Вы здесь

Как в Полоцке и Новополоцке реализуют идей устойчивой городской мобильности


Такое название имеют проекты по реализации идей устойчивой городской мобильности до 2040 года в Полоцке и Новополоцке. В буквальном смысле план «зеленого» градостроительства «Полоцк — наведем мосты» имеет целью восстановить мосты, наладить связи районов города с центром и между собой. А в переносном — установить преемственность между прошлым и будущим, сохранив культурное и природное наследие для потомков. Город хотят сделать еще более разносторонним, уютным и гармоничным с природой.


Эффект на миллион

Перспективное видение и приоритеты городского развития опираются на реализацию пространственной модели «Полоцк как архипелаг самодостаточных познавательных районов». В плане «зеленого» градостроительства здесь стараются реализовать пространственную стратегию в трех направлениях. Развить историческую часть, укрепить общегородской центр и развить дополнительные центры на основе модели транзитно-ориентированного развития. Связать между собой районы и наладить мобильность без лишних авто. Создать климатически устойчивую планировочную инженерную инфраструктуру.

Полоцк нельзя отделять от Новополоцка, так как они фактически уже слились в один город. Здесь находится огромный промышленный центр, который дает серьезную экологическую нагрузку на регион. И хотя нельзя повлиять на нефтяной комплекс, но можно воздействовать на городскую среду, считает Сергей ЛЕЙЧЕНКО, первый заместитель председателя Полоцкого райисполкома:

— Мы показываем жителям, что это город новых возможностей. Мы первые начали делать велодорожки на проезжей части. Мы года три объясняли людям, почему это здорово. Сейчас дорожками активно пользуются и спрашивают, как дальше будет развиваться велодвижение.

В городе скрупулезно подошли к организации дорожного движения. За последние три года уже второй раз переделали генеральный план города с учетом изменений, которые уже внедрили и которые задумали на перспективу.

— Нам нужны, в частности, перекрестки без светофоров, которые не будут задерживать машины. Будем делать кольцевое движение, как в Европе. Соорудим мост с велодорожкой, — поделился намерениями заместитель председателя. — Это мероприятия, которые не требуют огромных денежных вложений. Вот надо было улицу благоустроить. Так мы ее не переделывали, а разрисовали «за три копейки», зато эффект получили «на миллион рублей».

Три сценария развития Громов

Обмен знаниями между проектировщиками, занимающимися трансформацией пространства в рамках программы устойчивого развития, и горожанами может происходить на вертикальном и горизонтальном уровнях. Последнее — это когда жители высказывают разнообразные взгляды на место, где они живут, и объясняют, чего хотят. Им нужно договориться не только между собой, но и с экспертами, которые смотрят на эту территорию глазами профессионалов. Если же на таких встречах присутствуют еще и местные власти, то обмен мнениями и информацией происходит на вертикальном уровне, объясняют эксперты.

Для района Громы в Полоцке, который находится близко к центру города, но отрезан от него железной дорогой, специалисты компании MLA+ представили три сценария развития: туристический центр, Полоцк-сити и городская деревня.

Первый вариант базируется на том, что здесь есть определенные объекты, которые могут заинтересовать туристов. Кроме того, акцент делается на существующих и будущих спортивных объектах. Возможности гребной базы на реке Палата можно использовать, чтобы устраивать спуски по ней, также привлекая туристов.

В варианте Полоцк-сити предложено перепрофилировать существующие площади, чтобы создавать точки притяжения, например заброшенный Винзавод. При этом нужно решать проблему транспорта, так как район граммы отрезан от центра города железной дорогой.

— Чтобы решить этот вопрос, Самое простое и, наверное, наиболее эффективное решение — создать челнок или составить схему движения микроавтобусов. Они смогут курсировать по определенному маршруту и подвозить жителей к местам перехода через железнодорожные пути, вместо того чтобы здесь ездил общественный транспорт, который ходит в центр и рискует на 40 минут застрять на переезде, — рассказала урбанистка Надежда Царанок.

Поскольку в Громах превалирует частный сектор, рассматривается также третий вариант — превращение его в городскую деревню, которая будет многофункциональным центром, сформированным с учетом внимательного отношения к природным территориям при организации общественных пространств.

Агротехнопарк вместо завода

Основные принципы, которыми руководствовались эксперты при разработке проекта для Громов, — эклектичность, включенность в городскую структуру, структурированность и способность к будущим изменениям.

Задумки для трансформации здесь хорошие, и можно реализовывать на практике определенные предложения из всех трех вариантов развития. В общем трансформация должна предусматривать гибкость, ведь все изменения — это вопрос 10–15 лет, а не трех-четырех. Это качество позволит развиваться в ногу со временем, ведь через какой-то период предварительные предложения экспертов могут стать неактуальными и необходимо будет их изменить, прежде чем реализовать, отметили эксперты.

В граммах предлагается, например, создать транспортный мост, который поможет объединить район с центром, и устроить пешеходные мосты с рампами и лифтами, чтобы людям было удобно попадать в центр Полоцка. При переходе железной дороги в одном уровне можно устроить велополосы и тротуары, оградительные барьеры. Таким образом каждое пересечение железной дороги превратится в транспортно-пересадочный узел с остановками общественного транспорта, велопарковками и перехватывающими стоянками.

Команда работала и над созданием структурированной «зеленой» сети общественных пространств и территорий, чтобы создать внутренние связи для объединения Громов с городом.

Интересны также предложения организации разнообразных общественных пространств на базе существующих объектов и индустриальных площадей, которые сегодня не используются. Например, можно создать музей железной дороги на территории железнодорожного депо, существование которого сейчас препятствует развитию Громов, если вывести его в создаваемую Light-Industrial зону. А на том месте соорудить современный район среднеэтажной застройки.

Хорошее предложение и по благоустройству территории возле стадиона «Локомотив» — создание там спортивного центра и площадки для экстремальных видов спорта. На территории винзавода можно организовать открытое пространство, а в цехах устроить офисы и мастерские, событийную площадку для выставок, фестивалей, лекций.

Авторемонтный завод может поспособствовать улучшению имиджа района, если после привлечения инвестиций это место станет агротехнопарком — уникальным центром науки и практики. После рекультивации территорий можно получать на их урожаи, ангар преобразовать в сельскохозяйственный рынок и теплицы, а площадь перед рынком сделать выставочным пространством и создать музей белорусской аграрной промышленности.


Новополоцк снова новый. Версия 2.0

Документ по преобразованию города аналогичен полоцкому, однако он имеет и свою специфику. Трансформирование направлено на повышение привлекательности города как места для жизни, работы, инвестирования на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества окружающей среды.

Автор фото-картинки — студентка Анна ПУТРИНА.

Актуальное развитие Новополоцка к 2040-му ставит в приоритет задачи сделать город пополняемым, умным, удобным. Разработана транзитно-ориентированная модель взаимоувязания старых и новых центров в масштабе региона. Она предусматривает агломерацию Полоцка и Новополоцка вокруг центра существующего Новополоцка на улице Молодежной.

В плане прописана реализация четырех тем. Это формирование единой водно-зеленой системы; развитие инфраструктуры экономики замкнутого цикла; повышение комфортности проживания с помощью разумных технологий; транзитно-ориентированное развитие.

В современном девятом микрорайоне Новополоцка не используется две трети из 27 гектаров его площади. Здесь можно дополнительно поселить еще 3000 жителей, и в итоге 10 % города будет жить в одном районе. Плотность населения при этом поднимется до максимальных показателей (хотя Новополоцк и так чемпион по этому критерию), зато этажность домов снизится от восьми до четырех с половиной,считают эксперты.

Трансформировать пространство территорий Новополоцка, находящихся в очереди на капремонт, попробовали студенты Полоцкого государственного университета и Центра урбанистики и дизайна (ЦУД).

В городе много деревьев и большой потенциал, однако территория не востребована жителями, а все пешеходные пространства — в профиле улиц. Скверы и другие зеленые кусочки, которые изначально закладывались проектировщиками микрорайонов, так и остались кусочками, куда максимум досаживаются деревья. Общественные пространства не интегрированы в систему городского центра и не соблазняют людей двигаться пешком, даже играть с детской коляской можно только вдоль магистральной улицы Молодежной.

— При этом есть возможность включить в систему «зеленого» общения весь город. Сложившаяся планировочная структура города имеет большой потенциал для создания единой пешеходной системы, которая объединила бы Городской центр со значительными общественными пространствами, — заметила Виктория МАТВЕЙЧУК, руководитель проектов, старший преподаватель кафедры архитектуры Полоцкого государственного университета. — Я хотела дать студентам не какие-то абстрактные учебные задания, а такие, чтобы они своими проектами смогли принести пользу городу и сделать его своими предложениями лучше.

Среди множества студенческих предложений два проекта уже реально понравились руководству Новополоцка и, возможно, со временем будут реализованы.

Например, сквер, прилегающий к улице Дзержинского, студенты определили как один из центров притяжения людей. Через него горожане часто ходят на работу или просто выбирают его для прогулки.

— Мы старались понять, как используется эта территория. Оказалось, что хотя люди и бывают в ней ежедневно, однако преимущественно только для транзита, — рассказали студенты.

Авторы проекта решили, что при минимальных затратах в этом общественном пространстве нужно создать что-то такое, во что могли бы втянуться местные жители. Главной идеей преобразования сквера стало создание интерактивных игровых зон. В частности, планируется сделать настольные игры в большом масштабе, которые объединят людей, вынудят их выйти на улицу и общаться.

— Это могут быть какие-то простые формы из натуральных материалов, которые можно создать самим. Подвесные кресла, гамаки, деревянные игровые элементы вроде полосы препятствий, — предложили юные трансформаторы.

Основную транзитную часть сквера решено сделать прогулочной, но чтобы там хотелось не только прогуляться, но и задержаться.

Второй проект касается территории напротив бизнес-центра «Эдем». Она также чаще всего используется для транзита. Сделать ее более привлекательной предлагается за счет создания зоны тихого отдыха, или зоны grandparents, где люди старше 50 могли бы посидеть и сыграть в «настолки». Для повышения коммерческой привлекательности здесь можно создать участки для уличной еды, например, в виде передвижных вагончиков food truck. А простая уличная мебель поможет организовать места, где можно будет устраивать пикники.

— Основная идея обоих этих проектов в том, что людей можно объединить еще на стадии строительства. Все идеи можно реализовать силами людей, живущих на этих территориях. Это поможет и с соседями лучше познакомиться, и заставить относиться к созданному более бережно, — уверена руководитель проектов.

Ирина СИДОРОК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.