Вы здесь

Как массовое кино показывает Марию Магдалину


Мы посмотрели очередной фильм о жизни Иисуса Христа, только на этот раз увидели библейский сюжет глазами апостола Марии Магдалины — той, что наперекор своей семье пошла за Христом, преодолела вместе с ним тяжелый путь к смерти на кресте и первой увидела его после воскресения. Создатели «Марии Магдалины», в частности режиссер Гарт Дэвис, с громким слоганом «ее история будет рассказана впервые» сконцентрировались на скромной, но смелой женской фигуре — ее переживаниях, поддержке и ее... любви.


Хочешь не хочешь, а вопрос о чувствах между Христом и Марией возникает. Внешне картина выглядит чрезвычайно невинной — аскетичные пейзажи и дома, традиционное общество, простая работа людей, их обычные желания, закрытая одежда, глаза вниз. Но кажется, Гарт Дэвис игриво поработал со вторым планом, где движения, взгляды и слова говорят о сокровенных чувствах, а главное — сами актеры провоцируют смелые допущения. Хоакин Феникс и Руни Мара с их фильмографией, популярными образами, историями любви, сексуальными сценами вряд ли подходят на роли главных библейских персонажей, если только их бэкграунд не должен что-то за собой принести. По крайней мере, в контексте кинематографа вообще это увлекательное и стоящее внимания направление рассуждений, как прошлое актеров влияет на создание настоящих образов.

В целом сюжеты, в которых Иисус Христос с Марией Магдалиной выступают парой — конечно же, не новинка, доходит даже до скабрезных анекдотов. Зато в фильме Гарта Дэвиса вы найдете очень нежную и еле заметную смысловую линию, в которой любовь Марии Магдалины поддерживает Христа во время его мучений, а он после смерти в первую очередь приходит к «любимой».

Этой деликатностью достоинства картины, наверное, ограничиваются, так как в целом «Мария Магдалина» стала собранием личных и не очень интересных взглядов на известный сюжет и банальных диалогов без цели и смысла. Авторы сделали Марию Магдалину главным персонажем — женщина оказалась среди апостолов, села рядом с Христом во время тайной вечери, смогла выразить свое мнение (к которому прислушиваются). Потому в число апостолов вошли афроамериканцы, затем фильм стал обычным конъюнктурным проектом, в итоге о чистом искусстве, посыле и авторском видении думать сложно.

Интересно и как прописан в фильме образ Марии Магдалины. Ее обязанность служить вдохновением и поддержкой Христу, конечно, отсеяла сомнительный, но популярный образ героини как блудницы. По-видимому, такое реноме не вписалось бы в светлый образ, который старались передать авторы. В целом у них, конечно, есть право пользоваться разными прочтениями, хотя для меня это очередное игнорирование отрицательных сторон персонажей и стремление таким образом «обелить» героев вместо того, чтобы принять их такими, какие они есть.

Известный предатель Иуда в картине Гарта Дэвиса также показан довольно своеобразно: у нас есть причины подозревать, что он — сумасшедший, и не то чтобы предал Христа, а решил, что тот испугался и нужно помочь ему пожертвовать собой, чтобы пришло Божье царство, а Иуда мог воссоединиться с семьей. Очередная попытка переписать известный проступок вместо того, чтобы принять его.

«Мария Магдалина» может быть интересной лишь тем, как коммерческий фильм прочитывает Библию и показывает ее на экране. Странноватые решения привели к странноватому результату — картина Гарта Дэвиса (в прошлом году его фильм «Лев» был номинирован на «Оскар») претендует на «новый взгляд», но ничего нового в себе не несет. Как и красивого, прочного, вечного.

Фильм «Мария Магдалина», помимо прочего, во время борьбы за гендерное равноправие оказался довольно нелепой попыткой укрепить место женщины среди мужчин. Потому что прокладывать ей путь в этот мир через «обеление» и отрицание пусть неточного, но распространенного образа распутной женщины — значит принимать ее только в удобном для себя образе. Такое соседство конъюнктуры и методов рассказывать историю рождает дополнительные смыслы, сознательные или нет — нам неизвестно.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

Память сердца. День вывода контингента советских войск из Афганистана

На мемориальном «Острове слез» пройдет традиционный митинг-реквием и встреча однополчан-афганцев

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Как женщине оставаться женщиной? Знает Елена Делендик

Елена Делендик — создательница «Школы очарования».

Общество

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

Игорь Задорожный: Мечтали, что у нас будет двое детей

А теперь трое сыновей спрашивают, когда у них появится сестренка.