Вы здесь

Почему в год траура не справляют свадьбу?


«Объясните, почему нельзя выходить замуж в тот год, когда умер кто-то из близких», — спрашивает Анна В. из Бреста.


Многоуровневая система ограничений-регламентаций на проведение свадеб (день недели, фаза Луны, праздники народного календаря, високосный год, время постов и др.), существовавшая среди восточных славян, будет неполной, если не учесть еще один важный фактор, вызывающий множество самых противоречивых объяснений, — смерть кого-то из родителей молодых или их близких родственников. Довольно часто можно услышать такое мнение: «В этом случае свадьбу необходимо отложить на 40 дней». Наверное, оно основывается на том основании, что в православной традиции сороковой день считается днем, когда душа умершего предстает перед Богом для определения ее дальнейшей судьбы (так называемый Судный день), после чего мы уже не в состоянии навредить душе своим нерегламентированным поведением. Однако это не совсем так.

В соответствии с основными принципами народной культуры смерть родного человека исключала семью умершего из цикла праздничных обрядов ровно на год. К числу родных относятся представители 1-й и 2-й степени родства как по вертикальной шкале отношений (бабушка — дедушка, отец — мать, их дети и внуки), так и по горизонтальной — родные и двоюродные братья и сестры.

Похоронному обряду был придан самый высокий культурный статус в сфере жизнедеятельности традиционного общества. Его значимость настолько велика, что, пожалуй, достигает абсолюта в культурологическом понимании этого слова. Только этот обряд (а точнее, событие, которое он сопровождает) в состоянии отменить или вытеснить на второй план любой из ритуально-обрядовых комплексов как народной, так и христианской направленности (что не в состоянии сделать обряды, связанные с рождением человека и его свадьбой). Это ограничение касается прежде всего таких социальных институтов, как семья и Род.

В традиционном мировоззрении белорусов, русских и украинцев похоронный обряд будто приостанавливал обычный ход времени (первое ритуальное действие, после того как наступила смерть, — останавливают часы) и запускал механизм действия совершенно иного принципа его исчисления. В случае смерти родного человека семья умершего тут же «выпадает» (исключается) из традиционного праздничного календаря, в котором отмечались Рождество, Масленица, Пасха, Купалье и все другие праздники годового круга. Такая семья переходит в пространство действия похоронно-поминального цикла обрядов, продолжительностью один год. В семье наступило время, требующее не противоположных праздничным, а совсем других норм поведения, для которых характерна сдержанность, немногословность, другая символика в одежде (доминирует темный цвет); за этим стояли значительные изменения и в системе общественных отношений (нельзя принимать участие в праздничных торжествах, петь, танцевать и т. д.) и целый ряд ограничений в сфере хозяйственной деятельности (запрет на любые ремонтно-строительные работы).

Еще раз внимательно посмотрим на развернутый в пространстве «вектор» послесмертного времени длиной в год. На нем определяются 5 обрядовых ситуаций, четыре из которых (имеются в виду все траурные столы) типологически схожи: 0 — момент смерти (останавливаются часы); 3 день — день похорон, «Третины» — 1-й семейно-родовой поминальный стол; 9 день — «Девятины» — 2-й семейный (!) поминальный стол; 40-й день — «Сороковины» — 3-й семейно-родовой поминальный стол; ровно через год (12 месяцев) — «Годовщина» — 4-й семейно-родовой, заключительный поминальный стол. Все другие события (например, праздники как народного, так и христианского календаря) на этом «векторе» отсутствуют, что обусловлено представлениями наших предков, в том числе и христианскими, о состоянии души после смерти и преодолении испытаний на ее пути через тернии к звездам. Каждый из поминальных ритуалов был подчинен «событиям», связанным с поступательным переходом души умершего в мир иной: 0 — душа покидает тело, 3 день — душа покидает дом; 9 день — душа покидает землю; 40 день — душа предстает перед Богом, Судный день; через 1 год после смерти душа обретает вечный покой.

Приведенная схема-рассуждение убедительно показывает, что с момента смерти человека и до сорокового дня мы, вспоминая его имя, должны произносить сакральную формулу «Земля ему пухом» (которая содержит в себе два плана реализации: предостережение-экран — для живых и пожелание — для умершего). После сорокового дня и до года должна звучать совсем другая формула-пожелание: «Царствие ему небесное». После года актуализируется третья формула: «Вечный покой».

Таким образом, смерть кого-то из близких родственников создает ту исключительную ситуацию, когда Род в целом живет по обычному календарю, а вот самые близкие родные (включая первую и вторую степень родства), то есть семья умершего, оказываются в жизненном «зазеркалье», в зоне «тридевятого царства», подчиняясь действию универсального
ритма послесмертных поминовений.

«Бытовое» время, конечно же, течет: люди по-прежнему выполняют все необходимые работы, занимаются домашним хозяйством, не оставляют без внимания широкий комплекс земледельческих занятий. Но не более того: любое праздничное событие — не для них.

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Превью: 112.ua

Выбор редакции

Культура

Режиссер Влада Сенькова: Белорусское кино может легко войти в моду

Режиссер Влада Сенькова: Белорусское кино может легко войти в моду

Премьера картины ІІ, которая состоялась на прошлом кинофестивале  «Лістапад», стала настоящим событием со всеми причитающимися атрибутами — громким контекстом, толпой в кинотеатре и длинными рефлексиями, которые подтвердили, что фильм попал в яблочко.

Общество

В Гродно идет грандиозная реконструкция моста через Неман

В Гродно идет грандиозная реконструкция моста через Неман

Так сложилось, что река разделяет город на две части.