Вы здесь

Новая картина «Беларусьфильма» не ищет сложных путей


Я попала в детскую лавину, которая под руководством учителей заполнила зал кинотеатра «Пионер», где шла новая лента Национальной киностудии «Правила геймера». «Тебе страшно?» — спрашивала у подруги школьница за моей спиной, когда главные герои попали в подземный лабиринт. Страха, возможно, картина и не нагнала, даже, надлежащего уровня саспенса не достигла, но детективную детскую историю рассказала «ровно». Новый белорусский детский фильм — жанр, кстати, для "Беларусьфильма" базовый — выбрал в качестве локаций Несвижский замок, обыграл тайну Радзивиллов и в качестве символа современности приплел киберспорт.


В случае с «Правилами геймера» интересно наблюдать, как на абсолютный детективный шаблон помимо местных паттернов нанизываются актуальные реалии, какими они видятся сценаристу Валентину Залужному, Национальной киностудии и Министерству культуры, которое выделяет средства на выбранные проекты.

Фильм начинается с ценной и загадочной находки. Главные герои — геймеры Димка, Юрка и Генка (в аннотации они называются именно таким панибратским способом) — достают из подземелья одну из первых счетных машин и таинственный медальон. Артефакты должны стать ключом для поиска клада Радзивиллов. Сотрудник музея берется за исследование, но быстро попадает в больницу из-за грабителей, которые пробрались в дом в надежде украсть находку.

Дело исследователя продолжает его дочь Даша вместе с геймерами. По законам жанра на наследство Радзивиллов претендует и банда, часть которой просочилась в штат музея, с плохими намерениями и беспринципным поведением. Путь к кладу в лабиринте найдут, конечно, именно дети, а воры последуют за ними и воспользуются их математическими способностями.

Четкое разделение на положительных и отрицательных героев, предательство, шпионаж, замысловатый тайник с кладом, где неправильная цифра должна привести к непоправимым результатам, спасение в последний момент, разоблачение «кто есть кто». А также герои, которые изначально имеют корыстную мотивацию, а в результате обнаруживают приверженность дружбе, высоким целям и правде, создают понятный и хорошо известный кинотрафарет.

И сам факт использования шаблона, и его наполнение для киностудии являются симптоматичными. «Правила геймера», к сожалению, обнаруживают давнюю проблему не просто с качественными сценариями, а более того — с оригинальностью и хитроумностью мыслей. Уже прочно «Беларусьфильм» характеризуют использование готовых форм, некоторое подражание и жажда сильных эффектов. «Правила геймера» стали очередным доказательством: фильм можно считать традиционным, добрым, легким, рассматривая его, как единицу кино, но неизменным, симптоматичным и неинтересным в контексте кино вообще.

Тройка главных героев увлекается онлайн-играми, имеет свой клуб и мечтает об участии в турнире по киберспорту. IT и без того чрезвычайно популярны в наших фильмах и не только в них. Правда, в этом случае желание сделать героев интересными маленьким зрителям через прописанное увлечение киберспортом выглядит довольно наивным. На фоне не очень изобретательного сценария выбор хобби героев — очевидный вплоть до раскрытия мотивов авторов и обычно невидимой кинокухни. Поколение, очарованное онлайн-играми, будто должно купиться на фильм со словом «геймер» в названии, где само увлечение возведено в статус серьезного дела — с «правилами геймеров», объединениями «профессиональных» игроков и турниром по киберспорту. То есть чем отличительны герои? — обычными жанровыми вещами вроде изобретательности, способностями в определенной сфере (математика) и некоторой авантюрностью, а дополнительно — для современных зрителей — заинтересованностью онлайн-играми.

Последняя «черта» здесь довольно функциональная, так как объясняет мотив героев ввязываться в поиск клада (им нужны деньги на участие в турнире), а в результате отодвигается на второй план ради друзей и вечных ценностей. Помимо этого, киберспорт, как и любое решение сценариста, здесь ничего не значит. «Правила геймера» построены на функциях, где задача сделать развлекательное кино сопровождается задачей связать один эпизод с другим и больше ни о чем не беспокоиться.

Несомненным достоинством фильма являются несвижские локации: город и замковый комплекс превратились в загадочную сеть тайн, которая обыгрывается через специальное расположение объектов относительно друг друга (вроде «луч солнца в полдень покажет путь к порталу...»), наличие неизвестных ходов и лабиринтов, отсылку к богатству знаменитого рода.

Город, что скрывает радзивилловское наследство, обогатился целой инфраструктурой — здесь есть телевидение, которое сообщает о секретной группе жуликов, организовавшей вывоз ценностей за границу; милиция с основательным следствием и шпионом во вражеском лагере; музей со штатом сотрудников — серьезных исследователей. Короче, провинциальный белорусский город получил все составляющие детектива и жизнь в нем подчинилась закону кино.

Несвижские ресурсы и тайна Радзивиллов — тоже довольно очевидный выбор. Это приятно — видеть в кино отсылку к славным страницам белорусской истории и не первые, но попытки их обыграть, построить на них современное искусство, использовать их добрую славу для своего сюжета. Но выбор опять же отлично подчиняется логике создателей «Правил геймера». Где лучше всего спрятать сокровище? — в замке, то есть в первую очередь в Мире или Несвиже. Что за сокровище должны там прятаться? — конечно же, связанные с Радзивиллами. При этом Радзивиллы служат картине опять же только функционально, — когда развлекательному сюжету не хватает интриги и таинственности, можно использовать знаменитое имя. 

Одним словом, «Беларусьфильм» не ищет сложных путей — в использовании киношаблонов в определенной конфигурации и их наполнению киностудия обнаруживает свою беспомощность. Во всем мире границы между детским и взрослым кино размываются, а контент, предназначенный в том числе для юной аудитории, говорит на серьезные темы без упрощенного сюсюканья. В это время белорусский детский фильм пытается транслировать все те же установки, причем в максимально доступной манере: нужно помогать маме, хорошо учиться, выручать друзей, не предавать, быть справедливым и так далее.

Тем не менее история получила должное визуальное воплощение. Несмотря на такой с определенной точки зрения неудачный сценарий, режиссер Игорь Четвериков снял хорошую картину. Опять же «выполнил свою функцию», как и многое в «Правилах геймера» этим занимается и, кстати, этим ограничивается.

Национальная киностудия вновь выявила слишком много информации о положении своих дел через свой новый фильм в прокате.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Оставить комментарий

Выбор редакции

Общество

Что происходит в Юровичах?

Что происходит в Юровичах?

После трагедии люди общаются с журналистами на условиях анонимности  

Общество

Дмитрий Жилунович. Товарищ песняр

Дмитрий Жилунович. Товарищ песняр

Он был автором Манифеста о провозглашении Советской Беларуси, первым премьер-министром республики, его дважды исключали из партии, он мог стать первым народным поэтом...

Общество

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

Упростит ли «Электронная школа» жизнь педагогам?

И как это отразится на качестве знаний?