Вы здесь

Почему в Эквадоре разгорелась гражданская война?


Ситуация в Эквадоре на слуху во всем мире. В этой латиноамериканской стране на два месяца объявлен режим чрезвычайного положения, который был введен президентом Даниэлем Набоа. Он назвал происходящее в Эквадоре «внутренним вооруженным конфликтом». Война объявлена 22 преступным кланом (они насчитывают десятки тысяч человек), в города ввели войска. Уровень противостояния просто беспрецедентный. На улицах взрывают и поджигают машины, боевики вооружены до зубов — от пистолетов до гранатометов. Жизнь в городах прекратилась. Заключенные бунтуют целыми тюрьмами, связанных надзирателей сажают в коридорах и расстреливают. Почему в Эквадоре разгорелась кровавая гражданская война, чего ожидать дальше?


Побег главарей

Всего за несколько лет Эквадор превратился из спокойной страны в государство с самым большим рейтингом преступности в латино-американском регионе, обойдя даже Мексику и Колумбию. По сравнению с 2019 годом индекс убийств в 2023-м возрос в пять раз, достигнув отметки в 40 смертей на 100 тысяч человек.

В начале этой недели 36-летний президент Эквадора Даниэль Набоа, который в конце 2023-го занял пост главы государства, помимо режима чрезвычайного положения, был вынужден ввести амнистию за превышение служебных полномочий для сотрудников силовых структур и военных, чтобы предотвратить разгоревшиеся в стране беспорядки. 7 января эквадорская пресса проинформировала о побеге из тюрьмы строгого режима лидера одной из криминальных группировок страны «Лос Чонерас» Хосе Адольфа Масиаса по кличке Фито. В тюрьму строгого режима в Гуаякиле (входит в число самых опасных городов мира) Фито перевели в прошлом году в августе из другой тюрьмы, расположенной в том же городе. Его обвиняют в отправке писем с угрозами кандидату в президенты Фернандо Вильявисенсио, застреленному за полторы недели до выборов в августе 2023 года.

9 января стало также известно о побеге главаря группировки «Лос Лобос» Фабрицио Колон пико по кличке Капитан, обвиняемый в подготовке убийства генерального прокурора Эквадора Дианы Салазар. На следующий день после объявления разрешения на превышение служебных полномочий в сети начали появляться сообщения о серьезных беспорядках как минимум в шести тюрьмах Эквадора. Преступники взяли служащих тюрем в заложники. Сообщалось и о других случаях побега заключенных. В интернете распространились видео, на которых заключенные, скрывающие свой внешний вид, ставят на колени сотрудников тюрем, угрожают им расправой и требуют отмены этого распоряжения. «Смотри сюда, Даниэль Набоа! Ведь ты ввел режим, при котором военные смогут убивать заключенных, если ты покажешься в одной из тюрем, ты увидишь их всех мертвыми. Мы не просим пятизвездочные тюрьмы и даже не просим интернет. Мы просим право на жизнь», — говорит в одном из видео человек с закрытым лицом. По словам мужчины в кадре, видео снято в тюрьме Ла Рока, в которой содержался Фито. На фоне, скорее всего, находятся сотрудники тюрьмы, к их головам и шей направлено оружие. Еще на одном из видео, которые распространились в соцсетях, бандит, держа пистолет возле головы охранника, говорит, что сейчас военные и полиция — «трофеи». «Вы объявили войну — вы получите войну», — угрожает он.

Самый темный день

В тот же день преступники ворвались в студию местного телеканала TC Television в Гуаякиле. Момент нападения транслировался в прямом эфире. На нем видно, что люди, скрывающие под капюшонами свои лица, угрожают оружием журналистам, у них в руках также находились взрывные устройства. На кадрах также видны люди, которые закрывают свое лицо руками и сидят на полу, слышны звуки, похожие на выстрелы.

Сообщается, что все сотрудники телеканала были освобождены, а преступники задержаны. «Мы вывели всех сотрудников телеканала, а потом внутрь вошли тактические подразделения. Были арестованы 13 человек. Мы не допустим беспорядков в городе», — сказал шеф эквадорской полиции Сезар Сапата. Тем не менее, как говорят местные жители, трансляция канала прервалась после обеда и так и не возобновилась до утра 10 января. На экране стояла заставка «Мы скоро вернемся». «Мы живы, хотя атака была беспрецедентно жестокой. Они силой проникли в студию, потому что хотели, чтобы мы сказали то, что им было нужно», — сообщил ведущий. Алина Монрике, руководитель отдела новостей TC Television, рассказала агентству Associated Press по телефону: «Я в шоке. Единственное, что я знаю: время покинуть эту страну и уехать очень далеко».

Еще одной целью преступников стал национальный университет. Испуганные студенты выбегали из здания, а те, кто не смог выбраться на улицу, забаррикадировались в кабинетах. Весь город остановился 9 января вечером, рассказала  іz.ru жительница столицы Кито Габи. «Это был темный день для нашей страны. После обеда все стали спешно возвращаться домой — работодатели отпускали своих сотрудников, а учителя — своих учеников, магазины начали резко закрываться. Из окна было видно, как все люди куда-то бежали. На дорогах были ужасные пробки», — вспомнила Габи.

За эфиром телеканала в Гуаякиле со страхом следила вся страна. После прекращения трансляции люди начали жаловаться на перебои в движении общественного транспорта. Местные жители рассказывают также, что стали свидетелями попыток ограбить магазины или поджечь машины.

Уже в половине седьмого вечера 9 января Кито был похож на город-призрак, комментирует Габи. На улицах не было никого, общественный транспорт прекратил свою работу, магазины были закрыты. По соцсетям распространялись видео движения танков по улицам города. На следующий день большинство людей работали удаленно, тем не менее магазины и общественный транспорт возобновили свою работу 10 января, хотя строгий контроль за всеми входящими продолжился.

Преступный «хаб»

После происшествия правительство Эквадора поставило цель покончить с 22 криминальными организациями, орудующими в стране, причем, как сообщает латиноамериканская пресса, как минимум 14 из них имеют связи с мексиканскими наркокартелями. «Закончилось время, когда осужденные за наркотрафик, наемное убийство и организованную преступность показывали правительству, что делать. То, что сейчас происходит в тюрьмах нашей страны, — результат нашего решения противостоять им», — заявил президент Даниэль Набоа в видео, которое распространялось эквадорской прессой. На нем он в кожаной куртке (образ напоминает тот, что использует президент Сальвадора Найиб Букеле, который известен своей успешной кампанией по борьбе с преступными бандами) объясняет гражданам свои дальнейшие действия по защите страны.

«Это выяснение отношений между преступностью и властями. Преступность пытается сохранить свои возможности быть одним из центров силы государства», — отметил іz.ru профессор факультета международных отношений СПбГУ Виктор Хейфец. Запрос на безопасность был основным во время последней президентской кампании в конце прошлого года. Главными причинами нестабильной обстановки в стране эксперты из ООН называют высокий уровень разрыва между доходами различных слоев населения, беззаботность среди молодежи, а также присутствие банд и расширение наркотрафика.

«Уровень преступности выше в беднейших странах. К тому же у индейских народов, к которым относится Эквадор, присутствует традиция выращивания коки. Это способствовало развитию наркокартелей и наркоторговли», — говорит советник директора Института Латинской Америки РАН Николай Калашников. Эквадор — один из лидеров в Латинской Америке по производству кокаина. Его важность как преступного «хаба» по транспортировке наркотиков в другие страны возросла с момента заключения мирного договора между колумбийскими властями и группировкой FARC в 2016 году (соглашение о прекращении огня и прекращении преследования повстанцев в обмен на прекращение действий по наркотрафику).

В начале этого года Даниэль Набоа предложил провести референдум о новых более строгих мерах безопасности в Эквадоре. Президент предполагает увеличить тюремный срок за тяжкие правонарушения — оборот оружия и убийства, а также использовать силы армии для борьбы с криминальными группировками в стране. Кроме того, среди его предложений было создание плавучих тюрем (кораблей, приспособленных для содержания преступников) для уменьшения контактов среди заключенных. «Эквадорские тюрьмы давно представляют собой проходной двор. Заходи кто хочешь — выноси что хочешь. Действующий президент предложил усилить эту систему. Наверное, эквадорская преступность решила пойти на опережение», — считает Виктор Хейфец.

Кровавая борьба

По мнению политолога, члена правления Российской ассоциации политической науки Владимира Шаповалова, этот конфликт является проявлением слабости государства. «Такая ситуация характерна не только для Эквадора. Она характерна для целого ряда других стран мира, стран Латинской Америки, в которых, к сожалению, неэффективно функционирует государственная власть», — считает он. «Доходы Эквадора выводятся за рубеж, все это наращивает социальное напряжение в обществе, приводит к его обнищанию, что выливается в массовые протесты. Эта ситуация усиливает власть группировок, картелей, банд. Власть занималась дележкой большого пирога, выводом капитала в США. Все это привело к тому, что Эквадор начал управляться бандами. Даниэль Набоа решил ситуацию поменять. Он решил сделать так, чтобы именно президент определял политику Эквадора, он начал борьбу с преступностью, это началось еще осенью», — рассказал RT гендиректор латиноамериканского культурного центра имени Уго Чавеса Егор Лидовский.

По его словам, может быть достаточно пары дней или пары месяцев, чтобы просто отвести банды в подполье, создать ситуацию внешней стабильности. «То есть, такие полумеры. Если Набоа серьезно решит искоренить власть наркокартелей в Эквадоре, создать четко управляемое по вертикали государство, тогда, возможно, эта война с организованными преступными группировками растянется на несколько лет и будет достаточно тяжелой, потому что они накопили достаточно большое количество вооружений и сил за эти семь лет. Но это единственный путь, как это можно искоренить, параллельно улучшая экономику. По какому пути пойдет Набоа сказать трудно, но, судя по его риторике, он готов идти до конца в борьбе с криминальными элементами», — заключил аналитик.

Предсказать продолжительность противостояния преступности с официальными властями сложно, отмечают эксперты. Тем не менее оказать сильное влияние на ситуацию в латиноамериканском регионе эквадорские беспорядки не смогут, считает Николай Калашников. «Пример Колумбии свидетельствует, что борьба, если в нее вовлечены беднейшие слои населения, — тяжелая, долгая, и добиться военной победы пока что в Латинской Америке никому не удавалось», — заметил эксперт. Тем самым он настаивает на том, что разрешение конфликта будет зависеть от сил и подготовки эквадорской армии, а также от того, насколько быстро преступные группировки согласятся сдаться, понимая, что правительство не пойдет на уступки.

В тему

Восстановление порядка

Белорусская сторона выразила твердую поддержку правительству Эквадора в восстановлении конституционного порядка в стране. Об этом заявил журналистам пресс-секретарь белорусского внешнеполитического ведомства Анатолий Глаз. «Беларусь выступает за принципы неукоснительного соблюдения законности и правопорядка. Считаем, что их нарушение всегда приводит к пагубным последствиям, разрушениям и трагедиям. Это последовательная позиция нашей страны. В связи с этим выражаем твердую поддержку правительству Республики Эквадор в восстановлении конституционного порядка в своей стране и поддерживаем легальные усилия государственной власти, направленные на скорейшее преодоление существующей критической ситуации и восстановление мира и спокойствия как на эквадорских улицах, так и в эквадорском обществе в целом», — подчеркнул Анатолий Глаз.

Министерство иностранных дел рекомендовало белорусам воздержаться от посещения Эквадора в связи с ухудшением криминогенной обстановки. В МИД обратили внимание граждан, находящихся сейчас в этой стране, на необходимость неукоснительно следовать рекомендациям местных властей. Ближайшая белорусская дипмиссия находится в Колумбии.

Захар БУРАК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.