Вы здесь

Композитор Константин Яськов: К моей музыке нужно прикоснуться


Современность бросила вызов классической музыке. Времена Шопена, Бетховена и Моцарта прошли, и сегодня представителей этой профессии мало кто знает, особенно из любителей «попсы». Несмотря на это, белорусскую классическую музыку продолжают создавать действительно одержимые, среди них - молодой композитор и преподаватель Константин Яськов, произведения которого можно услышать в некоторых спектаклях, филармонических залах и на собственных альбомах автора. В этом году он стал еще и новатором - первым в Беларуси попробовал свои силы в популярной за рубежом музыкальной форме Composer in residence.


- Константин, музыка в качестве профессии была вашим сознательным выбором?

- Мои родители ее преподают, поэтому другой судьбы, наверное, не было. Хотя до последнего момента у меня были вопросы, какую профессию выбрать, но решил, что нужно идти именно этим путем. Я учился в Гродненском музыкальном училище как пианист, а параллельно изучал композицию у Виталия Родионова, кстати, мне она нравится больше исполнения музыки: всегда видел здесь много плюсов в виде собственного творчества.

- Как считаете, у нас понимают ценность отечественной музыки?

- Ситуация у нас такая, что нужно прививать любовь к ней. И думаю, что сначала следует делать это целенаправленно, чтобы после процесс стал естественным. Убежден, что в программе каждого коллектива должно быть хоть небольшое произведение белорусского музыканта, и не обязательно старое, а иногда премьерное. Не секрет, что у государственных коллективов есть план по концертам: можно добавить туда и белорусскую музыку - с таких шагов начинается узнавание отечественного творчества. Любовь в этом смысле - понятие относительное, а если помочь слушателю дойти до белорусской музыки сначала директивно, уже через 5-10 лет результаты будут заметны, а отечественные произведения начнут узнавать, они будут привычными для уха. Ведь как можно любить или не любить то, к чему не прикасаешься?

У нас просто не знают, что белорусская музыка - прекрасная, сейчас она очень разная и точно не хуже иностранной.

- Вы председатель Ассоциации молодых белорусских композиторов. Чем занимается организация?

- Мы входим в Белорусский союз музыкальных деятелей, и, хотя наша ассоциация сейчас не очень активная, у нас есть некоторые частные инициативы. В перечень проектов, к которым имеем отношение, входит несколько культурно-социальных инициатив вроде «Музыканты в метро», когда в метрополитене можно было послушать Баха и других композиторов. Мы помогали организовать акцию ко дню рождения Шопена совместно с Польским институтом в торговом центре «Столица». Также поддержали издание сборника детских фортепианных пьес.

- Вы стали первым белорусским композитором, который попробовал себя в форме Composer in residence: написали произведение для Камерного оркестра Беларуси...

- Такая практика очень интересна, но плоды принесет, только если будет повсеместной: эта форма должна быть в каждом коллективе с ежегодной сменой композитора, по конкурсу или волевым решению руководителя. Например, для западных театров это обязательный способ сотрудничества, так как написать оперу или балет - титанический труд. А здесь творец работает только над этим проектом и отбрасывает все остальное, за это его обеспечивают денежной поддержкой. Наши композиторы готовы писать музыку бесплатно, а если им будут еще хоть сколько платить - результат будет невероятный! Уверен, что такую ​​форму нужно ввести как обязательную и это решит ряд проблем: коллективы будут иметь новый репертуар, а композиторы - работу.

- Писать для большой группы музыкантов - очень ответственно. Легко оркестр пошел на контакт?

- Это очень профессиональный коллектив, который многому меня научил: хотя бы потому, что мне многому еще надо учиться! Мне повезло с оркестром: там есть костяк музыкантов, между которыми заметна сильная связь, они работают как единый организм, понимают и чувствуют друг друга в профессиональном плане. Вокруг этого коллектива есть особая аура, и я смог представить, какую музыку им было бы интересно играть, какое произведение раскрыло бы оркестр в большей степени. Такое изучение, углубление в атмосферу тоже существенно для композитора, чтобы он понимал, как действует этот организм. Поэтому Composer in residence важен еще и с этой точки зрения, хотя есть опасность, что контакт между автором музыки и исполнителями не установится. Но это не мой случай: я прислушивался к советам Евгения Бушкова и предложениям музыкантов.

- Как результат вы представили мистерию «Кросны Макоши», в которой проявилась ваша любовь к белорусскому народному творчеству...

- Да, фольклор всегда был для меня источником инспирации, народная музыка вдохновляет меня интонационно. Я точно знал, что это будет произведение для народного голоса и оркестра, Бушкова тоже захватила идея ввести народный тембр, символ национальной культуры. Хотелось написать женское произведение, потому что белорусская традиция пения где-то на 80 процентов женская, как и тематика песен. Поэтому было интересно создать обобщенный образ белорусской женщины в народной культуре: идея круга и круговорота понятна каждому и актуальна, а круг календарный тождественен кругу человеческой жизни, и природа тоже развивается по этой схеме. Цикличность природы и жизни женщины очень похожи и в белорусском фольклоре, а женское начало всегда было тождественно земле - они обе дают жизнь. Вместе с солисткой Эвелиной Щедриной мы очень долго выбирали песни для проекта, как, кстати, и название: хотелось, чтобы оно было связано с духовной сферой, и слово «кросны» показалось мне метким - ткачество всегда было сакральным процессом с символическим значением.

- А какие еще темы вдохновляют на музыкальные произведения?

- Реальность, но это широкое понятие. Творческий процесс для меня - лестница, а первая ее ступень - импульс со стороны, например заказ от кого-то. И я приблизительно знаю, каким должен быть состав композиции: каким может быть звучание инструмента или голоса. А дальше начинаю искать тему, которая была бы созвучной контексту. В последнее время меня вдохновляет что-то связанное с простыми вещами - важно, чтобы в произведении была четкая идея и минимальные средства, такой аскетизм. Мне нравится эстетика «новой простоты», и я нахожу в ней много идей. Мысли выражаются максимально лаконично и точно.

Я бы сказал, слушатель должен чуть ли не прикоснуться к моему произведению, чтобы он понимал, о чем говорю с ним на музыкальном языке.

- Вместе с классической музыкой вы интересуетесь и электронной - написали два альбома...

- Я воспринимаю электронику в качестве средства: почему бы не использовать все возможности? Причем с помощью компьютерных программ можно достигать самых невероятных художественных эффектов и передавать новую эстетику, которая не свойственна академической музыке. Это интересно и прогрессивно, а такого звучания никогда не достигнешь через акустические инструменты. Поэтому электроника - целая вселенная, и если заниматься ей серьезно, то можно писать музыку вообще без акустических инструментов и она будет не хуже, со своей эстетикой и подходами. Альбомы, которые выпустил, не совсем самостоятельные: я создавал их с белорусским электронным музыкантом Александром Цурко, именно он «втянул» меня в электронику, мы создали вместе два экспериментальных проекта. Я использую электронику и сам, например, когда озвучиваю фильмы во время фестиваля «Кинемо».

- Говорят, что в литературе существует ограниченное количество сюжетов. А что с музыкой? Она - бесконечна?

- Музыка может быть громкой и тихой, в ней есть кульминации и спады, вот и все формулы. Но и композитор, и опытный слушатель интересуется, как эта формула играет в данной ситуации и у конкретного человека, - искусство композиции именно в изучении таких схем и заключено. В этом смысле музыка неисчерпаема, как и другие виды искусства.

Маргарита ДЕХТЯРЬ

Выбор редакции

Спорт

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Яков Зенько: На льду даю волю эмоциям

Он — один из немногих представителей белорусского фигурного катания на международной арене. 

Культура

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Что общего между творчеством и «табуреткой»?

Где можно освоить литературное мастерство? Как становятся писателями? 

Общество

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Какие процедуры необходимы, чтобы родить здорового ребенка

Прежде всего биохимический скрининг, который выполняется на сроке от 10 с половиной до 13 с половиной недель беременности.

Общество

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Рассказ женщины, которая сумела вернуть дочь из социального приюта

Женщину, которая сумела не только вернуть ребенка из приюта, но и дальше воспитывает его, найти оказалось не просто.