Вы здесь

Кричевская свистулька пополнила список историко-культурных ценностей


Существо с головой лошади и туловищем утки — именно так выглядит игрушка-свистулька «Кричевский кузнечик», которая давно стала брендом Кричева и символом регионального фестиваля «Кричевский кузнечик». А в этом году самобытное архаичное изделие Могилевского Поднепровья получило статус историко-культурной ценности и было включено в Государственный список ценностей Беларуси.


Возродил мастерство и технологию изготовления глиняных народных игрушек-свистулек Могилевского Поднепровья в Могилеве и Кричеве Вячеслав Яковенко, народный мастер Беларуси. Более 20 лет помогает ему в этом Любовь Ященко, член Белорусского союза мастеров народного творчества. Именно из их легких и творческих рук в Кричеве лет пять назад вышел замечательный фестиваль, где свои умения в работе с глиной демонстрируют как взрослые мастера, так и многочисленные учащиеся творческой пары. За возрождение восточнославянской поднепровской народной традиционной глиняной игрушки в 2014 году в Москве Вячеслав Яковенко был награжден орденом «Почет и слава». Мастер и игрушка занесены в международную энциклопедию.

— Поднепровская игрушка-свистулька — ручное изделие из глины, предназначенное для получения свиста, различных звуков и исполнения мелодий. На них можно имитировать пение птиц, звуки животных и зверей, — рассказывает и показывает свои произведения народный мастер. — В древности ареал распространения поднепровской глиняной игрушки — территория Верхнего Поднепровья, на которой жили племена милоградской, юхновской и днепровско-двинской археологических культур. Только в Кричеве мастера лепили такую форму конька, которую вы видите: без ножек и похожего на шахматную фигурку. В этом его особенность и известность далеко за пределами Беларуси.

Сегодняшние коньки живут и рождаются в Могилевской студии «Волшебная глина», которой руководит Любовь Ященко, и Кричевской образцовой студии декоративно-прикладного искусства «Свистулька» районного центра культуры ГУК «Централизованная клубная система Кричевского района», мэтр которой — Вячеслав Яковенко. Оба мастера не представляют своей жизни без занятий любимым делом и с удовольствием передают ученикам не только гончарные умения, но и сакральные функции и тайны, которые хранит в себе кузнечик.

Игрушка изящная, небольшая, без острых выступов, мелочей, она хорошо ложится в руку и с нею легко обходится. Но только на Могилевском Поднепровье существовали следующие формы и образы, они не встречаются больше нигде. Это утка-лошадь (птица-лошадь), кричевская лошадь, всадник на утке, всадник на утке-лошади, лошадь-петух, сова, поделилась Любовь Ященко:

— Чаще всего в творчестве и в игрушках используется то, что наиболее ценится. А в хозяйстве это был прежде всего конь. Он и землю пашет, и грузы перевозит, без него как без рук. Перед лошадью в старину люди склонялись, и нынешняя детвора, как зачарованная, на него взирает. Это особенное животное. А Кричевская утка-лошадь — существо особенное. Она сочетает в себе сакральную силу утки — символа ночи и материнства — охранявшей человека в темноте, и коня — символа солнца, любви и плодородия — оберегающей хозяина в светлое время.

Поднепровская игрушка отличается от других способом лепки. Она делается из целого куска глины пластичным способом (из первоначальной формы вытягиваются ноги, голова, хвост, уши). По отдельности могут прикрепляться рога и всадник, сидящий на утке-коне. Игрушка выделяется одной характерной большой деталью, которая сразу обращает на себя внимание. Например: большие уши у коня, гребень у коня-петуха или одна голова и шея, как у кричевского коня (такой образ дает повод считать эту игрушку, пожалуй, самой архаичной и связанной с культом коня и утки).

Поднепровские игрушки изготавливались в технике терракоты, глазирования (топливо чаще зеленого цвета), чернения и прокаливания (обжигания). Вячеслав Яковенко отмечает около 20 функций поднепровской глиняной игрушки-свистульки, часть из которых осталась в прошлом, но большинство существует и в настоящем. Это ритуально-культовая, обрядовая, лекарственная, игровая функции. Игрушка может быть также оберегом, сувениром, музыкальным инструментом, украшением интерьера, елочной игрушкой.

Ирина СИДОРОК 

Фото автора

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.