Вы здесь

Заразиться профессионализмом. Почему попасть на неконференцию учителей EdCamp считается большой удачей?


«Сейчас модно что-то наращивать: волосы, ногти, ресницы... А я нарастила себе крылья. Должен летать весь год. Вплоть до следующей неконференции. EdCamp стал неотъемлемой частью нашего профессионального роста, нашей жизненной необходимостью, как питание или гигиена. Без него нам уже не жить», — поделилась своими впечатлениями от мероприятия учительница белорусского языка и литературы минской средней школы № 54 Юлия НЕКРАШ.

А вот еще одно мнение. «Целый год Педагогическое сообщество ждало EdCamp, но он закончился так быстро, что не успели надышаться! Что для меня EdCamp сегодня? Место, где я — своя среди своих! Место, где царят дружеские улыбки! Место, где сконцентрировано столько педагогических находок, что голова часто просто не выдерживает от стремления все воспринять! Места, где ими щедро делятся! Если вам жаль своих находок, потому что они вам дались так трудно, что стали вашей огромной тайной и достижением только вас — вам не на EdCamp! Ведь здесь все счастливы обмениваться, и если отдают, то получают намного больше!» — так считает учительница начальных классов Логойской средней школы № 1 Светлана ИВАНЮШИНА.


Голосование ногами

Юлiя НЕКРАШ: «Я нарасцiла сабе крылы. Мушу лётаць увесь год...»

Четвертая педагогическая неконференция прошла в минувшие выходные с бессменным аншлагом и собрала более трех сотен педагогов из разных уголков нашей страны. Попасть на нее смогли далеко не все желающие. И совсем не по той причине, что кого-то остановила угроза коронавируса. Как метко заметил кто-то из учителей, все бесконечно устали от общения в онлайн-пространстве, поэтому никакой вирус не мог стать препятствием для живых контактов, тем более что на EdCamp «можно заразиться только профессионализмом, а потом понести его к своим коллегам». Просто физические возможности клуба «Имагуру» не могут вместить всех желающих. Чтобы послушать некоторых спикеров, педагоги размещались... на полу на коврах, так как в помещении не хватало места для стульев. Но такие неудобства никого не огорчают: формат неконференции очень демократичен...

Educatіon Camp (EdCamp) — международная инициатива, которая родилась в США: именно там десять лет назад прошла первая неконференция учителей. В 2017 году Беларусь стала 26-й страной мира, на которую расширялось эдкэмп-сообщество. В общей сложности за десять лет на карте EdCamp-движения появилось уже 50 стран, из них пять — на постсоветском пространстве: кроме нас присоединились Украина, Грузия, Молдова и Армения.

Целью движения EdCamp Belarus является создание комьюнити, где педагоги-единомышленники в неформальной атмосфере делятся своим опытом, генерируют идеи, как улучшить образование в школе, а также изучают опыт зарубежных коллег. Инициаторы движения хотят, чтобы он охватил не только крупные города, но и дошел до каждой деревушки, где учителю сложнее получить доступ к информации, проблематично быть в курсе последних трендов и требований, которые предъявляются к образованию и выпускникам современным миром. Кстати, в течение года между великими эдкемпами прошло пять мини-эдкемпов в регионах: педагогический десант встречали в Воропаеве, Столине, Бресте, Глубоком и Барановичах.

Обозначать на карте Беларуси населенные пункты, откуда приехали участники неконференции, стало уже традицией. География нынешнего EdCamp кроме областных центров, охватила Глубокое, Поставы, Туров, Столин, Мстиславль, Сморгонь, Молодечно, Глушу, Ушачи, Солигорск, Слоним, Сморгонь, Оршу, Червень, Лиду, Кричев, Зельву, Вилейку и другие города.

EdCamp по формату не похож на традиционные конференции. Неконференция подчиняется закону «о двух ногах». Ее участники и участницы самостоятельно определяют ход мероприятия и присоединяются к той проблеме, которая интересна именно им. Программа фактически создается вместе, исходя из интересов каждого. Организаторы проводят ряд дискуссий и мастер-классов от экспертов, в том числе международных, но большинство содержания мероприятия предлагают и определяют сами участники, голосуя за наиболее понравившиеся темы из предложенных коллегами. Параллельно на разных площадках проходят сразу пять мастер-классов, но никто не запрещает посетить все. Если то, о чем рассказывают, для тебя не актуально, ты просто идешь туда, где тебе на самом деле интересно — что называется, голосуешь ногами...

У EdCamp есть несколько важных принципов. Один из них — это доступность для всех: и для педагогов с большим опытом, и для тех, кто находится еще в самом начале своего профессионального пути. Кстати, в этом году 60 процентов участников EdCamp составили новички. Организаторы рисковали — насколько интересна получится ярмарка педагогических идей? Второй принцип — демократичность: взаимообучение проходит в среде, где все имеют право выражать свои мысли, дискутировать и отстаивать свои взгляды.

Все могут быть как спикерами, так и слушателями, главный принцип — «дай, если можешь, возьми — если хочешь». Есть и так называемый эффект длинного хвоста, когда после EdCamp обсуждение современных образовательных тенденций продолжается уже непосредственно в учреждениях образования. Идеи внедряются и воплощаются на ежедневных занятиях. Педагоги не ждут благоприятных условий, а действуют здесь и сейчас. Девиз EdCamp — «лучшие практики в каждом классе страны!».

Где слабое место в школе?

Традиционно старт неконференции дает экспертная сессия. В этом году в центре внимания ее участников оказались два наиболее актуальных для системы образования события за последнее время — это анализ результатов РІЅА и организация учителями дистанционного обучения в четвертой учебной четверти.

Международное исследование образовательных достижений учащихся РІЅА (Рrоgrаm fоr Іntеrnаtіоnаl Studеnt Аssеssmеnt) реализует Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в консорциуме с ведущими международными научными организациями. Раз в три года она тестирует 15-летних подростков в разных странах. Такой возрастной ценз выбран неслучайно. Фактически повсеместно именно в этом возрасте учащиеся заканчивают базовый этап образования и определяются с дальнейшей жизненной и образовательной траекторией.

Первый рейтинг был составлен в 2000 году, результаты последнего озвучены 3 декабря 2019 года. В РІЅА-2018 участвовало 5830 белорусских 15-летних подростков из 236 учреждений образования. А по всему миру к исследованию присоединились 79 стран.

Тесты РІЅА, которые длятся два часа, содержат три основных блока: задания на читательскую образованность (понимание текстов), математическую и естественнонаучную. В них много материалов, которые нужно внимательно прочитать (а для современных школьников, которые не любят большие тексты, это, пожалуй, самое сложное) и ответить на различные вопросы, идущие группами, с привязкой к конкретному тексту.

В рейтинге читательской образованности белорусские подростки оказались на 36-й позиции, в математической — на 38-й, а в естественнонаучной — на 37-й.

73% белорусских учащихся показали базовый и средний результаты по чтению (по странам Европы и Центральной Азии этот показатель составил 63%). В то же время успеваемость белорусских учащихся немного отстает от средней по ОЭСР и Европейскому союзу. По количеству учащихся, которые справились с заданиями пятого и шестого уровней, Беларусь также отстает от стран ОЭСР.

— Но мы считаем важным не то, какое место заняла та или иная страна, а как эти результаты будут в дальнейшем использованы и принесут ли они пользу, — подчеркивает представитель Всемирного банка в Республике Беларусь, занимающийся проектами в сфере образования и здравоохранения, Павел ФУНТИКОВ. — А из негативных тенденций, которые неожиданно высветило РІЅА в Беларуси, следует обратить внимание на существенный разрыв в результатах школьников исходя из их социально-экономического положения (это выяснялось с помощью дополнительного анкетирования. — Авт.).

Наилучшие результаты показывают дети из состоятельных семей, а дети из семей с невысоким доходом отстают от них на 111 (!!!) пунктов, что эквивалентно трем годам обучения в школе. Несомненно, это серьезно скажется на их дальнейших возможностях в жизни. Также 46% учащихся из семей с самым низким доходом и 40% сельских учащихся показывают результат ниже базового уровня, — это значит, что они являются функционально неграмотными.

— В РІЅА важно не столько узнать свою позицию в общем рейтинге, сколько получить информацию, какая динамика произошла за последние три года, поэтому мы пока что имеем только точку отсчета, так как участвовали в РІЅА впервые, — рассуждает директор частной школы «Стембридж» Наталья ИСКОРЦЕВА. — С ней и будем потом сравнивать наши достижения. Но есть на самом деле интересная информация. Участникам анкетирования была предложена следующая мысль: «Твой интеллект — это то, что ты не можешь существенно изменить». С ней можно было не согласиться. Так вот, 45% белорусских учащихся не верят, что они могут повлиять на свой интеллект, картину мира или способ мышления. И это — 15-летние подростки! Что же они тогда могут изменить, когда вырастут? И кто, если не они?

Пе­да­го­гi мо­гуць пра­га­ла­са­ваць сты­ке­ра­мi толь­кi за тры з агу­ча­ных пра­па­ноў.

Чтобы понять, в каком мире сегодня растут наши дети, Наталья Искорцева привела красноречивый пример. Для того чтобы выпустить первый миллиард велосипедов, понадобилось 200 лет. Чтобы произвести 1 миллиард автомобилей — 120 лет. «Фейсбуку», чтобы набрать миллиард пользователей, понадобилось 8,5 лет, и за 5,5 лет был совершен первый миллиард поездок на такси Uber.

— Только представьте себе, с какими скоростями мы сейчас сталкиваемся, — рассуждает она. — Если в начале ХХ века объем информации удваивался где-то раз в 100 лет, то в 2015 году — со скоростью раз в год. И есть прогнозы, что это будет происходить дважды в сутки. Очень часто мы слышим от своих учеников вопрос: «Зачем мне это учить, когда все можно найти в Google?». Но 80% мировой информации не индексируются поисковыми системами, остальные 20 процентов еще нужно уметь найти. Поэтому нужно серьезно думать, чему и как учить наших учеников?

Не проблемы, а возможности

Но, безусловно, центральным и самым интересным событием стала ярмарка педагогических идей. На спич педагогам отводилось всего 90 секунд. Идею нужно уметь «продать», чтобы за нее проголосовали, а для этого необходимо «завернуть» ее в яркую упаковку, придумать маркетинговый ход, заинтриговать... «Верите ли вы, что при помощи обычного носка можно стать лауреатом Нобелевской премии?» — поинтересовалась у присутствующих учительница белорусского языка и литературы из гимназии № 2 Пинска Маргарита САВЧУК, приглашая всех желающих на свой мастер-класс «Как прокачать творческие мышцы учеников?» «Физика — гуманитарная наука, приходите ко мне — я вам это докажу», — призвала Оксана ОКУНЕВИЧ, создательница проекта «Человеческая физика». Учитель истории из Ушачской средней школы Владимир ХАМЕНОК поместил в яблоко из сада Рыгора Бородулина всю мировую историю. Его мастер-класс был посвящен конструированию образов и событий прошлого для повышения уровня познавательной активности школьников. Вообще историки традиционно одни из самых активных на EdCamp. Андрей КУЗЬМИН из Кричевской средней школы № 1 делился с коллегами чувственным методом изучения истории в школе. Тамара ХРАПОВИЦКАЯ, учитель средней школы № 4 из Постав, предложила рассказать, как она использует на уроках истории игру для формирования образных представлений у учащихся.

Аксана АКУНЕВIЧ: «Фiзiка — гуманiтарная навука...»

Чем еще готовы были делиться с коллегами педагоги? Как создать из учеников команду при помощи книги без слов, как формировать медиаграмотность, не навредив содержанию урока, как использовать образовательный блог для смешанного и дистанционного обучения, а также основами геймдизайна и создания игр, приемами развития критического мышления на уроках английского языка, визуализации на уроках географии, опытом организации дистанционного обучения в условиях пандемии, использованием в образовании чат-ботов, командообразованием через призму EduScrum и многим другими своими находками.

«Среди присутствующих нет непрофессионалов и равнодушных людей. Мы должны помнить, что учитель — это честь и достоинство, и эта мысль должна придавать нам сил на солидарность и консолидацию, — поделилась своими мыслями во время “свободного микрофона” директор Столинской средней школы № 2 Алла ЛОЗИЦКАЯ. — Я вижу большой смысл в группировании, и моя душа поет и радуется, что среди учителей рождаются такие классные инициативы, как EdCamp, проекты общества белорусской школы, проект “Учитель для Беларуси”, дистанционный курс “Готов к удаленному обучению”, который стал настоящим открытием этого года. Мы многое сможем, если будем думать, что перед нами не проблемы, а возможности. И мы способны на многое, потому что мы — классные! Мы — лучшие! И у нас есть потенциал, о котором мы сами не всегда догадываемся».

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото организаторов EdCamp Belarus — 2020

Выбор редакции

Общество

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Имплантация зубов: есть ли основания для страха и сомнений?

Врачи предупреждают: даже если по каким-то причинам пришлось удалить один зуб, ему нужна замена.

Общество

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

«Лучший тюнинг для машин — правильный протектор шин»

Именно под таким слоганом будет проводиться республиканская профилактическая акция, которая инициирована на наших дорогах Госавтоинспекцией страны.

Общество

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

Зимний ассортимент. Сколько стоят «витамины» на «Лебяжьем»

С какими признаками вы связываете приближение зимы?

Общество

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Ректор Могилевского госуниверситета Денис Дук: У нас свои особенности и путь развития в мировой истории

Три года назад Денис Дук переехал в Могилев, чтобы возглавить ведущий вуз области по подготовке педагогических кадров.