Вы здесь

Правдивая детальность Михаила Карпука


Есть в работе художников кино и телевидения особенность, из-за которой они могут оставаться без внимания. Публика в основном знает актеров и режиссеров, а имена художников, которые помогают создавать образ в кадре, не на слуху. Но Михаил Карпук в течение жизни сумел наработать такое собственное творческое наследие, что сегодня через его художественное творчество хочется вспомнить фильмы, к которым он имел отношение. По крайней мере, выставка памяти мастера в Музее истории белорусского кино дает такую возможность.


Например, в детстве с восторгом смотрела по телевидению трилогию «Кортик», «Бронзовая птица» И «Последнее лето детства». Две первые части трилогии — интригующие таинственные детективы, в которых малыши расследуют преступления. А вот последняя часть сильно отличалась от них, ведь показывала тех же детей, которые выросли и стали юношами с собственными пристрастиями. И вот этот момент, что детство закончилось и сейчас все иначе, очень хорошо иллюстрировала часть «Последнее лето детства». В ней было другим все: от построения повествования до стилистики и наружной картинки. Так, прыжок с детства к юности был кардинальный, что смутило даже автора сценария всей трилогии Анатолия Рыбакова. А это потому, что после смерти режиссера Николая Калинина, который снимал два предыдущих фильма, сменилась команда, работавшая над третьей частью. А у режиссера Валерия Рубинчика и художника Михаила Карпука было другое ощущение героев и времени, в которое те жили. Да еще блестящая музыка Евгения Глебова завершала созданный ими образ. И еще был ряд фильмов, где Карпук создавал художественный образ (в частности, «Железные игры», «Конец бабьего лета», «Спроси себя», «Ганночка» и другие). На «Беларусьфильме» он работал более 20 лет.

Для Михаила Карпука был первичный образ, который он закладывал то ли в телеспектаклях, то ли в фильмах, то ли в собственных художественных работах. Согласно его пристрастиям, этот образ должен быть максимально точен, но не лишен эмоциональной окраски, о чем свидетельствует более 60 произведений на выставке «В кадре и в жизни». Произведения очень разные: от эскизов декораций фильмов и телеспектаклей до живописи и графики. Но их объединяет точность изображений, линий, деталей. Михаил Карпук из тех художников, для которых была очень важна правдивость, поэтому его пейзажи узнаваемы: такие мы можем видеть, когда выходим из дома на улицу или выезжаем на природу. Художник, родившийся на Брестчине в 1930 году, не скрывал своего восхищения Родиной и ее образами, которые стремился сохранить в произведениях. Техники могли быть разные: масло, пастель или рисунок карандашом, но их объединяет усердная проработка изображений, способных не просто изобразить фрагмент действительности, но и передать настроение (он учился в Минском художественном училище, после окончил графический факультет Московского полиграфического института). Работал художником-постановщиком белорусского телевидения на телеспектаклях по произведениям классиков литературы, например, создавал атмосферу, в которой существовал музыкант Якуба Коласа. И еще в 70-е годы Михаил Карпук разработал художественную концепцию дома-музея Адама Мицкевича в Новогрудке.

Он умел передавать изюминку Беларуси, которую очень любил. Возможно, она дала ему силы прожить долгую и плодотворную жизнь и делиться своим творчеством — Михаил Андреевич активно выставлялся как в Беларуси, так и за пределами, пока был жив. Да и сейчас его произведения находят поклонников.

Иногда городским жителям не хватает такого понятного искусства, которое отражает белорусские пейзажи, — это как поехать в путешествие по любимым местам, что не всегда можно сделать реально, зато искусство предлагает выход.

Лариса ТИМОШИК

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.