Вы здесь

Какому опыту зарубежных коллег в сфере ЖКХ нам стоит поучиться


Еще недавно все услуги в сфере ЖКХ в Минске выполняли государственные службы, причем сами себе их заказывая и оплачивая. Разделение функций заказчика и подрядчика стало одним из ключевых моментов проведенной реформы. Сейчас на оказание каждой отдельно взятой услуги, будь то уборка подъездов или текущий ремонт, проводится тендер среди государственных и частных компаний.


Систему пока сложно назвать совершенной, так как главный критерий для победы — низкая цена, что не всегда гарантирует хорошее качество. Кроме того, государственные службы, хотя и преобразованные, благодаря своему опыту пока имеют значительные преимущества перед частниками-новичками, которые только-только начинают приходить на этот рынок.

Во многих европейских странах государство оставляет за собой лишь роль заказчика, в то время как функции подрядчика полностью передает в руки частных компаний. Так, например, в Великобритании власти занимаются преимущественно контролем за тарифами. А вот во Франции и Бельгии тарифы определяются в ходе проведения тендера — это ближе к нашей системы. В Испании ответ на вопрос: кто будет выполнять работы? — зависит от типа услуги: более масштабные берет на себя государство, передавая мелкие задачи частным фирмам. При этом подрядчик закрепляется: не за всем районом в целом, а за каждым многоквартирным домом в отдельности.

Полностью исключено из сферы влияния государства коммунальное хозяйство в США. Помогает сохранять порядок достаточно жесткое законодательство в этих вопросах, а также высокая конкуренция, что позволяет не только не устанавливать заоблачные цены, но и поддерживать высокое качество услуг. Тем не менее, для стран, которые только рассматривают вариант перехода к такой системе, сдерживающим фактором является то, что в первое время без государственного регулирования цены на услуги могут резко вырасти. 

Важный момент — в США данные со счетчиков автоматически считываются и отправляются в компании. Потребитель может быть даже не в курсе, какие деньги он платит за коммунальные услуги.

Договор можно оформить таким образом, чтобы необходимые суммы переводились со счета без непосредственного участия плательщика. К таким нововведениям готовы далеко не все: как-то надежнее перепроверить все самому. Вдруг сбой системы? А вот от обязательств самостоятельно проверять расход воды или электроэнергии, разбираясь в непонятных цифрах и системах, думаем, многие с радостью бы отказались. К счастью, изменения в этом направлении уже есть.

Сам себе режиссер

И все же все системы должно объединять одно: понимание того, что главным действующим лицом в любом случае остается гражданин. А значит, у него должно быть достаточно возможностей, чтобы выбрать для себя наиболее оптимальный вариант обслуживания.

Возьмем хотя бы отопительный сезон. Советское время, когда все должны были быть равны даже в температуре обогрева квартир, давно прошло. А установить единую идеальную температуру для всех жителей многоквартирного дома невозможно, хотя она и должна подстраиваться под погодные условия за окном — благодаря специальным датчикам, которые находятся на стенах домов. Особенно много вопросов возникает в связи с предстоящим изменением тарифов на ЖКХ, так, с начала следующего года мы еще не будем оплачивать отопление полностью, но задуматься о рациональности следует заранее.

Вместо того, чтобы по-старому постоянно держать приоткрытой форточку, гораздо выгоднее отрегулировать температуру под себя. В большинстве современных квартир есть соответствующее оборудование. Правда, от этого сумма в жировке не изменится, если не обзавестись индивидуальным прибором учета тепла.

Кстати, в европейских странах давно привыкли к тому, чтобы отключать или существенно снижать отопление на период поездок, а в некоторых случаях и на время, пока человек находится на работе.

У нас подобное отношение почему-то ассоциируется с алчностью, хотя отрицать целесообразность этого подхода и нелепо. Сумма за коммунальные услуги покажется не столь ужасной, если научиться их разумно использовать. Пока же мы можем без всяких колебаний оставлять открытым кран, на пять минут отлучившись по «важным» делам, включать свет по всей квартире, хотя постоянно находимся только в одной комнате, — это же вроде мелочи.

Жители многих других стран от такой невнимательности были бы в шоке, так как у них это может обернуться существенным «похудение» кошелька. Да, много где в Европе даже умываются набранной в раковину водой, не говоря уже о том, чтобы чистить зубы под «пение» текущей воды. В регионах, где бывают разовые мощные осадки, например в Австралии и Бразилии, во многих даже многоквартирных домах оборудуют систему сбора ливневой воды. Для питья ее, конечно же, не используют, зато применяют для других бытовых нужд.

А, Б, В и другие буквы алфавита  

О том, что не только тарифы — в зависимости от целей использования помещения (пустует оно или нет), количества жителей в квартире, их возраста и социального статуса, — но и сами жилищно-коммунальные услуги могут быть дифференцированными, в Беларуси задумались не так давно. А ведь это достаточно простой способ избежать общественного недовольства. Речь идет не о каждой семье индивидуально, как выше, а о многоквартирном доме. И все же в этом случае гораздо легче прийти к согласию, чем тогда, когда предлагать единственное решение сразу всем жителям района, а то и города в целом. Нельзя поспорить с тем, что даже в двух соседних домах образ «среднего представителя» может кардинально различаться, что сказывается на финансовых возможностях. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время мы сами будем определять, условно говоря, как часто нужно красить лавочки именно около нашего подъезда.

Пока же активно обсуждается тема введения в Беларуси дифференцированных тарифов на уборку подъездов. Зависеть они будут как от этажности дома, так и от перечня услуг и частоты их оказания. Причем жителям высоток, в которых более 20 этажей, придется заплатить с человека почти в 6,3 раза больше, чем тем, кто проживает в пятиэтажке.

Что касается «пакетов» услуг, то здесь вариантов всего три: А, Б и В — и отличаются они только периодичностью сухой и влажной уборки, в том числе потолка, стен, дверей, плафонов и отопительных приборов, мытья окон, уборки кабины лифта, подвала, чердака, технического этажа, технических помещений и помещений специального назначения. Например, влажная уборка в самом бюджетном варианте «В» будет проводиться два раза в месяц, при среднем тарифе — раз в неделю, самый дорогой предусматривает мытье подъезда еще в два раза чаще. Сейчас у нас для всех применяется самый бюджетный вариант, и на качество и периодичность уборки довольно часто поступают жалобы. После введение дифференцированных тарифов недовольные смогут выбрать оптимальный для себя вариант, чтобы, как в рекламе, провести белой перчаткой по стене лестничной клетки, а она — идеально чистая. Те же, кто в стремлении скорее добраться до двери квартиры ничего не замечает вокруг, смогут сэкономить «копеечку», которая никогда не бывает лишней.   

Что касается других стран, то система «на любой вкус» успешно функционирует там уже давно. В Великобритании, например, это выражено в муниципальном налоге, размер которого зависит от престижности района: критерий сложно назвать объективным. Что-то вроде, выбираешь район — выбираешь соответствующий уровень услуг и автоматически принимаешь их стоимость. Кстати, эта тенденция приходит и в Минск: все реже можно увидеть новую элитную многоэтажку, которая гордо возвышается среди «хрущевок». Дома возводят в пределах целых жилых комплексов, напоминающих настоящий город в городе. 


Подводя итоги, следует отметить, что, кроме самой системы, две основы жилищно-коммунального хозяйства — природные условия и отношение людей. Сложно «соревноваться» в рациональности с теми, кто целый год может использовать ту же солнечную энергию. Что касается людей, то перемены в сознании происходят постепенно. И насчет того, что экономия и жадность — это разные вещи, и по поводу того, что если не проявишь личного участия, ни одна служба о тебе не позаботится... 

Дарья КОСКО 

kаskо@zvіаzdа.bу



Какие предложения по улучшению организации работы ЖКХ есть у вас?

Сфера жилищно-коммунального хозяйства волнует практически каждого взрослого жителя нашей страны. Критических замечаний хватает, однако только неравнодушие граждан позволит решить все проблемные аспекты. Мы выяснили у людей, которые напрямую или опосредованно связаны с ЖКХ, что же необходимо сделать, чтобы улучшить работу в этой сфере.

Председатель Хойникского районного исполнительного комитета Анатолий БОНДАРЕНКО:

— Если честно, я не вносил бы какие-то предложения. У нас маленький регион, и то, что принимается на уровне государства, мы принимаем и полноценно реализовываем. Я отметил бы, что у нас нет проблемных моментов. Конечно, есть текущие вопросы, но все они постепенно решаются. Мне понравилось то, что предложили на республиканском семинаре о совершенствовании и развитии жилищно-коммунального хозяйства. Ранее ЖКХ само было заказчиком услуг, само их оказывало и само себя проверяло. Теперь появился независимый заказчик, который на конкурентной основе выбирает, кто будет оказывать услугу. Это может быть государственное и частное предприятие из любого региона. И мне кажется, что это отличная идея.

Начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства Столинского районного исполнительного комитета Геннадий БЕРЕЗОВСКИЙ:

— Я внес бы следующее предложение: нужно на законодательном уровне позволить местным исполнительным и распорядительным органам самим определять зоны для обслуживания территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам. А как сейчас? У нас есть документ постановление Совета Министров №1087 от 2013 года, в котором прописано, что землепользователь отвечает за порядок в пределах земельного участка. У Столина есть города-побратимы в Германии, Латвии. Наша делегация приезжала к ним, мы спрашивали: кто рядом с участком убирает — коммунальные службы или жители? И все-таки это сами граждане. Они на местном уровне приняли соответствующие решения. Я хотел бы, чтобы такой нормативный акт был принят и у нас либо внесены изменения в действующее законодательство, чтобы разрешили местным исполнительным и распорядительным органам определять границы прилегающих территорий и их обслуживание собственниками индивидуальных жилых домов.

Председатель Александрийского сельского исполнительного комитета Шкловского района Александр ШЕРСТНЕВ:

— Мое первое предложение касается стабильности утвержденного графика вывоза мусора в деревнях. Да, он существует, но именно его непостоянство мне не очень нравится. Бывает так: то транспорт ломается, то люди не успевают приехать. В общем, это важный аспект, на мой взгляд. Я доволен работой ЖКХ, однако нашим сотрудникам этой сфере не хватает мобильности. У них только один автомобиль, который практически постоянно обслуживает водное хозяйство. Даже у самого начальника местного ЖКХ нет легкового автомобиля, и он подстраивается под мой график, поэтому должный контроль установить не получается. Нужны же плановые объезды например, для контроля за состоянием ограждений, которых у нас, наверное, наберется километров на 1520 по протяженности. Состояние кладбищ, которых у нас 37, надо посмотреть. И все эти проблемы, к сожалению, затормаживают работу. Еще момент, который косвенно касается ЖКХ, — это качество воды, у нас перебор железа. Не хватает денежных средств, чтобы заменить фильтры на станциях обезжелезивания.

Директор Пружанского коммунального унитарного производственного предприятия «Коммунальник» Олег ШОПИК:

— Я считаю, что структура жилищно-коммунального хозяйства должна быть частная. Такая система существует на Западе, в Польше — и она работает нормально, без всяких проблем. Я не говорю, что сейчас есть много проблем, просто все работает не совсем так, как надо. Мне кажется, что благодаря частному формату исчезнут лишние «надстройки», скажем так. Каждый житель должен понимать, что это его дом, а не плевать на пол, после чего звонить в ЖКХ и просить, чтобы убрали. Насколько реальна такая трансформация? Смотрите, работают же жилищно-строительные кооперативы, и никто в них не жалуется. Я не знаю, сколько времени это может занять, но по правилам все жители должны принять участие в обсуждении и поддержать такое решение. Чем такая система лучше? Люди знают, что придется все делать за их деньги, а не писать бумаги в различные инстанции, чтобы выделили субсидии. У людей коренным образом изменится отношение к ЖКХ. Но работа самой структуры не изменится мы занимались бы тем же, что делаем и сейчас.

Владислав ЛУКАШЕВИЧ

lukashevich@zvіazda.by

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.