Вы здесь

Как белорусы относились к сексу?


Чем на самом деле занимается Купалинка в самую легкомысленную летнюю ночь? Что кузнец кует ночью, не зажигая свечи? И почему кума отказывается от огурца, который предлагает ей кум, и при этом просит «не портить ее животочка»? Не только в двусмысленных частушках, но в разных формах фольклора белорусы могли говорить про интимные отношения.


Только все здесь спрятано за образами, символами, о которых, однако, наши предки хорошо знали. Девушки понимали, какие предложения делает парень, когда просит напоить коня или разуць, обуть девушку, и при помощи каких глаголов рассказывается о взаимодействия пары (колоть, ковать, шить, рвать), какой мужской орган сравнивается с толкачом (шилом), а женский — со ступой (хомутом, дежой). Не свидетельство ли это того, что наши предки были неравнодушны к теме секса?

И хотя в старину общество и пыталось регулировать интимные отношения (чего стоят проверки невест в первую брачную ночь), сдержать пылкий темперамент не всегда удавалось. Неслучайно у белорусов были выработаны наказания для девушек, которые до свадьбы не сохранили целомудрие.

Деликатная тема не раз попадала и в поле зрения исследователей.

  • «Чтобы девка любила парня или парень — девку, то нужно дать, стерев в пыль, съесть или выпить тот березовый листок с веника, что пристанет в бане к заду после того, как уже человек обдастся водой. Как это сделать, то так полюбит, так пристанет, будто тот лист».
  • «Чтобы у девочки-сорванца быстрее выросла грудь, из-за которой любят и за которую якобы ненароком хватаются, то ее нужно натирать пареньковой шапкой. Девочки-сорванцы, чтобы быстрее росла грудкь, прикладывают к ней слепых щенят».
  • «Если у девочки-сорванца очень быстро растет грудь, то женщины говорят, что она не принесет хорошее жене, что она будет очень падкая на мужчин, а затем быстро состарится, как гриб».

Эти записи сделал этнограф Александр Сержпутовский. Но информацию, которая касается взаимоотношений между полами, можно найти и у других исследователей.

  • «Раннее развитие у девочки одной только груди говорит про два обстоятельства: а) что мать зачала такую ​​дочь вне брака; б) что такая дочь не сохранит девственности до брака». Это уже записал Никифоровский.
  • «Невеста считается зрелой, когда ее коса доросла до пояса. Если грудь, уши или нос у невесты мягкие — она ​​потеряла девственность», — находим у Романова.

Если покопаться в записях этнографов, мы можем найти подсказки, как определить страстных лиц (например, влюбчивыми и горячими могли быть люди с кривыми зубами). Женщины знали, что делать, чтобы нравиться противоположному полу. В моде были пышные формы, и поэтому девушкам советовали: чтобы такие заиметь, нужно трижды щипнуть тесто из лопаты, когда сажают хлеб в печь.

Часто сами родители заботились о будущем успехе своего ребенка на эротической ниве. Не просто так новорожденных девочек заворачивали в мужскую рубашку, мальчиков — в женскую. И обрезание пуповины ровно на два пальца связывали с будущим интимными поведением ребенка.

Девушки знали, что делать, чтобы быстрее выйти замуж (например, сесть на место невесты), и чего избегать, чтобы не остаться одной (не садиться на колоду, не бросать мусор через порог).

Знали в деревнях и способы, как повлиять на противоположный пол. Одни советовали носить голову ястреба (эта птица — символ страсти и смелости) на животе, — мол, «тогда все будут любить». Вторые подсказывали девушке три раза в новолуние ударить выбранного парня сорванной веткой, на которой сидел соловей. Третьи советовали собрать семь капель пота и тайком дать их выпить парню, который нравится, — мол, после этого так любить будет, что жизни своей не пожалеет.

Да и народный календарь был составлен так, чтобы у молодых людей не было проблем с поиском своих половинок: они могли сходиться во время различных праздников, игр, ритуалов, которых было много. Но не надо думать, что наши предки были озабочены лишь продолжением рода. Интимные отношения в первую брачную ночь «обеспечивали» благополучие и процветание хозяйства. Человеческое поведение отлично переносилось на сельскохозяйственные дела. Так, порождающие функции земли связывали с женским началом, поэтому хозяйки так много хлопотали на огороде, причем часто при посадке они могли раздеваться, распускать волосы. То же и с мужчинами: хозяина приглашали на гряды с огурцами, считалось, хорошо будет, если он поскачет там голым, мол, огурцы будут расти большие.

Горячими были не только крестьянки. На старых картинах можно увидеть серьезных дам, замурованных в строгие, закрытые наряды. Но что творилось на самом деле, когда женщины не позировали художнику? Глубокие декольте, страстные взгляды и интрижки — этим жил высокий мир во времена Великого Княжества Литовского. Сохранились и документы, свидетельствующие об этом.

Истории из кровати

О том, что секс в Беларуси был в любые времена, можно почитать и в новом исследовании «В постели с белорусом» Анастасии Зеленковой. И во времена интернета, когда любая информация доступна, тема секса остается интересной. Об этом свидетельствует хотя бы то, что деньги на издание книги об эротических традициях белорусов были собраны на краудфандинговой площадке. Но, тем не менее, никакой «клубнички» в этой книжке нет. В ней вы почитаете про традиции, быт, нравы, связанные со взаимоотношениями мужчин и женщин. В книжке 196 прямых ссылок на источники, около ста сносок, которые рассказывают о некоторых исторических фактах. Да и, как признается сама автор, она хотела в том числе обратить внимание и на историю страны. Пришло время разбивать стереотипы о нашем народе — будто он все время грустит, ходит за плугом, поет о доле-недоле. Не такой уж он был несчастный и забитый! Наши предки были огонь и в сексе имели успехи не хуже других.

— В 2008 году я познакомилась с книгой белорусской исследовательницы Татьяны Володиной «Белорусский эротический фольклор». Поразило, что ученые утверждали: белорусский фольклор в сравнении с украинским или русским наиболее эротический, — делилась автор во время презентации книги. — Даже если не иметь в виду все то, что убрали цензоры из текстов. В самых обычных песнях, многие из которых сегодня поют наши народные коллективы, говорится «об этом». Та же песня, где Ясь просит напоить коня, как пример. Я так поразилась, как предки все сумели скрыть, что мне захотелось узнать больше. Встретилась с исследователем дворянской культуры, после взялась за другие периоды. И накопилось много разных фактов. Например, на территории дореволюционной Беларуси публичные дома были легализованы. В начале ХХ века у женщин была возможность заказать себе секс-игрушку из Европы, даже врачи прописывали эротический массаж для лечения женской «стервозности». В центре Минска крутили бирскоп, на котором мелькали порнографические картинки, и стоило это 20 копеек. И если я раньше думала, что это в «лихие» 90-е была свобода, оказывается, все было открыто еще раньше.

— Кого из белорусок можно было бы назвать секс-бомбой?

— В каждые времена были свои героини. Здесь можно упомянуть Барбару Радзивилл. Когда Сигизмунд хотел взять ее в жены, ему представили список всех ее любовников: от конюха до монаха. Возможно, здесь постаралась и мать Сигизмунда Бона Сфорца — может, кого и приписали лишнего. Но, как мы знаем, влюбленного ничто не остановило. Да и у самого Сигизмунда было достаточно любовниц — мать держала ему гаремы, обеспечивала девушками.

— А Казановы в Беларуси были?

— Конечно. По-видимому, можно назвать Августа Станислава Понятовского: у него было бесконечное количество женщин, под сто внебрачных детей. Он был любовником даже российской императрицы Екатерины. Стефан Баторий любил не только Гродно, но и гродненчанок. Тот же Костюшко не только воевал — он и любить умел, и пользовался спросом у женщин. И был очень красивым мужчиной.

— В народе знали, как наказать «нечистую» девушку, внебрачных детей называли «крапивниками», а как к этому делу относилась знать?

— Внебрачные отношения осуждались. Даже в законах было прописано, что прелюбодеяние карается. Был введен термин «бенкарт» — внебрачный ребенок. Но все равно существовало столько нарушений!.. В период ВКЛ польские историки описывали, что происходит на наших землях: говорили, здесь нет ни одной шляхтянки, у которой не было бы любовника и при этом он является членом семьи. Литвинки считались самыми легкомысленными женщинами.

Елена ДЕДЮЛЯ

Фото Анатолия КЛЕЩУКА

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.