Вы здесь

Как выглядело традиционное Рождество и чего не хватает человеку в городе?


Зимние праздники для белорусов издавна имели особое, сакраментальное значение. Как выглядели традиционное белорусское Рождество еще 100 лет назад и чего не хватает современному человеку в городе? Об этом рассказал известный белорусский музыкант и фольклорист Иван Кирчук.


Иван Кирчук.

Пост — подготовка к празднику

Мне кажется, что если мы говорим о Рождестве, то должны всегда помнить, что наши предки не просто спешили на праздники и наполняли холодильник. Готовились задолго, потому что сбор урожая прошел, и земля начинала отдыхать. Люди заканчивали работы на поле и садились по домам. Там тоже дела имеются. От того и пошли посиделки. Многие считают, что посиделки — когда девушки и парни собирались, танцевали и пели. Это не так. Приходит время, когда душа должна успокоиться, и вот в пост звучат песни: о жизни, ангелах, смерти, предках.

Я всегда говорю: как жаль что покрывала и полотенца не могут разговаривать! Они бы многое рассказали, потому что ничего не делалось в тишине. Бабушки и тети что-то же рассказывали девушкам, делились жизнью.

Держали Филипповский пост, причем суровый. У католиков это Адвент. Верующие много ходят в костел, жгут рано свечи, чтобы было больше огня. День уменьшается, 21 декабря — день зимнего равноденствия. Неуютная тьма не одержала победу над человеком, но всегда эта недостача света ощущалась. Потому что древний человек жил ближе к земле, природе, лучше понимал себя. Современному это сложно отследить, так как живем при искусственном свете. Даже пост держать трудно. Нет времени, нет возможности — другой темп жизни.

Первая Кутья

Основной момент — Кутья. Из ячневой крупы, причем могла она быть и сладкая, чтобы было вкуснее. Так вспоминали предков, так как считалось, что в этот период стирается граница между миром живых и умерших, предки могли приходить, чтобы посмотреть, как мы живем. Поэтому надо было о них хорошо вспомнить. Это видно и в масках. Дед и Баба — как раз и есть символ первопредков.

Рождество — семейный праздник. Все родственники собираются за одним столом. Сколько себя помню, моя бабушка всегда нас собирала, и мои родители тоже. На стол обязательно клали сено на все три Сочельника. Это было необходимо, так как считалось, что Христос родился на сене. В доме зажигали новые свечи, лампадки. У наших далеких предков так проявлялось уважение к огню. Если день такой короткий, то нужно его поддержать.

Колядная звезда.

Блюд на праздничном столе всегда 12 — по количеству апостолов, учеников Иисуса Христа. В некоторых регионах это объясняется количеством месяцев, которые уже прожиты. Для меня все еще тайна, как можно было приготовить 12 постных блюд. Однако хозяйкам хватало фантазии, чтобы устроить Кутью. Есть в Беларуси регионы, где готовят 11 либо всего 9 блюд. Например, на Витебщине.

Всегда молились. Откладывали каждого блюда понемножку на отдельную тарелку, чтобы угостить предков. На столах не было никакого алкоголя: священники запрещали.

В этот вечер показывали батлейку. Батлейщики — люди, которые знали библейский сюжет и могли его пересказать — ходили по деревням и устраивали представления. Обычно показывалась драма «Царь Ирод» — самая популярная у белорусов. Как правило, батлейщик приходил в какой-то один дом, и там уже собирались люди.

Батлейки в Беларуси делали самые разные. Они могли быть и одноэтажные — для бытового сюжета, а могли и на несколько этажей. Чаще всего мастерили три, которые символизировали Небо, Землю и Ад. А если не пришел в деревню батлейщик, то устраивали шествие со звездой. Ведь все ждали ту первую звездочку, которая объявила о рождении Христа, могли и сами ее сделать. Человека, который нес звездочку, принято было называть звездочетом.

Вторая Кутья — Щедрая

Сейчас это у нас Новый год. То время, когда можно есть мясо, употреблять алкоголь, но все было в меру. Ведь главное — не за столом посидеть, а обойти все дворы в деревне, поколядовать. Здесь уже можно веселиться и танцевать. Много пели ряженые. Представление было около каждого дома. Очень обижали сельчане, когда миновали их двор.

Персонажи Рождества в разных регионах могли отличаться, но был неизменный костяк. Баба и Дед — во многих регионах было принято, чтобы женскую роль играл мужчина, а женщина, наоборот, переодевалась в мужчину. Цыганка, которая гадала и обманывала хозяина, с ней Цыган, который продавал коня. Конем были два парня, которых накрывали покрывалом. Солдат, либо Вербованец, который ходил среди сельчан и искал родных, пел солдатские песни. Ангел мог и не петь, но присутствовал. А вот у черта было много слов и развлечений.

Из животных традиционный Медведь — символ крепости и мощи, которую хотели иметь наши предки; Коза — животное очень мистическое, но полезное в хозяйстве. Здесь мы видим не просто культ животного, но и символ рода, покровителей.

Делали маски и для других героев Рождества, более редких. Даже маску смерти можно было увидеть. Но в такое люди не слишком охотно переодевались. Кое-где встречались маски Трех королей. На Полесье можно увидеть маску волка. Иногда попадался и шутливый доктор с бутылкой разбавленного варенья. Целый карнавал! Колядовщикам давали щедрые подарки. Считалось, отдашь — еще больше получишь. Ведь, переодетые, ребята из деревни превращались в посредников Бога. Просто так на небо не докричишься, а вот ряженые могли помочь через песни и танцы. Сейчас колядовщики — дело редкое. Если и колядуют, то либо не так зрелищно, либо профессиональные коллективы, которые к этому специально готовятся.

Колядные маски.

Голодная Кутья

Имелись и редкие, уникальные игры либо зрелища. Женитьба Терешки — белорусская народная игра для неженатой молодежи. В старину она имела сакральное значение. Являлась репетицией свадебных обрядов. Похороны Деда и Бабы — траурное прощание с годом, который прошел. Ящер — традиционная игра Поставщины. Опять же своеобразный свадебный обряд, только со ссылкой к языческому богу Ящера повелителя моря и подземных вод. Три короля – праздник поклонения трех посланников — Каспара, Мельхиора и Бальтазара — рожденному Иисусу Христу.

Наступало время и гадания девушек. Смотрели, какой жених им предначертан, какая судьба ждет. Это хоть и было запрещено, но очень же интересовало. После Рождества, когда отпели все песни и отыграли все игры, на Крещение приходила третья кутья — водяная, либо голодная. Таким образом, круг замкнулся. Человек возвращался к спокойному образу жизни после праздников. Нам сейчас этого не хватает. У нас нет покоя, мы летим, как поезд, пропуская станции.

Яна ЦЕГЛА

Фото Ульяны ШИШ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.