Вы здесь

Чем уникальные работы выставки «Рябь невидимых полей»


Вместо холста — технические приспособления, вместо краски и кисти — излучение и свойства материи. В конце Года науки в Беларуси в художественной галерее «Университет культуры» открылась неповторимая выставка работ Эвелины Домнич и Дмитрия Гельфанда «Рябь невидимых полей», где размывается граница между наукой и искусством.


Лазерно-электрохимическая инсталляция «Водородина» Виктора Веденя.

Для создания своих работ Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд используют химию и физику, объединив эти науки общей художественной идеей. На столкновении точного и воображаемого прослеживаются явления, которые в обычных условиях остаются недоступными невооруженному глазу. Недаром творцы — обладатели почетных премий Jараn Mеdiа Аrts (Япония, 2007 год) и Аrs Еlесtrоniса (в 2007, 2009, 2011, 2013, 2017 годах).

Эвелина Домнич, имеющая диплом об окончании философского факультета БГУ, родилась в Минске, Дмитрий Гельфанд — в Санкт-Петербурге, но степень бакалавра изобразительных искусств (кино и видео) получил в Нью-Йоркском университете. В 1997 году Эвелина и Дмитрий встретились в США и вместе начали создавать инсталляции и перформансы с помощью научных знаний. Опыт художников для творческих людей необычный, так как, помимо участия в крупных международных выставках современного искусства, они имеют богатый опыт сотрудничества с престижными научно-исследовательскими лабораториями: Институтом современных наук и технологий (Япония), факультетом физики и астрономии Vrijе Univеrsitеit (Нидерланды), Drittеs Рhisikаlishеs Institut Геттингенского университета (Германия) и другими. С 2008 по 2011 год Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд работали в лаборатории «Орtоfоniса», а уже в 2012 году открыли в Амстердаме собственную лабораторию «Sуnеrgеtiса».

Выставка «Рябь невидимых полей» — это призыв к познанию мира, видимого и невидимого, ключ к которому скрывается в научных знаниях. В каждом зале галереи — по одному объекту. Естественно, когда смотришь на объекты, кажется, что между магией и наукой нет предела: настолько фантастически выглядят экспонаты. Что интересно, экспонаты, созданные с учетом невидимых процессов, невольно пробуждают интерес к бесконечному космосу. Например, лазерно-электрохимическая инсталляция «Водародина», где в воду подается слабый электрический ток, который расщепляет ее, освобождает пузырьки водорода. Водород поднимается на поверхность в дивных завитках, которые перекручиваются волшебными узорами. Естественно, прообразы галактик с мириадами звезд уместились в «Водародине»! Водород — это самый распространенный во Вселенной элемент, топливо для звезд. Как уберечься от космических ассоциаций?

Еще один интересный объект — звуко-химическая обсерватория «Саmеrа luсidа». В начале зрителя на несколько минут оставляют в абсолютной темноте, чтобы глаза адаптировались к восприятию световых конфигураций звуковых полей. Кстати, это также необычный в современном окружении опыт: часто ли жителям мегаполиса приходится встречаться с абсолютной темнотой? После адаптации можно подойти к прозрачному шару, наполненному водой: чрезвычайные, гипнотические явления, происходящие внутри, — это трансформация звуковых волн в световые, результат процесса звуколюминесценции.

В рамках заложенной концепции, под воздействием авторской мысли физические феномены на выставке превращаются в целостный арт-объект. Не таким ли видели искусство XXI века наши предшественники?

Дарья ЧЕРНЯВСКАЯ

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.