Вы здесь

Разминеры: в кадре — взрывы и любовь


События киноленты «Подрыв» переносят зрителя в 1945 год и знакомят с добровольцами из отрядов разминеров ОСОАВИАХИМа, которые существовали, чтобы ликвидировать отголоски войны на наших территориях... Этот проект киностудия «Беларусьфильм» реализовала совместно с противоминным центром Вооруженных Сил Республики Беларусь. Первоначально он появился как 8-серийный сериал «Пламя под пеплом», а теперь вышел в формате полного метра, приобретя свои отличительное звучание и акценты. Решили встретиться с режиссером фильма Иваном ПАВЛОВЫМ и ведущим редактором киностудии Татьяной КОМАНОВОЙ, чтобы узнать о судьбе их кинотворца, закадровые секреты и рецепты удачного кино.


— Как принимают «Подрыв» зрители и оценивают профессио-
налы?

И. П.: От профессионалов я не очень много оценок слышал. Ведь фильм не участвовал в том же конкурсе «Лістапада», поскольку мы не могли заявляться в силу того, что у «Подрыва» уже было коммерческое использование. В общем, что касается профессиональной оценки, то там диалог строится на обсуждении производственных моментов. Но, как говорил Михаил Ром, если сорок процентов от задуманного удалось, то, считай, фильм получился. У нас этот процент, по моему мнению, даже больше. Но прежде всего кино мы делали для зрителя, а не для профессионалов, поэтому для нас на первом месте — оценка аудитории. И, когда мы презентовали киноленту перед студентами в Могилеве, мне понравилась их реакция. По ней я полагаю, что мы можем составить хорошую конкуренцию другим фильмам. А молодежь — это же очень критичный зритель сегодня, которого не так просто удивить или зацепить чем-то. Все же у нас получилось!

— Недавно вы презентовали кинофильм на фестивале стран ШОС в Индии. Как там его приняли и как вообще складывается фестивальное путешествие «Подрыва»?

И. П.: Пока сложно о перспективе говорить, так как фестивали переносятся. А уже представляли наш сериал в Китае на фестивалях «Золотой петух» и «Тысяча цветов» в международной программе, в Анапе на «Киношоке». Полный метр демонстрировался и в Корее. Потом осенью показывали его на международном фестивале в Ташкенте. И вот сейчас презентовали в Индии.

Но такой результат — это хорошая работа специалистов киностудии, которые отслеживают ситуацию и предлагают наш фильм. Ведь не сказать, чтобы в Индии хорошо знали о том, какие фильмы выходят в Беларуси, как и мы далеко не все знаем об их кино. Я очень рад, что нас пригласили на этот кинофорум.

Т. К.: Мы очень благодарны нашему посольству в Индии за то, что они поспособствовали, чтобы белорусское кино показали на фестивале стран — участниц ШОС. Всегда очень важно, чтобы был интерес, а тем более когда он появляется на международном уровне.

— Сложно было снова взяться за фильм на военную тематику? Ведь у вас есть работа «Глубокий поток» (2005 г.)...

И. П.: «Подрыв» для нас — прежде всего фильм о любви, но на фоне войны. В общем, в картине две идеи. Одна — о любви, а другая — о том, как человек, сделав страшную ошибку в жизни, страдает, так как не может ее исправить. Я согласен с Владимиром Высоцким, который говорил, что на войне нет повседневной рутины, там чувства обострены, и граница между жизнью и смертью очень тонкая. Поэтому война и остается темой исследования для людей, работающих в искусстве. Если мы поймем, почему воюют люди, то и со зрителем сможем поделиться своим открытием.

Т. К.: Во время работы над сценарием еще на этапе сериала у Ивана Михайловича было внутреннее жесткое убеждение, что не нужно снимать расстрел детей в кадре. И тогда вели отдельную редакторскую работу с режиссером, чтобы выяснить, как мы решим эту задачу, не нарушая его внутренней установки касательно того, чтобы не демонстрировать такое преступление напрямую.

И. П.: И мы придумали выход, но за три минуты до съемок наш оператор — постановщик Вячеслав Дунаев предложил еще лучшее решение. И мы пошли по его пути. Понимаете, кино — это визуальное искусство, и задача режиссера в нем — окружить себя талантливыми людьми. А после стоит заразить их своей идеей, и дальше они сделают все сами... Я не хочу снимать кино о войне в формате батальных сцен, эпизодов, где военные продумывают, куда идут их войска и т.д. Поэтому у нас фильм, скорее, о результате военных событий. В общем же, я убежден, что изначально один фильм пишется, второй снимается, а третий монтируется. И только в финале все складывается в одно произведение. Все способствовало нам, чтобы он получился. В октябре мы снимали сцену, где нужно было зеленое дерево. Мы его нашли у входа на киностудию. И такие чудеса случались много раз. Поэтому для создания удачного фильма не существует универсальных рецептов, но преданная работа и профессионализм дают свой результат.

— А насколько важно с подбором актеров угадать?

Т. К.: Иван Михайлович всегда ставит перед собой задачу выбрать лучшее из того, что есть. Поэтому с самого начала не было позиции, мол, наши актеры плохие и нам нужна звезда, чтобы картина имела успех. У нас нет ни одного не белорусского артиста в кадре, так как не сомневались, что у наших артистов хватает мастерства и таланта.

И. П.: Я очень люблю работать с актерами и считаю, что это главная задача режиссера. Поэтому на пробах я смотрел на то, как скоро будет достигнут нужный мне результат. С одним актером определенную сцену мы сняли бы за три часа, а с другим — за полчаса. И я отдам предпочтение последнему, так как в принципе имею опыт работы с артистами, даже непрофессиональными, и знаю методы. Поэтому в «Подрыве» сработала моя интуиция: на пробах я смотрел, совпадает ли актер с моими представлениями о герое. Могу сказать, что все хорошо справились со своими ролями. Для Татьяны Федоровой и Дарьи Карпеченковой это первые их главные роли. Мне нравится работать с молодыми актерами, так как они со страстью бросаются в работу.

— Одна из главных линий «Подрыва» — история человека, который ошибся в жизни, и это уже невозможно исправить. Вам как режиссеру всегда удается оправдывать своих героев?

И. П.: Если я не буду оправдывать действия героев, то просто неправильно подойду к работе как профессионал. И поэтому мне важно объяснить действия, включая и нашего отрицательного героя. Я его не защищаю, просто понимаю, что этот персонаж не так силен внутренне, чтобы пойти на самопожертвование. Он был из числа людей, которым дали в руки автомат и приказали стрелять в детей. Другие отказались от этого, а этот персонаж — нет. И после, оставшись в живых, парень решает искупить вину, но понимает, что когда-то совершил непоправимое. Ужасная ошибка — расстрел ребенка: если человек решился на такое, он убил и в себе все человеческое. Поэтому в конце его взгляд в небо с благодарностью — тот самый момент оправдания. И то, что такого антагониста играет Андрей Сенькин, светлый молодой человек, дало свой результат.

— Насколько сегодня понятна и близка молодежи история героев вашей картины? Способны ли сейчас люди на такого рода подвиги и самоотдачу во имя высоких целей?

И. П.: Мне кажется, что способны, просто должна быть мотивация. Молодежь все такая же, только технически она более продвинута в плане коммуникации и получения информации. А вот моральные каноны, хочу верить, не изменились. Хотя не все решались на геройство и в 1945 году. Поэтому и сегодня, если что-то случилось бы, думаю, не все бы ринулись закрывать собой амбразуру пулемета. Но то, как воспринимают зрители наш фильм, меня убеждает, что душой они откликаются. И, может, тут дело еще и в том, что у нас кино о любви, а не просто о буднях разминеров.

Т. К.: Когда мы начали согласовывать сценарий на уровне консультаций, то нам говорили, будто мы не точно предоставляем зрителю информацию. Мол, надо этих людей называть саперами. Но с помощью исторических документов нам удалось отстоять свою позицию. Были реально обучены военные саперы и гражданские подростки, которые учились разминированию за неделю. И, думаю, с одной стороны не стоит здесь говорить о моделировании представлений о «хорошем» и «плохом» и рассчитывать, что после просмотра кто-то будет вести себя как герои фильма. С другой стороны, может случиться так, что кто-то во время просмотра найдет для себя ответ на те вопросы, которые вслух никогда не задаст. А тут он увидит определенную ситуацию, соотнесет ее с собой и таким образом проживет ее.

— В «Подрыве» есть фраза «Война закончилась. Надо научиться жить без нее». Но сегодня обстановка вокруг снова тревожная.

И. П.: В 1945-м те люди, мне кажется, искренне верили, что война закончилась. Однако там есть еще одна фраза: «Вся земля заминирована, и рвануть может где угодно». В очень многих местах мы еще слышим отголоски войны.

Т. К.: Я как-то нашла информацию, что в ХХ веке только восемь дней на Земле не велась война. И важен сам факт, что война может «вылезти» откуда-то в любой момент, и ты предстанешь перед выбором: сумеешь остаться человеком или нет? Поэтому наш фильм — это история об искренности человека с самим собой.

— В процессе работы над фильмами случается ли вам находить какие-то ответы для себя о жизни и людях?

И. П.: Скорее происходит высказывание собственных мыслей и убеждений. И я вижу, что они созвучны другим. В такие моменты просто убеждаюсь, что нахожусь на правильном пути. А после уже по результату проделанной работы смотришь, насколько удалось найти ответ на свои вопросы или подтверждение своим мнениям. Мне нравится проявление творчества в процессе написания сценария, обсуждения во время съемок и когда происходит работа с актерами. Но и монтаж играет огромную роль, ведь с его помощью можно абсолютно по-разному расставить акценты.

— Есть принципы, которыми вы руководствуетесь на съемочной площадке?

И. П.: Если я в чем-то твердо убежден, то действую принципиально. А как только появляются хоть микросомнения, то меня можно перенаправить, что-то подсказать. Я не боюсь признавать собственную неверность на съемочной площадке. И если какой-то совет, взгляд сработают на улучшение результата, то я это принимаю. Главное — сделать хорошее кино!

Алена ДРЯПКО

Фото Дмитрия КАРМАЗИНА из архива киностудии

Выбор редакции

Калейдоскоп

Восточный гороскоп на следующую неделю

Восточный гороскоп на следующую неделю

На этой неделе Тельцы будут просто незаменимы везде, где их знают.