Вы здесь

Почему свадебный каравай не берут голыми руками?


«Недавно были на свадьбе в ресторане. Когда начали делить каравай, одна из девушек принесла пачку салфеток и предупредила, чтобы каравай не брали голыми руками. А две бабушки отказались от салфеток, но положили на свои руки небольшие платочки, ими пожали руки жениха и невесты, на них же и приняли долю отрезанного каравая. Почему нельзя брать каравай голыми руками?» — спрашивает И. Д. Воронько из деревни Ситники Червенского района.


Важное место в славянской народной традиции занимает противостояние «голый» (непокрытый, лысый) — «покрытый» (убранный, закрытый, защищенный), оно является одним из системообразующих, или ценностноформирующих. В символических отношениях признак «голый» выражает значение «бедный», «бесплодный», «голодный» и противопоставлено ​​«неголому», покрытому как богатому, сытому, умножающему. Голый, или непокрытый, был символом бедности, одиночества и, наоборот, мохнато, покрытое, завернутое во что-нибудь символизировало благополучие, оберег, богатство.

Оппозиция «голый — покрытый» всесторонне проявлялась и в наблюдениях за состоянием природы, и в ключевых моментах сельскохозяйственной деятельности, и, конечно же, в обрядово-магической практике белорусов. Одной из наиболее распространенных народных примет является та, в основе которой лежит наблюдение за состоянием деревьев в момент первой весенней грозы: «Если первая гроза прогремит на голый лес, жди неурожай, голодный год, болезни, эпидемии...» На Могилевщине существовал строгий запрет петь летние песни, пока лес «не оденется».

Опытная повитуха знала, что принимать ребенка руками, ничем них не накрыв, нельзя. Для этого готовили пеленки, чаще всего из старой отцовской рубашки или нижней юбки роженицы: «...старьем, чтобы ребенок никогда не был голый, а всегда жил в изобилии». Хороший хозяин знал, что продавая корову, отдавать ее необходимо вместе с веревкой, которую передавали новому хозяину через пола одежды (не просто непокрытой руками), приговаривая: «Пропала коровка, пропадай и веревка». На Брестчине первое снесенное яйцо хозяйка брала через фартук, чтобы курица стала хорошей несушкой.

Перед тем как пригласить семью обедать, хозяйка всегда накрывала стол скатертью. После того как из печи вынимали хлеб, в нее обязательно клали несколько поленьев, чтобы печь не была пустой, голой, и закрывали заслонкой: «... Печи в доме нельзя оставлять открытой, так как тогда откроются чужие рты, чтобы обсудить кого-нибудь из домашних». Когда стол выносили из дома, чтобы отдать соседям для использования в различных семейных событиях, его обязательно накрывали скатертью.

Признак «покрытый» стоял в одном ассоциативном ряду с мохнатым, лохматым и тоже считался символом богатства и успеха. В праздничных гаданиях о том, бедным или богатым будет будущий муж, в бане девушки водили рукой в ​​потемках по стене. Если под руку попадется голое бревно, то, полагали, что жених будет из бедной семьи, если же под руку попадется мох между бревнами — это было предсказанием будущего богатства. И сегодня выражение «мохнатая рука» говорит про чью-то финансовую самостоятельность или о том человеке, который способен решать сложные жизненные проблемы.

Во время свадьбы роль оберега молодых или так называемого экрана выполняли фата и веночек (они предостерегали глаза невесты, канал, через который легко было сглазить человека, а также волосы, канал, через который можно было навести самую неизлечимую порчу); платки, через которые держали венчальные свечи (к своей судьбе не прикасайся голыми руками) и церковные венцы над головами молодых; полотенце или платок, через которые сват или шафер вел невесту в дом после выкупа; ручники, на которых выносили икону и обрядовый хлеб; покрывала, которыми устилали дорогу молодым, когда они шли по земле; кожух или подушка, на которых сидели молодые во время свадебного застолья. Когда одаривали молодых, тарелку, на которую клали деньги, застилали платком или ручнмком. Принимать долю свадебного каравая из рук свата необходимо было также на платок.

В данном случае срабатывал все тот же принцип «подобное вызывает подобное». Считалось, что голые руки, которые были задействованы в обрядовой практике, провоцировали жизненную или хозяйственную «пустоту» (безденежье); молодым нельзя было слезать с телеги на пустую землю и садится на непокрытую скамейку за свадебным столом, чтобы не навлечь бесплодие, как тот самый голый лес во время первой грозы...

Оксана Котович, Янка Крук

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.