Вы здесь

Как в Полоцке и Новополоцке реализуют идей устойчивой городской мобильности


Такое название имеют проекты по реализации идей устойчивой городской мобильности до 2040 года в Полоцке и Новополоцке. В буквальном смысле план «зеленого» градостроительства «Полоцк — наведем мосты» имеет целью восстановить мосты, наладить связи районов города с центром и между собой. А в переносном — установить преемственность между прошлым и будущим, сохранив культурное и природное наследие для потомков. Город хотят сделать еще более разносторонним, уютным и гармоничным с природой.


Эффект на миллион

Перспективное видение и приоритеты городского развития опираются на реализацию пространственной модели «Полоцк как архипелаг самодостаточных познавательных районов». В плане «зеленого» градостроительства здесь стараются реализовать пространственную стратегию в трех направлениях. Развить историческую часть, укрепить общегородской центр и развить дополнительные центры на основе модели транзитно-ориентированного развития. Связать между собой районы и наладить мобильность без лишних авто. Создать климатически устойчивую планировочную инженерную инфраструктуру.

Полоцк нельзя отделять от Новополоцка, так как они фактически уже слились в один город. Здесь находится огромный промышленный центр, который дает серьезную экологическую нагрузку на регион. И хотя нельзя повлиять на нефтяной комплекс, но можно воздействовать на городскую среду, считает Сергей ЛЕЙЧЕНКО, первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома:

— Мы показываем жителям, что это город новых возможностей. Мы первые начали делать велодорожки на проезжей части. Мы года три объясняли людям, почему это здорово. Сейчас дорожками активно пользуются и спрашивают, как дальше будет развиваться велодвижение.

В городе скрупулезно подошли к организации дорожного движения. За последние три года уже второй раз переделали генеральный план города с учетом изменений, которые уже внедрили и которые задумали на перспективу.

— Нам нужны, в частности, перекрестки без светофоров, которые не будут задерживать машины. Будем делать кольцевое движение, как в Европе. Соорудим мост с велодорожкой, — поделился намерениями заместитель председателя. — Это мероприятия, которые не требуют огромных денежных вложений. Вот надо было улицу благоустроить. Так мы ее не переделывали, а разрисовали «за три копейки», зато эффект получили «на миллион рублей».

Три сценария развития Громов

Обмен знаниями между проектировщиками, занимающимися трансформацией пространства в рамках программы устойчивого развития, и горожанами может происходить на вертикальном и горизонтальном уровнях. Последнее — это когда жители высказывают разнообразные взгляды на место, где они живут, и объясняют, чего хотят. Им нужно договориться не только между собой, но и с экспертами, которые смотрят на эту территорию глазами профессионалов. Если же на таких встречах присутствуют еще и местные власти, то обмен мнениями и информацией происходит на вертикальном уровне, объясняют эксперты.

Для района Громы в Полоцке, который находится близко к центру города, но отрезан от него железной дорогой, специалисты компании MLA+ представили три сценария развития: туристический центр, Полоцк-сити и городская деревня.

Первый вариант базируется на том, что здесь есть определенные объекты, которые могут заинтересовать туристов. Кроме того, акцент делается на существующих и будущих спортивных объектах. Возможности гребной базы на реке Палата можно использовать, чтобы устраивать спуски по ней, также привлекая туристов.

В варианте Полоцк-сити предложено перепрофилировать существующие площади, чтобы создавать точки притяжения, например заброшенный Винзавод. При этом нужно решать проблему транспорта, так как район граммы отрезан от центра города железной дорогой.

— Чтобы решить этот вопрос, Самое простое и, наверное, наиболее эффективное решение — создать челнок или составить схему движения микроавтобусов. Они смогут курсировать по определенному маршруту и подвозить жителей к местам перехода через железнодорожные пути, вместо того чтобы здесь ездил общественный транспорт, который ходит в центр и рискует на 40 минут застрять на переезде, — рассказала урбанистка Надежда Царанок.

Поскольку в Громах превалирует частный сектор, рассматривается также третий вариант — превращение его в городскую деревню, которая будет многофункциональным центром, сформированным с учетом внимательного отношения к природным территориям при организации общественных пространств.

Агротехнопарк вместо завода

Основные принципы, которыми руководствовались эксперты при разработке проекта для Громов, — эклектичность, включенность в городскую структуру, структурированность и способность к будущим изменениям.

Задумки для трансформации здесь хорошие, и можно реализовывать на практике определенные предложения из всех трех вариантов развития. В общем трансформация должна предусматривать гибкость, ведь все изменения — это вопрос 10–15 лет, а не трех-четырех. Это качество позволит развиваться в ногу со временем, ведь через какой-то период предварительные предложения экспертов могут стать неактуальными и необходимо будет их изменить, прежде чем реализовать, отметили эксперты.

В граммах предлагается, например, создать транспортный мост, который поможет объединить район с центром, и устроить пешеходные мосты с рампами и лифтами, чтобы людям было удобно попадать в центр Полоцка. При переходе железной дороги в одном уровне можно устроить велополосы и тротуары, оградительные барьеры. Таким образом каждое пересечение железной дороги превратится в транспортно-пересадочный узел с остановками общественного транспорта, велопарковками и перехватывающими стоянками.

Команда работала и над созданием структурированной «зеленой» сети общественных пространств и территорий, чтобы создать внутренние связи для объединения Громов с городом.

Интересны также предложения организации разнообразных общественных пространств на базе существующих объектов и индустриальных площадей, которые сегодня не используются. Например, можно создать музей железной дороги на территории железнодорожного депо, существование которого сейчас препятствует развитию Громов, если вывести его в создаваемую Light-Industrial зону. А на том месте соорудить современный район среднеэтажной застройки.

Хорошее предложение и по благоустройству территории возле стадиона «Локомотив» — создание там спортивного центра и площадки для экстремальных видов спорта. На территории винзавода можно организовать открытое пространство, а в цехах устроить офисы и мастерские, событийную площадку для выставок, фестивалей, лекций.

Авторемонтный завод может поспособствовать улучшению имиджа района, если после привлечения инвестиций это место станет агротехнопарком — уникальным центром науки и практики. После рекультивации территорий можно получать на их урожаи, ангар преобразовать в сельскохозяйственный рынок и теплицы, а площадь перед рынком сделать выставочным пространством и создать музей белорусской аграрной промышленности.


Новополоцк снова новый. Версия 2.0

Документ по преобразованию города аналогичен полоцкому, однако он имеет и свою специфику. Трансформирование направлено на повышение привлекательности города как места для жизни, работы, инвестирования на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества окружающей среды.

Автор фото-картинки — студентка Анна ПУТРИНА.

Актуальное развитие Новополоцка к 2040-му ставит в приоритет задачи сделать город пополняемым, умным, удобным. Разработана транзитно-ориентированная модель взаимоувязания старых и новых центров в масштабе региона. Она предусматривает агломерацию Полоцка и Новополоцка вокруг центра существующего Новополоцка на улице Молодежной.

В плане прописана реализация четырех тем. Это формирование единой водно-зеленой системы; развитие инфраструктуры экономики замкнутого цикла; повышение комфортности проживания с помощью разумных технологий; транзитно-ориентированное развитие.

В современном девятом микрорайоне Новополоцка не используется две трети из 27 гектаров его площади. Здесь можно дополнительно поселить еще 3000 жителей, и в итоге 10 % города будет жить в одном районе. Плотность населения при этом поднимется до максимальных показателей (хотя Новополоцк и так чемпион по этому критерию), зато этажность домов снизится от восьми до четырех с половиной,считают эксперты.

Трансформировать пространство территорий Новополоцка, находящихся в очереди на капремонт, попробовали студенты Полоцкого государственного университета и Центра урбанистики и дизайна (ЦУД).

В городе много деревьев и большой потенциал, однако территория не востребована жителями, а все пешеходные пространства — в профиле улиц. Скверы и другие зеленые кусочки, которые изначально закладывались проектировщиками микрорайонов, так и остались кусочками, куда максимум досаживаются деревья. Общественные пространства не интегрированы в систему городского центра и не соблазняют людей двигаться пешком, даже играть с детской коляской можно только вдоль магистральной улицы Молодежной.

— При этом есть возможность включить в систему «зеленого» общения весь город. Сложившаяся планировочная структура города имеет большой потенциал для создания единой пешеходной системы, которая объединила бы Городской центр со значительными общественными пространствами, — заметила Виктория МАТВЕЙЧУК, руководитель проектов, старший преподаватель кафедры архитектуры Полоцкого государственного университета. — Я хотела дать студентам не какие-то абстрактные учебные задания, а такие, чтобы они своими проектами смогли принести пользу городу и сделать его своими предложениями лучше.

Среди множества студенческих предложений два проекта уже реально понравились руководству Новополоцка и, возможно, со временем будут реализованы.

Например, сквер, прилегающий к улице Дзержинского, студенты определили как один из центров притяжения людей. Через него горожане часто ходят на работу или просто выбирают его для прогулки.

— Мы старались понять, как используется эта территория. Оказалось, что хотя люди и бывают в ней ежедневно, однако преимущественно только для транзита, — рассказали студенты.

Авторы проекта решили, что при минимальных затратах в этом общественном пространстве нужно создать что-то такое, во что могли бы втянуться местные жители. Главной идеей преобразования сквера стало создание интерактивных игровых зон. В частности, планируется сделать настольные игры в большом масштабе, которые объединят людей, вынудят их выйти на улицу и общаться.

— Это могут быть какие-то простые формы из натуральных материалов, которые можно создать самим. Подвесные кресла, гамаки, деревянные игровые элементы вроде полосы препятствий, — предложили юные трансформаторы.

Основную транзитную часть сквера решено сделать прогулочной, но чтобы там хотелось не только прогуляться, но и задержаться.

Второй проект касается территории напротив бизнес-центра «Эдем». Она также чаще всего используется для транзита. Сделать ее более привлекательной предлагается за счет создания зоны тихого отдыха, или зоны grandparents, где люди старше 50 могли бы посидеть и сыграть в «настолки». Для повышения коммерческой привлекательности здесь можно создать участки для уличной еды, например, в виде передвижных вагончиков food truck. А простая уличная мебель поможет организовать места, где можно будет устраивать пикники.

— Основная идея обоих этих проектов в том, что людей можно объединить еще на стадии строительства. Все идеи можно реализовать силами людей, живущих на этих территориях. Это поможет и с соседями лучше познакомиться, и заставить относиться к созданному более бережно, — уверена руководитель проектов.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Общество

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

«К штыку он перо приравнял». Вспоминаем военного корреспондента Константина Симонова

28 ноября 2020 года исполняется 105 лет со дня рождения известного русского писателя, военного корреспондента и журналиста Константина Симонова.

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.