Оганесян: Молодой исследователь должен быть свободным и смелым

Юрий Оганесян — легенда ядерной физики. Его именем назван последний из открытых элементов таблицы Менделеева — инертный газ оганесон под номером 118. Это сегодня самый тяжелый химический элемент, созданный человеком, открытие которого подтверждено.

При жизни такой чести были удостоены всего два человека: кроме Юрия, это был американский физик Гленн Сиборг, который дал свое имя элементу под номером 106 в 1997 году. Оганесян открыл новый класс ядерных реакций — холодное слияние массивных ядер, которое применяют для синтеза новых элементов ученые всего мира.

Академик РАН, доктор физико-математических наук, Юрий Оганесян — научный руководитель всемирно известной лабораторией ядерных реакций имени Г. Н. Флерова Объединенного института ядерных исследований в Дубне. Он принимал участие в работах по синтезу 104, 105 и 106 элементов таблицы Менделеева и руководил открытием химических элементов от 113 до 118 включительно. Основал новое научное направление — физику тяжелых ионов совместно с академиком Георгием Флеровым.

Фабрика сверхтяжелых элементов, созданная по инициативе научного руководителя Лаборатории ядерных реакций академика Юрия Оганесяна, содержит мировое лидерство в области синтеза и изучения свойств сверхтяжелых элементов. За время деятельности «Фабрики» в Лаборатории ядерных реакций в 2020-2022 годах впервые в мире были получены пять новых изотопов сверхтяжелых элементов. Передовой исследовательский комплекс, которым руководит академик Юрий Оганесян, задает новые стандарты в области синтеза и изучения свойств сверхтяжелых элементов.

У Юрия Оганесяна — множество научных регалий и званий. В этом году знаменитому физику исполнилось 90 лет. В день юбилея стало известно, что академик учредил ежегодную премию «Оганесон» для молодых ученых. Она направлена на поощрение молодых ученых и специалистов, которые достигли успехов в теоретических и экспериментальных исследованиях в области физики, химии, биологии и прикладных задач. Помимо этого, премией будут отмечаться научные журналисты и популяризаторы науки.

Юрий Оганесян часто выступает перед молодежной аудиторией. А в День знаний его слушателями стали студенты и сотрудники научных учреждений БГУ. Знаменитый ученый подготовил для них экскурс в историю ядерной физики, его выступление было посвящено новым элементам таблицы Менделеева. Он напомнил, что наука об атоме возникла еще в античную эпоху. За 400 лет до нашей эры греческий философ Демокрит предположил, что все в окружающем мире состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, взаимодействующих между собой. И более двух тысяч лет этот взгляд на обустройство окружающего мира оставался неизменным.

В начале XIX века Джон Дальтон озвучил теорию, согласно которой атомы служат строительными кирпичиками для молекул, из которых и состоит все в мире. Он ввел понятие «атомный вес», создал для него метод расчета и составил первую в мире таблицу соотношения атомных масс для 36 известных на то время химических элементов.

А в 1869 году Дмитрий Менделеев составил периодическую таблицу из 63 известных в его время химических элементов. Он обнаружил, что их свойства зависят от атомного веса и последовательно меняются через каждые восемь номеров.

По мере развития науки менялось представление о границах и формах материалов. Появилась гипотеза о возможном существовании сверхтяжелых элементов. Синтезировать сверхтяжелые химические элементы ученые начали еще в 40-е годы прошлого века. Первыми элементами стали нептуний и плутоний, которым присвоили номера 93 и 94 в таблице Менделеева. С тех пор она расширилась. Сверхтяжелые элементы созданы искусственно, в природе их не существует. Для опыта берут два атома с общим числом протонов, эквивалентным количеству протонов в ядре будущего нового элемента, и на высокой скорости сталкивают их в ускорителе. При попадании одного ядра в другое происходит их слияние, и возникает действительно новый элемент. «Непоследованным кажется, что процесс простой и даже примитивный, однако на самом деле он может занимать годы научных экспериментов», — говорит академик Оганесян.

У ученого часто спрашивают: А какая польза от этих открытий физиков? На что он обычно отвечает: нужно время для того, чтобы результаты того или иного открытия были бы изучены настолько хорошо, чтобы понять, как и где их можно применить. Но любое открытие требует неординарных средств. Оно, как правило, не лежит на поверхности, к нему нужно идти долго. И по ходу нужно решить множество проблем: и научных, и технических, которые до сих пор не поднимались. Практическая польза этих открытий заключается прежде всего в том, что такие исследования подтягивают за собой новые технологии.

Кстати, у Юрия Оганесяна очень интересная судьба в науке. По семейной традиции он планировал стать архитектором, но вместе с друзьями подал документы в МИФИ. И ни разу об этом потом не пожалел, хотя и творчеством параллельно тоже пытался определенное время заниматься.

«Лидер — тот, на кого смотрят и учатся, ему доверяют, за ним идут, — говорит Юрий Оганесян. И приводит в пример академика Георгия Флерова. — Флеров меня не учил — я учился, глядя на него». Юрий Оганесян обращался к мэру Москвы с предложением на станции метро «Динамо» повесить табличку: «Здесь в 1940 году молодыми физиками К. А. Петржаком и Г. Н. Флеровым, работавшими под руководством И. В. Курчатова, было установлено новое явление — самопроизвольное деление урана на две части». К сожалению, но памятный знак там пока не появился.

Мы поинтересовались у Юрия Оганесяна, какими качествами должен обладать успешный ученый?

— Науку вперед должны двигать молодые, — уверенно говорит он. — А молодой ученый должен быть прежде всего свободным, иначе нельзя заниматься наукой, и смелым. Замечу, что смелость подразумевает наличие знаний, ведь без них, на одних только амбициях, далеко не уйдешь. При этом надо понимать, что быть ученым очень трудно. Научный поиск — как поиск грибов в лесу: в одну сторону пошел — ничего не нашел. Пошел в другую сторону — опять не нашел. Если из ста попыток у тебя семь удачных, то ты гений. Не каждый согласится жить в таких условиях... Чтобы достичь успеха, требуется применение различных подходов. Наше старшее поколение немало сил приложило для того, чтобы вытянуть физику на нынешний высокий уровень, но дальше дело за молодыми. Сейчас на нашей фабрике сверхтяжелых элементов работает много молодежи. За ними будущее.

У меня часто спрашивают, Как создать творческий климат. Честно говорю, что я не знаю, что такое творческий климат и как его создавать. Это, наверное, что-то не материальное, а, скорее, духовное.

«Физика сегодня развивается очень стремительными темпами, — подчеркивает Юрий Оганесян. — Я имею в виду ядерную физику, физику частиц, астрофизику. Там открытия идут одно за другим. Полагаю, что действительность опережает наши фантазии. И то, что сегодня кажется нам сверхтяжелым, через десять лет будет банальным».

На вопрос, А сколько вообще может быть элементов в таблице Менделеева и где находится граница материального мира, сегодня отвечает наука, которая называется «квантовая электродинамика». Согласно теории, количество элементов может достигать 173, возможно, до 174. «Мы получили 118-й элемент и серьезно думаем пойти дальше на 120-й, но до 170-го еще очень большая дистанция. Однако я останавливаться не собираюсь, — улыбается уважаемый ученый. — Какими свойствами будут обладать новые элементы, пока можно только догадываться...»

Надежда НИКОЛАЕВА

Фото автора

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.