Вы здесь

Дэвид Разумов: Без надежды искусство не имеет смысла


Он молодой талантливый актер и режиссер, любит классику, умеет прислушиваться к критике, но всегда следует за голосом сердца. Сам Дэвид говорит: «Хоть я человек, который на все смотрит рационально, но хочу в этом мире приумножать свет и доброту». Это, пожалуй, и срабатывает для него как кредо, когда он выбирает пьесы для постановки, размышляет о собственных перспективах или оказывается перед очередным жизненным выбором. 

О том, как открыл для себя любимую профессию, чем увлекается и что для него никогда не потеряет ценности, мы поговорили с Дэвидом Разумовым при встрече.


— Когда вы полюбили театр настолько, что сделали работу в нем своей профессией?

— Поскольку наш мастер курса Сергей Михайлович Ковальчик был художественным руководителем театра, то занятия у нас проходили на Малой сцене Национального академического драматического театра имени Максима Горького, а не только в стенах Академии искусств. И вот с тех пор я начал знакомиться с профессией, понимать, как все в ней работает, и полюбил сцену.

— А решение поступать на режиссуру у вас откуда?

— С детства я смотрел кинофильмы и увлекался мастерством актеров. Думал, когда вырасту, то стану артистом, буду таким же классным и популярным, как они. Но, когда приходит время поступления, то молодой человек чаще всего боится и испытывает растерянность относительно того, какой путь выбрать для себя. И у меня так произошло. Я пошел на режиссуру, зная что там недобор парней, побоявшись поступать на актера.

— Однако теперь вы имеете возможность работать в театре в обоих амплуа...

— Изначально все было обусловлено моей целью быть артистом. Поэтому еще на пятом курсе, когда мы готовили дипломные работы, я сделал спектакль «водоворот» для самого себя. Даже наивно думал, что сделаю постановку, которую впоследствии возьмут в репертуар театра, и у меня сразу будет главная роль. Но все сложилось совсем иначе. Спектакль в репертуаре появился только через три года. В любом случае мне, считаю, очень повезло, так как я овладел режиссерской профессией. После окончания учебы два года отработал во Дворце детей и молодежи «Ореон», где ставил концерты, праздники, детские сказки. И тогда понял, что это мое, Я люблю то, чем занимаюсь. Недавно моя коллега и подруга Мария спросила меня, каким я вижу себя через пять лет? На что я ответил несколькими пунктами, и один из них был таков: у меня не осталось актерских ролей. Мне хочется со временем заниматься только реализацией своих проектов.

— Но актерство дает вам опыт...

— Игра в спектаклях дает богатый опыт. Благодаря тому, что я много раз прошел процесс от первой читки пьесы до премьеры спектакля на сцене, то имел возможность наблюдать со стороны за работой различных режиссеров. И, самое главное, я знаю, как воспринимают те или иные режиссерские требования актеры, что им нравится, что их обижает и чем они бывают недовольны. После, когда уже сам работаешь как режиссер, лучше понимаешь, как выстраивать взаимодействие. И это делает тебя более уверенным. Все мои роли дают мне большую радость и удовольствие. Просто понимаю: чем больше ты хочешь работать режиссером, тем больше это мешает тебе как артисту. Совмещать невозможно, так как нужно одинаково сильно углубляться в процесс.

— В школьные годы ваша тяга к творчеству проявлялась?

— Помню, как классе в пятом, когда у меня только появился телефон с камерой, я друзьям во дворе говорил, куда стать и что делать, мол, мы снимаем кино. Еще на гитаре играл с детства, а после занимался во Дворце детей и молодежи «Золак». И у нас устраивались разные концерты. А так я учился в обычной школе и, честно говоря, мне было не очень интересно. Учителя вообще думали, что из меня ничего не выйдет. А в одиннадцатом классе, когда я пошел на подготовительные курсы по режиссуре, с интересом начал углубляться в новый для себя мир. Тогда уже сидел на последней парте и иногда читал «Фауста», которого готовил на тот момент как режиссерскую экспликацию для поступления.

— А ваша семья как отнеслась к выбору творческой профессии?

— Одна из самых больших удач в моей жизни, что мать и отец во всем меня всегда поддерживали. Многих моих друзей, наоборот, родители направляли на выбор более престижных, по их мнению, профессий. А мои спросили, чего я хочу, куда планирую пойти учиться. И такой их подход до сих пор удивляет меня. От мамы слышу, что они мной гордятся.

— Работа в одном театре со своим мастером Сергеем Ковальчиком — для вас тоже удача?

— Он научил меня всему, что я умею. Очень благодарен Сергею Михайловичу за это. Даже сейчас слышу от него ценные советы, чувствую поддержку во всем. Благодаря ему, считаю, состоялся «Фауст. Сделка с дьяволом». Потому что он в меня поверил. Меня очень впечатляет, когда люди своим доверием способны поддержать другого. Сергей Михайлович до последнего не вмешивался в мою работу, а уже на последнем прогоне дал несколько советов, которые помогли улучшить спектакль. Поэтому я продолжаю у него учиться.

— Вы родились, учились и работаете в Минске. А интересно вам было бы попробовать поставить что-то с коллективом, например, в другом городе?

— Безусловно, ведь любой новый опыт — это развитие. А если ты постоянно находишься в одном окружении, то расти уже становится сложно. Ты знаешь артистов, их возможности, а когда все по-новому, где никто никого не знает, появляется почва для роста. Я бываю на премьерах спектаклей в других театрах и городах и вижу, какой там уровень. Везде есть хорошие и артисты, и режиссеры, и результаты...

— В театре идут ваши спектакли «В водовороте», «Фауст. Сделка с дьяволом», а теперь вы работаете над «Маскарадом» Лермонтова... Какой будет эта история?

— У Лермонтова все заканчивается трагически, а мне всегда хочется, чтобы в финале была надежда и свет, ведь без них для меня искусство не имеет смысла. Поэтому у меня и Фауста Бог спасает, и Павел выходит из водоворота. Конечно, есть вечные темы, о которых мы говорим со сцены. И, перечитывая «Маскарад», я понимал, что это замечательная история, но там сложный стиль и не все в содержании прошло испытание временем. Хотя некоторые монологи просто вне времени и всегда будут актуальны. Мне хочется сделать это произведение современным. 

И показать главное: что бы ни происходило в жизни, не переставайте любить и верить.

— А, по-вашему, любовь — что за чувство?

— Об этом можно рассуждать часами. Если коротко, то это чувство, которое способно всегда прощать. Оно не ищет выгоды, несет свет. Я считаю, если любишь человека, то никогда его ни в чем не упрекнешь. Наоборот, всегда и во всем будешь поддерживать. Есть у меня в спектакле «Водоворот» строки: «Если ты захочешь сжечь весь мир, то я буду рядом подавать тебе бензин». Любовь невозможна без верности. Но оно бывает жестоким и несправедливым.

— Где и когда вы рассмотрели свою вторую половинку?

— Мы с женой работаем в одном театре. До того, как стать парой, мы продолжительное время дружили. Учились вместе, совместно проводили время. Сначала каждый из нас был в отношениях и мы просто хорошо относились друг к другу. А когда там не сложилось, то постепенно наши светлые симпатии переросли в большое чувство. Начали встречаться, и уже через два месяца предложил создать семью, так как понимал, что мы давно знакомы, и я готов к большей ответственности за близкого человека.

— Творческая зависть знакома вам?

— У меня бывает только творческое увлечение. Я иногда смотрю какую-то постановку и думаю, как человек смог сделать такое. В такие моменты мне хочется поговорить с режиссером и самому научиться так делать. А зависть — чувство напрасное. Простой пример: едешь на машине, стоишь на светофоре и видишь рядом «Порш». Думаешь: классно! А по сути каждый из вас — на четырех колесах и доедет в свое место назначения. Поэтому бессмысленно завидовать, ведь это убивает в человеке все хорошее, разъединяет нас с другими.

— Выдержали бы испытание славой, деньгами, красотой? 

— Мне кажется, что вся наша жизнь — это испытание, Где ты постоянно заставляешь себя бороться, стремишься быть достойным. Поэтому я постоянно напоминаю себе, что важно быть на правильном пути. Все время сверяюсь, не свернул ли со своего маршрута. Ведь иногда, даже заглядевшись на красивое авто, можешь потерять свой вектор и направление, которое по-настоящему важно. И тогда жизнь как раз и испытывает тебя каким-то предложением, отправляет тебе сообщение, чтобы посмотреть, пойдешь ли ты дальше. Если сумеешь остаться верным себе, то и баланс сохранится.

— Во что вы верите и ради чего стоит жить?

— Я хочу верить, что в конце всегда есть свет и надежда. И именно это хочу транслировать...

Елена ДРЯПКО

Фото из архива Дэвида Разумова

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.