Вы здесь

«Лістапад» назвал победителей — все возвращается на круги своя


Наряду со сладостным очарованием кино на «Лістападзе» всегда идет интрига — что и кого международные составы жюри назовут лучшими и с какими формулировками. Вчера на церемонии закрытия 25-го Минского международного кинофестиваля в кинотеатре «Москва» этот вопрос решился: на сцене были названы победители нынешнего форума. Гран-при «Золото «Лістапада» за лучший фильм получила румынская картина «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» Раду Жуде. Лучшим документальным фильмом стала работа «Домашние игры» Алисы Коваленко копродукции Украины, Франции и Польши. Игровым победителем Национального конкурса стал — нет, не «Хрусталь» — фильм «Дочь» Мары Тамкович.


Церемониал«Сердце мира» Натальи Мещаниновой.

Награждение началось с вручения приза Президента «За гуманизм и духовность в кино» — его получила Наталья Мещанинова, режиссер картины «Сердце мира», которая, кстати, оказалась одной из самых популярных на фестивале, смотря по аншлагу в «Центральном» и интересу к автору со стороны прессы. Актер фильма Степан Девонин между прочим получил от жюри Основного конкурса игрового кино во главе с режиссером Юсупом Разыковым также награду «Лучшая мужская роль». Фильм рассказывает о молодом ветеринаре, который живет и работает на тренировочной станции для охотничьих собак, что привлекает внимание защитников прав животных. Он переживает личные драмы и хочет стать близким семье владельца станции. Наталья Мещанинова уже участвовала в «Лістападзе» со своим фильмом «Комбинат «Надежда».

«Лучшую женскую роль» по мнению все того же жюри исполнила Чжао Тао в китайско-французско-японской картине «Пепел белоснежный». Еще несколько важных наград определил этот состав экспертов: за все тот же «Пепел белоснежный» его режиссер Цзян Чжан-Кэ получил награду «Лучшая режиссура». «Лучшим сценарием» оказалась работа Огнена Главонича, что стало основой картины «Груз». Вьетнамская лента «Третья жена» получила «Специальный приз жюри».

Ну, а «Золото «Лістапада» — главный приз 25-го Минского международного кинофестиваля — получила румынская картина (а мы любим румынский кинематограф) «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары». Режиссер Раду Жуде правдиво рассказал о преступлениях румын во время Второй мировой войны. Румыны сняли фильм о преступлениях румын, что — я только предполагаю — возможно, сыграло не последнюю роль в определении победителя, так как для такого рода признаний требуется определенная ментальная взрослость и смелость.

В Основном конкурсе документального кино Гран-при получил фильм «Домашние игры» Алисы Коваленко о девушке из бедной украинской семьи, которая мечтает профессионально заниматься футболом, но отдать этому жизнь ей постоянно мешают несчастливые обстоятельства вроде смерти матери. Специальный приз от жюри во главе с Михалом Лещиловским получила картина «За пределом» Марты Прус, что показало «идеологическую» сторону российского большого спорта и жизнь художественной гимнастки Маргариты Мамун, закрученную вокруг олимпийского титула.

Национальный конкурс, о котором в этом году кипело много обсуждений по поводу невключения в отборочную комиссию при Министерстве культуры представителей дирекции «Лістапада», выбрал лучшие игровой, документальный и анимационный фильмы, а также назначил два диплома. Международное жюри — в его состав вошли отборщик одной из секций Венецианского кинофестиваля Рената Санторо, фестивальный агент из Франции Паскаль Рамонда и режиссер Дарья Юркевич — сказали, что лучшей игровой лентой конкурса является «Дочь» Мары Тамкович, документальной — «Песни для Кита» Руслана Федотова, анимационной — «Лагодны воўк» Натальи Дарвиной. Авторы лучших игровой и документальной картин получили образование и живут за границей. Еще двумя дипломами отмечена новелла Митрия Семенова-Алейникова из беларусьфильмовского альманаха «Война. Остаться человеком» и Игорь Волчек за работу «Волчишко». Некоторые считали шумную картину «Хрусталь» Дарьи Жук безусловным фаворитом (полный метр и все такое) и ошибались: международное жюри профессионалов сделало свой выбор в пользу «Дочери». Жюри FIPRESCI, функционирующее на «Лістападзе» второй год, смотрит дебюты и определяет обладателя приза «Новые голоса». В этом году они выбрали мексиканскую работу «Горничная» Лилы Авилес.

Злободневное

Обладатель Гран-при за лучший документальный фильм «Домашние игры».

В последние дни «Лістапад» приглашал углубиться в его кино (более 160 фильмов) и был больше праздником, чем информационным поводом. Надеемся, у призеров «Лістапада» будет, как это часто случается, успешная дальнейшая фестивальная судьба или отличная фильмография. Но завершение, вручение призов и раскрытие главной интриги вернуло к реальности и напомнило, в каком проблемном поле фестиваль существует последнее время.

Практика тендера на проведение очередного форума нивелирует усилия дирекции, благодаря которой «Лістапад» получил статус международного кинофестиваля, аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF), пригласил к участию Международную федерацию кинокритиков FIPRESCI, которая определяет лучших в, скажем, Каннах или Берлине. Необходимость каждый год участвовать в конкурсе Министерства культуры на право организовать «Лістапад» делает положение дирекции шатким, не говоря уже о том, что все необходимые процедуры задерживают полноценную организацию фестиваля.

Второй вопрос касается, конечно, финансов, которых на «Лістападзе», кажется, становится все меньше и меньше. Скромность видна как в ориентации на авторов фильмов в качестве «звезд», так и в критически маленьком штате, в котором некоторые необходимые позиции попросту отсутствуют. Можно сколько угодно говорить на пресс-конференциях, что из «Лістапада» нужно делать бренд мирового уровня и организовывать такой кинофестиваль, на который все сами захотят приехать, но на это нужны деньги. Кстати, на фестиваль и без того многие хотят приехать — насколько до Минска доходят отзывы и комментарии иностранных коллег, «Лістапад» и его отбор имеют хорошую репутацию. Поэтому, когда иногда я вижу на площадках кинофестиваля незаполненные кинозалы и вспоминаю, как часто приходится слышать от иностранных коллег про утонченный лістападовский отбор, становится жаль, что публика, имея в руках что-то ценное, это не ценит (да, на красную дорожку «Лістапада» не приезжает Катрин Денев, но какие фильмы показываются здесь на большом экране).

Третья проблема всплыла на второй пресс-конференции нынешнего кинофестиваля — оказалось, в комиссию при Министерстве культуры, которая делает финальную подготовку Национального конкурса, т.е. программу белорусского кино, не вошли представители дирекции. В министерства нет причин не доверять профессиональной дирекции, которая перевела «Лістапад», считай, на новый уровень, и здесь возникает не один вопрос.

Кадр из фильма «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары», получивший «Золото «Лістапада».

Все перечисленное, к сожалению, играет не в пользу фестиваля, хотя он по-прежнему остается «праздником, который всегда с тобой». 25-й Минский международный кинофестиваль завершился, кино ушло с экранов (что-то будет показано в рамках «Лістапад. Коллекция»), гости поехали домой. А вопросы остались.

Некоторые другие награды кинофестиваля:

«Лучшая операторская работа имени Ю. А. Марухина» от жюри Основного конкурса игрового кино отошла Адаму Баерскому и Томашу Рафалу за польский фильм «Однажды в ноябре».

В конкурсе «Молодость на марше» «Лучшим фильмом именикинорежиссера В. Т. Турова» стали бразильско-португальские «Мертвые и другие», а «Специальный приз жюри» получила картина «Манта рей» тайского режиссера Пхуттипхонга Арунпхенга.

Призы зрительских симпатий распределились следующим образом: в игровом кино больше всего публике понравилась «Юли», в документальном — «Проект «Бабушка», в« Лістападзіке» — «Супа модо», что попал также в лонг-лист «Оскара».

Специальный приз Мингорисполкома получила картина из Казахстана «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова.

Приз «Соломенный зубр» Гильдии киноведов и кинокритиков отошел анимационной работе «Беларусьфильма» «В Полесье на болоте».

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Как живут последние жители деревни Весневичи

Как живут последние жители деревни Весневичи

Главная достопримечательность Весневичей, ее живая история — 96-летний Алексей Юркевич. 

Культура

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

Наталья Батракова: Читатели пишут, что мои герои будто работают в соседнем офисе

С Натальей Батраковой мы встретились на открытии обновленного книжного магазина «Светоч», что на столичном проспекте Победителей, 11. 

Общество

Листы ожидания сократятся. Новый министр рассказал, что еще изменится в системе здравоохранения

Листы ожидания сократятся. Новый министр рассказал, что еще изменится в системе здравоохранения

Министр подчеркнул, что нужно обратить внимание на доступность медицинской помощи, работоспособность высокотехнологичного оборудования, доступ к таким видам диагностики и лечения.

Общество

Корреспонденты «Звязды» посетили тренировку солдат перед праздничным парадом

Корреспонденты «Звязды» посетили тренировку солдат перед праздничным парадом

Около четырех тысяч военнослужащих пройдут в составе 25 парадных расчетов 3 июля.