Вы здесь

Вкусно? По-белорусски??


Когда блюдами национальной кухни называют солянку и буженину — это нормально?


Коллега после работы собрался сходить на Неделю белорусской кухни, которая проходит сейчас в Минске. Мы, спеша домой, только завистливо вздохнули и наказали ему как следует все продегустировать и после рассказать, стоит ли оно того. Уже на следующий день с утра, еще не доехав на работу, я знала о впечатлениях нашего дегустатора. Лучше всех слов говорило его фото, выложенное на странице в социальных сетях, где он с лицом, выражение которого иначе как «по принуждению» назвать нельзя было, сидел над тарелками. Да еще невеселый смайлик, статус «скучая по дому» и комментарий: «Неделя белорусской кухни. Ну так себе...»

Что оно «ну так себе», было понятно даже по фото. Первое блюдо, визуально похожее на солянку или харчо (и то, и то имеет к белорусской кухне отношение весьма условное) было густо посыпано крошенной петрушкой. Рядом стояла тарелка с куском мяса, на ней же в чуть меньшем сосуде, чем загадочный суп, была какая-то бледно-розовая субстанция, похожая на окрошку. Сбоку приютилось сморщенное печеное яблоко на блюдечке... «Там еще была какой-то горький непонятный салат да холодные блины», — рассказывал коллега уже перед планеркой. А субстанция в миске оказалась соусом с хреном — судя по объему, им можно было наесться на всю оставшуюся жизнь.

И хотя охота пробовать нынешнюю «национальную кухню» отбилась совсем, я все же поинтересовалась, что должно в этом году входить в меню названной Недели — как известно, оно во всех учреждениях общественного питания, которые присоединяются к мероприятию, единое, блюда готовятся по одинаковым рецептам и продаются по одной цене. Так вот, на этот раз мы имеем следующий список пяти блюд: салат из курицы с овощами и медово-горчичной заправкой, солянка (ага, все-таки это была солянка!) шляхетская, буженина с печеными овощами и сметанным соусом (с хреном!), картофельные колдуны с мясом и сметаной (люди, а кто-нибудь слышал о колдунах не из картофеля и без мяса ?!) и десерт — печеное яблоко с творожными блинчиками.

Вы, конечно, меня извините, но что из этого меню — блюда НАЦИОНАЛЬНОЙ кухни? Солянка, которая повсюду, во всех источниках, во всех кулинарных книгах представлена как одно из основных блюд русской кухни? Или буженина — она ​​есть и у русских (восточные соседи готовили ее даже из медвежьего мяса), и у украинцев. Ничего не имею против этой очень даже вкусной еды, понимаю, что кулинарные традиции у соседних народов, как и язык, и фольклор нередко переплетаются, повторяются. Но есть же у каждого народа и свое, особенное, и в национальной кухне тоже. И у нас — не хуже, чем у остальных. И не только драники, колдуны и верещака, которые, мягко говоря, всем уже приелись. Почему бы на первое блюдо не падать вареную кислую шинкованную капусту с сушеными грибам? Или фасоль с перловкой и морковью, заправленную молоком? А на второе — почему бы не сделать настоящую бабку — сочную, с прозрачными ароматными шкварочками? Испеките в печи обычную бабушкину лепешку — и она будет выглядеть более по-белорусски, чем универсальные для всех славян блины. А еще же есть сырники, кулага, манник... У меня лично, от одних только названий слюнки текут, так как все это елось целиком в детстве, и готовила их бабушка 1905 года рождения — хранительница местного языка, обычаев, рецептов. И готовилось все в печке, хотя была в доме газовая плита. И была в том своя особая наука: чтобы угадать, чтобы не была слишком горячая или холодная, а блюда из печи немного пахли березовыми дровами, и в крупнике всегда была наверху ароматная запеченная корочка — самое вкусное, что приходилось пробовать в жизни. Не знаю, как для кого, а для меня вот это блюдо белорусской кухни, а не солянка, разогретая — может уже и не первый раз — в микроволновке (коллегу-дегустатора возмутил еще и этот факт).

Но у нас не время лучины и лаптей, возразит кто-то. Никто сейчас не готовит блюда на дровах, когда есть современные плиты и те же микроволновки. Согласна. Но, если мы это хотим представить как национальное, как аутентику, как именно наше — нужно сохранять хотя бы элементарные правила процесса приготовления, которые по сути такие же важные составляющие рецептов, как и необходимые продукты. В Бельгии, например, картофель фри считается национальным достоянием, поскольку придумали ее именно фламандские рыбаки. Мало того, что во многих городках стоят памятники этой самой картофелине, так еще и в самом маленьком бистро тщательно сохраняется технология приготовления — обязательно только из местного картофеля и обязательно в трех емкостях с кипящим маслом — решетку с нарезанными ломтиками опускают в каждую по очереди на строго отведенное время. Иначе это будет уже НЕ ИХ картофель фри. А в наших ресторанах и даже обычных столовых те же драники готовят из очищенного упакованного в вакуум импортного картофеля (объясняя тем, что так дешевле, так как не нужно платить тем, кто ее чистит), забрасывая эти сомнительного качества (кто знает, сколько они в том вакууме пролежали?) клубни в комбайн, который их не трет, а месит. А потом мы удивляемся и возмущаемся, когда вместо ожидаемых пышных поджаренных драников получаем серые тряпочки... Да что мы — повозмущаемся, придем домой, начистим картошки, натрем ее на терке и пожарим те настоящие драники — долго разве что. А вот туристы... Они же и останутся уверены, что эти самые «тряпочки», или буженина, или солянка из микроволновки — и есть настоящие блюда нашей национальной кухни.

Конечно, если те самые любопытные туристы доедут до какой-нибудь агроусадьбы, там они попробуют на самом деле настоящее. А если не доедут? Вот-вот Европейские игры, люди приедут сюда не для того, чтобы отдыхать в деревне, но узнать, чем кормят именно в Беларуси, несомненно захотят. А готовы ли столичные кафе и рестораны удовлетворить их интерес, чтобы после самим же стыдно не было? Если считать эту Неделю белорусскоой кухни «репетицией», какой напрашивается ответ на этот вопрос?

«Все жители Беларуси, а также гости нашей страны любят сытную и вкусную белорусскую кухню. Убедиться в этом можно, заглянув в многочисленные ресторанчики, где готовят старинные и современные блюда», — читаю на странице сервиса онлайн-бронирования отдыха в Беларуси. И если с первой фразой не поспоришь, то последнее утверждение вызывает, мягко говоря, сомнения.

Елена ЛЕВКОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Еда или символ? Самое время заинтересоваться росписью яиц

Корреспондент «Звязды» сходила на мастер-класс по созданию «писанок».

Общество

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Что ищут семьи, которые едут к отцу Валериану в поселок Смиловичи?

Связаться с храмом в честь Георгия Победоносца, где служит отец Валериан, можно по телефону, который нетрудно найти в интернете.