Вы здесь

Появится должность персонального ассистента для людей с инвалидностью


Эту весну ждали многие родители детей с синдромом Дауна. Они каждый день стараются адаптировать своих солнечных малышей к жизни в обществе. И их усилия были не напрасны.

Сегодня по всей республике открыты центры раннего вмешательства и центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, создаются инклюзивные группы в детских садах и классы в школах, которые помогают родителям воспитывать особых деток. В апреле сделан еще один шаг к адаптации людей с инвалидностью в обществе. В парламент направлен проект закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции», в котором предусмотрена должность персонального ассистента инвалида. Об этом сообщила Елена Титова, председатель общественного объединения «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», во время конференции, посвященной людям с синдромом Дауна.

— Я сама мать парня с ограниченными возможностями, — сказала Елена Титова. — Поэтому каждой клеточкой понимаю родителей детей с особенностями. Основная наша задача — воспитать и адаптировать ребенка в обществе. Но что дальше, когда он подрастет? Где найти возможности для его адаптации? Шесть лет назад мы столкнулись с трудностями в этом направлении. И вот тогда появилась идея проекта «Мой шанс» — сопроводительное трудоустройство.

В рамках проекта заняты два специалиста-ассистента по трудоустройству. Они — как связь между центром занятости, который направляет людей на работу, и предприятием. Ассистенты контактируют не только с человеком с инвалидностью, но и с коллективами, где он будет устроен. За шесть лет существования проекта было трудоустроено более 50 человек с инвалидностью.

Теперь благодаря закреплению должности ассистента в законодательстве такие помощники появятся по всей республике. Еще больше людей с инвалидностью смогут устроиться на работу. «Тем более опыт показывает, что наше общество уже к этому готово»,— говорит Елена Титова.

Это подтвердил и Василий Павликов, имеющий синдром Дауна:

— Я являюсь сотрудником отеля «Ренессанс». Мне очень повезло, что я стал участником проекта по трудоустройству. Надеюсь, что моя девушка тоже найдет работу и сможет реализовать себя.

Вероника Артем, специалист по работе с персоналом отеля «Ренессанс», рассказала, что Василий работает у них уже более года. Первое время ассистент, назначенный Белорусской ассоциацией помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам, помогала Василию адаптироваться и настроить коммуникацию с сотрудниками. Но первое рабочее место ему не подошло: «Он работал в столовой, там надо было делать все быстро, а Вася привык относиться к работе старательно и точно. Ему просто не подошел темп, и мы его перевели на другую должность. Сейчас он занимается полировкой бокалов и столовых приборов. Вася идеально делает свое дело, даже лучше тех, кто занимался этим раньше. Насчет его девушки... Зовут ее Алеся. В связи с некоторыми ее особенностями мы понимаем, что не вся работа может подходить Алесе, поэтому пока думаем и ищем варианты. Нам важно не просто дать ей рабочее место, нужно, чтобы работа никоим образом не сказывалась на ее здоровье».

В общем, нужно приложить еще много усилий в направлении адаптации общества к жизни рядом с людьми, которые имеют инвалидность. Ведь сегодня для многих еще возникает вопрос: синдром Дауна — это особенность или дефект?

Вспомним историю в Жлобине, которая потрясла общество: 32-летняя женщина отказалась от своей дочери, так как у нее был синдром Дауна. Возможно, эта история не была бы такой известной, если бы мать «солнечной» девочки сделала это тихо, как делают многие. Но женщина решила: в том, что у нее родился такой ребенок, виноваты врачи, которые, мол, не предупредили ее заранее, хотя скрининг, который делается в начале беременности, не выявил проблем с девочкой. Но женщина не смогла принять свою дочь...

— У каждого человека есть свои особенности, — рассуждает Татьяна ЕМЕЛЬЯНЦЕВА, ведущий научный сотрудник РНПЦ медицинской экспертизы и реабилитации, врач-психиатр, психотерапевт. — Главное, знать эти особенности и понимать, как помочь. Родителям необходимо воспитывать в первую очередь личность, которая может жить самостоятельно. Дети с синдромом Дауна обычно имеют некоторые особенности психологического развития. Редко случается, что человек с синдромом Дауна рождается с умственной отсталостью. Некоторые нарушения можно заметить с рождения, например такой малыш не совсем реагирует на присутствие родителей, он может быть более капризным, не организованным в своей деятельности. Поэтому очень важно таким детям посещать дошкольные и школьные учреждения. Это с детства приучает их контактировать в обществе. Опыт показывает, что дети, которые не посещали, например, детский сад, труднее адаптируются к школе. Это нужно понимать не только родителям, но и воспитателям, которые принимают ребенка в свою группу. Еще таких малышей важно хвалить (хотя хвалить важно всех детей), обнимать их и целовать, давать возможность не чувствовать своих особенностей, позволить им быть такими, как все. Когдв общество сумеет изменить своё стигматизирующее отношение к таким людям, всем будет лучше. Как психотерапевт часто вижу, что родители остаются в социальном одиночестве со своим ребенком. Необходимо, чтобы они имели поддержку в обществе».

Но Вера ХИТРЮК, директор Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, считает, что проблема не только в поддержке общества.

— Сегодня еще можно услышать, что одна школа инклюзивная, другая — нет, — рассуждает она. — Так не должно быть. Инклюзия — это учет особых образовательных возможностей, которые проявляются в особых условиях, и он должен быть создан в каждом учреждении образования. Принцип инклюзии должен пронизывать всю образовательную систему: дошкольные, школьные и профессионально-технические заведения. Настало время продемонстрировать такое качество белорусов, как толерантность. А это уважительное отношение к другим, к каким-то особенностям людей. Люди с инвалидностью должны иметь возможность естественно вписываться в общественную жизнь. Для педагогов же должен стоять такой вопрос: как особенность маленького человека проявляется в образовательных возможностях и как создать для него условия?

Такими условиями могут быть самые разные варианты и подходы: это и сопровождение, и адаптация содержания образования, и адаптация методики, с которой работают учителя. У нас уже есть подготовленный ресурс учителей-дефектологов, которые активно работают в специальном образовании, но нужно менять акценты, чтобы они консультационно могли работать с каждым учителем, педагогом-психологом, социальным педагогом; работать с родителями и в содержании образования, и в подходах, и в отношении.

Вообще у наших педагогов компетенции есть, считает Вера Хитрюк. Основная задача — научить их ими пользоваться. Не только выполнять инструкции и методические рекомендации, а научить думать! Педагог — это профессия, в которой постоянно надо думать. И когда учителя научатся это делать, они поймут, что компетенции у них есть, только они почему-то были оставлены «в комоде». Надо знать, какой ящик в какое время и в каком месте нужно открыть, чтобы это соответствовало той образовательной возможности, которая реально есть у ребенка.

\

Государство много делает для того, чтобы создать условия для полноценной жизни людей с синдромом Дауна. Но специалисты уверены, что впереди еще много работы. Однако, если говорить об условиях, которые были 20 лет назад и сейчас, то прогресс очевиден. Например, уже практически никто не скажет о человеке с синдромом Дауна унизительно: «даун». В роддомах не предложат отказаться от «солнечного» младенца, а просто дадут информацию, куда обратиться, чтобы повысить свои компетенции в воспитании таких детей. Все чаще можно увидеть этих малышей на детских площадках и в кружках по интересам. Возможно, поэтому многие не поняли семью из Жлобина, которая отказалась от ребенка только потому, что он родился «солнечным».

Наталья ТАЛИВИНСКАЯ

Фото Татьяны ТКАЧЕВОЙ

Выбор редакции

Общество

Первые белорусские Соdе Сlub присоединились к мировому движению

Первые белорусские Соdе Сlub присоединились к мировому движению

Как с помощью кода создать собственную анимацию и «оживить» космический корабль?

Спорт

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

Анастасия Мирончик-Иванова: «Верю в себя и в свои силы»

В спорте ей дважды приходилось начинать все сначала.  

Общество

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Что нужно, чтобы прожить дольше?

Гериатр рассказывает о секретах долгожителей и о том, что продлевает нашу жизнь.