Вы здесь

Теребуты — литературная деревня Пуховичского района


Небольшая сейчас деревушка – Теребуты. Пуховичский край. Не так далеко до Осиповичского района. Хотя еще 100 лет назад это поселение, расположенное в 5 км от железнодорожной станции Талька, насчитывало 136 дворов и 974 жителей. Еще в 1888 году здесь была основана церковноприходская школа. Здесь, у реки Свислочь — уникальные по красоте места. Крутые берега, симпатичные луговые ковры из красок травы и цветов. Неслучайно они и привлекали внимание художников. Окрестности деревни – на полотнищах живописца Виталия Цвирко. А к нему на дачу приезжали и молодые коллеги. Пришлось слышать об этих поездках от художника-аниматора Олега Белоусова.


Фото: pixabay.com

Здесь, в Теребутах, со своими семьями приезжали на лето многие писатели. И не только в 1930-1940-ые, но и в более поздние годы. Один из многих — Георгий Попов.

Воссоздать давнюю память о Теребуте поможет дневник писателя, хранящегося в архиве семьи литератора. Познакомиться с «пуховичскими» страницами дневника позволила дочь Георгия Леонтьевича — драматург и прозаик Елена Георгиевна Попова, автор пьес, романов, публикаций в белорусских журналах «Неман», «Полымя», «Маладосць», российских изданиях — «Новый мир», «Дружба народов», «Знамя», писательница, чье творчество хорошо известно в разных странах Европы...

Но сначала давайте познакомимся с самим Георгием Поповым. Родился он в 1918 году в Алтайском крае. Окончил фельдшерскую школу. Работал заведующим медпунктом. Через некоторое время занялся журналистикой. Во время Великой Отечественной войны — военный медик на Калининском, Западном и других фронтах. С 1946 года — военный журналист. С 1950 — в газете Белорусского военного округа «Во славу Родины». В 1956-1959-е годы работал в газете «Колхозная правда» (сегодняшняя «Сельская газета»). С 1959 г. — в журнале «Неман». В 1966-1978 годы — заместитель главного редактора. Первый сборник рассказов — «В родном полку» — вышел в 1956 году в Москве. Георгий Попов — автор книг повестей и рассказов «Половодье» (1958), «Клок сена» (1965), «Гуси-лебеди» (1968), «За тридевять планет» (1976), «Поездка в Тростону» (1977), «Память» (1978), «Низкий поклон» (1981), «Первое лето» (1985), «На том, на волжском берегу» (1986), «На дороге» (1989). Умер Георгий Леонтьевич в 1995 году.

Открываем первую страницу многостраничных дневниковых записей: «Отдых в том году я проводил в деревне Теребуты, что на Свислочи»... Относительно «того» года. Записи в дневнике начинаются с марта 1963 года. И связаны они со становлением, развитием журнала «Неман». Дневник даже выглядит целостной, с одной сюжетной линией, книгой. Но ведь в редакцию Георгий Попов пришел в 1959, поэтому, по-видимому, и конкретным, датированным, начиная с 24 марта 1963 года, записям предшествует очерк-воспоминание. Он был написан в 1980-е — в начале 1990-х годов, когда Георгий Попов готовил дневник к печати. Получается, что вместе с писателем мы возвращаемся в 1959 год, в пуховичские Теребуты. Какими они запомнились Георгию Леонтьевичу? «...Почти каждый день мы с женой и детьми купались и ловили рыбу, каждый день ходили в березовую рощу за земляникой».

Сейчас Свислочь заметно обеднела. А тогда, тридцать лет назад, в ней водилась уйма рыбы. С вечера поставишь донки, утром пойдешь проверить, глядишь, попали на крючок пара щучек, два-три сомика, несколько головней.

Хороша была и Березовая роща, усеянная ягодами, полная грибов. Земляники было столько, что трехлитровый бидон мы насобирали в шутку.
И вот однажды под вечер, когда мы всей семьей возвращались с полненьким бидоном из березняка, почтальон прямо на дороге, которая пересекала ржаное поле, вручил мне телеграмму: «Приезжай срочно важному делу Бурьян».

Так, в окрестностях Теребут, Георгия Леонтьевича искала новая забота. Еще накануне писатель Борис Бурьян в Минске разговаривал с Поповым относительно работы ответственным секретарем в «Советской Отчизне» (так сперва назывался «Неман»). И все же телеграмма была неожиданностью.

«В тот вечер мы с женой долго гуляли по тихим полевым дорогам, — читаем записи Г. Попова, — обсуждая, как нам быть, ехать или не ехать. Ехать — значит, соглашаться, не ехать — отказываться, третьего было не дано...» И дальше читаем: «Утром мы всей семьей пешком отправились на станцию Талька — к ней от Теребут рукой подать, — и успели как раз к утреннему поезду.

В тот же день я встретился с Бурьяном, а бурьян сразу потянул меня к тогдашнему главному редактору альманаху Евгению Василенко...»
К теме Теребутов писатель еще вернется в своем дневнике. «На даче в Теребутах. Четвертое лето. Хозяйка Саша, жена Александра Архиповича, бывшего председателя колхоза, говорит ласково-певчим голосом:

— Он у меня такой завистливый, — это про мужа».

Сам по рождению сельчанин, Георгий Леонтьевич внимательно присматривался к быту, образу жизни колхозников в Теребутах. Очевидно, что-то и записывал сразу, всматриваясь в деревенскую жизнь. Вот что пишет Попов про хозяйку дачи: «В комнате у нее уйма всяких картинок: рядом с «Тремя богатырями» и «Аленкой» — вышитые гладью розы и попугай среди таких же роз, на стене — писаный маслом «ковер» — озеро не озеро, а что-то вроде озера, лачуга под черепицей, желтый месяц, два лебедя тянут лодку, в которой, утопая в цветах, сидят две девушки. Третья помогает лебедям, держа в руках тонкое весло. Еще две девушки (одна стоит, вторая то ли сидит на мостиках, то ли стоит чуть ли не по пояс в воде) ждут, когда лодка подплывет.

Одним словом, тот еще ковер! А в шкафу — прекрасные покрывала и ковер — тоже замечательный — своей, ручной работы. Послать и повесить Саша стесняется — засмеют в деревне, потому что это свое, это не модное...»

Читаем в историко-документальной хронике Пуховичского района «Память»: «Покрывала ткались из льна, шерсти, позже — из хлопка, синтетических нитей фабричного производства. Распространены четырехнитяные с несложным рисунком, клетчатые. Покрывала имеют характерный геометрический растительный орнамент. Покрывала, выполненные М. П. Вересковской, наиболее характерны для нашей местности.

С появлением разнообразных красителей цветовая гамма покрывал очень расширилась. Иной раз в одном покрывале насчитывалось около пяти и более цветов. Известны у нас также и покрывала со сложным плетением.

В быту широко использовались «ковры». Наиболее распространенная их техника — переборное одностороннее ткачество. По льняной основе ткали шерстью (Е. Н. Морозова и К. И. Горельчик)».

Такого уровня мастериц еще застал на Пуховщине и писатель Георгий Попов. Теребуты — легендарное поселение для изучения литературно-художественной истории Пуховичского края. С деревней связаны жизненные тропы-дорожки искусствоведа Антона Усса, поэта Михася Чарота, прозаика Симона Барановых. И еще — прозаика и переводчика Георгия Попова, его дочери драматурга и прозаика Елены Поповой. Известны Теребуты и прозаику Сергею Рублевскому, который сейчас живет и работает в Витебске. Словом, действительно литературная деревня...

Кастусь ЛАДУТЬКО

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.