкой государственной гимназии № 1 имени Франциска Скорины Елены Козловой. В первом случае автор — ученица седьмого класса Наталья Краско, а во втором — десятиклассница Анастасия Качан.

Мастер-класс на Рождественском педагогическом фестивале Елены Козловой был посвящен именно созданию учениками собственных текстов на уроках белорусского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

— Василий Сухомлинский когда-то сказал, что «каждый ребенок — поэт, и учителю необходимо ввести его в мир творчества», а Лев Выготский считал, что творчество — норма детского развития. Поэтому наша задача — помочь детям проснуться, — рассуждает учительница. — Мы не можем изменить учеников, которые уже родились с телефонами, не можем изменить их родителей, школьную программу — все это от нас не зависит, но мы можем изменить себя. Учитель, который не читает, не сможет побудить детей к чтению. Учитель, который не создает, не воспитает творческих личностей. Педагог, который отмалчивается на занятиях для учителей, не сделает детей активным. Надо во всем быть примером для учеников!

Елена Козлова поделилась с коллегами рядом приемов, которые она успешно использует и которые помогают ей втянуть учащихся в творческую деятельность.

— Например, в седьмом классе есть задание — перевести на белорусский язык любимый домашний рецепт. Обычно что делают дети? Правильно, открывают «Гугл». Но ведь можно предложить им приготовить что-то необычное. И какое широкое поле для фантазии сразу открывается... Одна из моих учениц, например, решила поделиться «рецептом» хорошей погоды.

Очень интересная работа с этюдами-ассоциациями. Понятие «этюд» применяется прежде всего к произведениям на «свободную тему». В этюдах автор выражает свое отношение к определенным проблемам действительности. Часто этюд вырастает из одного слова (упомянутого, прочитанного или даже из того, что видел во сне) или случайной фразы. Я предложила детям написать этюд на слово «когда-то» (читайте выше. — Авт.), и они меня очень порадовали.
Можно дать, например, детям задание — составить текст со слов на одну букву, например на ту, с которой начинается собственное имя. А толковый словарь будет вам в помощь.

«Павел Петрович, по фамилии Пилипкович, — потомственный путешественник. Пешком прошел Павел Петрович полмира, путешествовал поездом, плавал пароходом... Погулял по Полоцку, посмотрел Поставы, походил по красивым Пинску, Пскову... Переплывал Припять. Птичь. Походил Павел Петрович по полям, по предгорьям. После путешествия привез подарки...» Это лишь небольшая часть творческой работы шестиклассника Захара Шушарта, который очень вдохновился заданием.

Работают ученики Елены Козловой и со стихосказом. Имеется в виду поэтическая медитация, в основе которой — размышление о сути некой вещи, предмета или явления. В стихосказах прослеживаются самые неожиданные ассоциативные связи между отдельными словами и понятиями на основе их звукового подобия. Это своеобразная игра слов, ассоциаций, жонглирование понятиями...

Девятиклассница Дарья Кулеш, например, посвятила свою творческую работу утюгу: «Утюг — франт, так как очень заметная вещь. Он может гладить и ткань, и бумагу. Если медленно его двигать, то он отутюжит каждую складочку, каждый загибчик. В доме утюг чувствует себя очень солидно. Изредка ведет себя как сорванец, так как тоже имеет свою музыку и язык. Он шипит и свистит, скворчит и стрекочет. И его трудно успокоить, пока не остынет. Еще в древние времена все пользовались утюгами. И в наше время у утюга слава трудолюбивого франта».

— Детям обязательно нужно показать пример текста, — поясняет Елена Козлова. — Учиться творчеству нужно у творцов, необходимо брать произведения тех, кого вы любите, и с ними идти к ученикам. Мне с благодарностью дети говорили: «Вы открыли для меня стихи Гилевича» или «Мне очень понравились стихи Евгении Янищиц».

Очень хорошая находка— акростих. Если дети не пишут рифмованные строки, а таких большинство, научите их писать акростих. Акростих есть у Богдановича, Дубовки, Бородулина, Гилевича, Золака.

Прогулка со смыслом

Елена Козлова признается, что настоящее наслаждение ей приносят занятия с мотивированными детьми вне школьных уроков (кстати, она подготовила много победителей Республиканской олимпиады по белорусскому языку и литературе. — Авт.). Однажды после таких занятий в июне учительница пригласила своих воспитанников выйти в школьный двор, чтобы расслабиться, а там в это время радовали глаз пионы. «Я предложила: «Всовываем свой нос в цветы, нюхаем и пытаемся свои ощущения с чем-то сравнить», — рассказывает педагог. — Так появился текст Анастасии Шелепиной «Земные облака».

Элла ЯКУБОВСКАЯ: "Ученикам во время урока приходится думать, говорить, отвечать, дополнять друг друга, обмениваться мыслями".

«Облака... Они, опаленные солнцем, печально плывут по Небесному океану. Ничего сегодня им не мешает... Пионы — дальние родственники Облаков. Они очень похожи на них: неаккуратная форма сладких верхушек, которая изменяется через несколько часов (у облаков это происходит быстрее, так как в пределах Небесного океана другие промежутки времени), одинаковый цвет (но Пионы для нас кажутся ярче, потому что на Облака мы смотрим через толщу Небесного океана). Но в чем-то они отличаются. Во-первых, Облака могут плыть по Небесному океану, поэтому Пионы смотрят на них каждый день. Они задирают свои бутоны так высоко, словно сейчас оторвутся и улетят к ним, к родственникам-облакам... Но у Пионов есть одна самая главная особенность: они пахнут... Теперь можно выйти в сад и понюхать Земное Облако. Запах Пиона не удастся досконально описать. В нем чувствуется нотка только что скошенной травы, свежей росы». Но, самое главное, их запаха не встретишь больше нигде в целом мире и ни один земной язык не может пропеть главную нотку этого аромата. Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. И я, стоя рядом с цветущим Пионом, соглашусь, так как ее неземной аромат и небесный вид отрывает от всего окружающего мира...»

Произведения воспитанников Елены Козловой неоднократно печатались в журнале для подростков «Березка». «Я стихов, к сожалению или к счастью, не пишу, а мои дети пишут, — шутит она. — Мне очень нравится «глянец для подростков» (как позиционирует себя «Березка»). Это просто классный журнал, который приятно держать в руках и интересно читать. Прекрасная творческая площадка для начинающих.

Акцент на сотрудничество

«Познание через сотрудничество, или Старое по-новому» — так звучало название мастер-класса, который провели на Рождественском фестивале педагогического мастерства учителя физики из Жодино Элла Якубовская (гимназия № 1) и Александр Якубовский (средняя школа № 9). Они познакомили коллег с приемами кооперативного обучения (сингапурской методикой).

— Кого мы сегодня учим и воспитываем? Это человек, который будет жить в XXI веке. Какие умения и навыки ему требуются? Коммуникативность, творчество и любознательность, умение работать с информацией, критическое и системное мышление, умение формулировать и решать проблемы, направленность на саморазвитие, социальная ответственность. Если говорить о физике и астрономии, какими методами мы должны их преподавать, чтобы развивать все эти компетенции? Далеко не все из наших учащихся будут решать после школы задачи по физике, но все должны понимать, как действуют базовые физические законы. Поэтому речь идет о развитии универсальных способностей и умений, — подчеркивает Элла Якубовская. — Наша задача — научить ребенка думать, а не научить тому, что именно ему думать.

На мастер-классе у Елены Козловой и учителя углубились в творчество.

При кооперативном обучении создаются не просто группы, а команды, в которые включаются учащиеся с разной успеваемостью. Каждый из них работает на общий результат и разделяет общие обязанности по достижению цели. У каждого члена команды своя роль, которую ему назначает учитель, но она не менее значима, чем у соседа. Со стороны может показаться, что в классе происходит полный хаос, но на самом деле на уроке действуют строгие правила. Между прочим, детям очень нравятся элементы сингапурской методики.

Надо заметить, что во всех международных сравнительных исследованиях (РIRLS, TIMSS, РISА) стабильно лидируют сингапурские школьники: они показывают лучшие результаты в мире по математике и естественным наукам. У них самый высокий уровень функциональной грамотности. Международные эксперты считают, что сингапурская система образования в наибольшей степени соответствует требованиям, которые предъявляет к выпускникам школ так называемая экономика знаний.

— В основе системы, по которой проходят занятия в сингапурских школах, лежит именно кооперативное обучение — коммуникативность и сотрудничество учеников плюс строго заданный алгоритм урока, — объясняет Александр Якубовский. — Сингапурская методика обучения представляет собой набор тезисов и формул (в русском переводе их называют «структурами»). Каждая структура (а всего их 250) имеет жесткие рамки и собственное название. Соединять их друг с другом можно в любой последовательности, урок строится как из кубиков конструктора «Лего». На следующем уроке педагог рассыпает конструкцию и собирает ее уже другими способами.

Умение слушать других

При сингапурской системе школьные столы объединяются по два, за ними рассаживаются четверо школьников. Есть партнеры по лицу и партнеры по плечу. «Партнер по лицу» — это тот, кто сидит напротив тебя. «Партнер по плечу» — тот, кто сидит рядом. «Внимание! слушаем партнеров по плечу, — объявляет педагог. — А теперь послушаем мнение партнеров по лицу». В центре урока — сами дети, а не учитель. Последний становится модератором дискуссии и обеспечивает обратную связь. Ему так проще проверить пройденный материал и найти время для объяснения нового. Один из приемов — High fivе (сигнал тишины). Когда учитель поднимает руку, без криков и репрессивных мер он привлекает внимание всего класса — все мгновенно замолкают.

— Ученикам во время урока приходится думать, говорить, отвечать, дополнять друг друга, обмениваться мыслями, — рассказывает Элла Якубовская. — Один из приемов: школьники записывают свои ответы на маленьких листках. По сигналу учителя они берут их и разбегаются по классу. Ученики становятся лицом друг к другу и поднимают руку. Дети зачитывают друг другу ответы, потом находят себе новые пары и делятся своими ответами с ними. Умение слушать других — очень важное в жизни. Плюс у детей очень хорошо развиваются коммуникативные компетенции и устная речь. А еще сингапурская методика хорошо подходит для того, чтобы захватить учебой более слабых учеников, тем более что она имеет игровые составляющие.

Александр Якубовский: "Один из приемов - High five (сигнал тишины). Когда учитель поднимает руку, все мгновенно замолкают".

У кооперативного обучения вообще много преимуществ: на уроке задействован весь класс, увеличивается разнообразие форм и средств, которые стимулируют творческую активность школьников, повышается их учебная и познавательная мотивация, снижается уровень тревожности у учащихся, исчезает страх оказаться некомпетентным в решении каких-либо задач, развивается критическое мышление и креативность. Групповая работа вроде бы и не новая для нашей школы, но педагоги раньше никогда не добивались того, чтобы каждый член группы, отвечая, вносил в ответ что-то свое. В сингапурской системе все ученики равноправны, каждый должен дать свой короткий ответ.

Но есть и определенные трудности: работе в команде надо сначала научить. Для некоторых детей разделение на группы — болезненный процесс. К тому же и от учителя требуются определенные усилия по координации групп. Чтобы организовать работу учащихся по сингапурской методике, научить их действовать в новой для них учебной ситуации, педагог сам должен не только хорошо владеть данной технологией, но и думать совсем иначе. Иначе посмотреть на свою роль...

«Хочу заметить, что кооперативное обучение — лишь один из видов организации самостоятельной деятельности учащихся, — подчеркивает Элла Якубовская, — и у учителя всегда есть выбор средств для организации урока».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Выбор редакции

Культура

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Хорватский кинофестиваль ZаgrеbDох исследует регион большим экраном

Балканские страны предстали перед зрителем с их насущным.  

Общество

Суворовское училище глазами его учащихся

Суворовское училище глазами его учащихся

Быть суворовцам во все времена было престижно.  

Общество

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

Интернет — зона риска или комфортных покупок?

На 1 января было зарегистрировано 19 400 интернет-магазинов.