Вы здесь

Можно кусать или ломать хлеб-соль на свадьбе?


Мы получили письмо от Марины М. из Молодечно. В нем и боль, и отчаяние, и размышления. Читайте сами: «Недавно меня пригласили на свадьбу. Поехали на машинах в загс, потом подъехали к столовой, где будет проходить мероприятие. Мать с отцом вышли на порог и встретили молодых хлебом-солью. Подошел тамада и предложил молодым отломить кусок хлеба и покормить друг друга, макая хлеб в солонку. Невеста отломила больший кусок, тамада озвучил, что именно она станет «главной» в семье. Молодых «встретили», все зашли в столовую. Через два часа мы с мужем пошли на перерыв и заметили, как на подоконнике в коридорчике перед залом лежит тот самый сломанный хлеб-соль, пустая солонка, ручник... Охватила такая боль за эти уже никому ненужные святые вещи. Хочу спросить: когда так случилось, что на свадьбах появилась эта традиция – ломать или кусать каравай? Вспоминаю свое детство, когда я покупала в магазине батон и, пока шла домой, отламывала золотистый кусочек и ела. Дома получала от матери тумаков и науку: «Нельзя ломать хлеб, беду накличешь на нашу семью»...


Фото svadbami.ru

К сожалению, мы постепенно отлучаемся от многовековых обрядов, которые для нас превращаются в выездное театрализованное действие. А те, кто еще вчера был непосредственным творцом (родители молодых, сваты, крестные родители) этого сакрального ритуала, исключаются из него и занимают позицию пассивного зрителя. В таком случае родители молодых перекладывают ответственность за четкое выполнение свадебного обряда на плечи ведущего – чужого человека, который чаще всего сам ничего не знает о смысле сакрального деяния. Как результат: утрачивается четкое понимание содержания ритуалов, теряются внутренние связи между их составляющими.

После того как молодые «разбили-попрощались» со своим прежним социальным статусом (сначала они были парнем и девушкой, а затем стали женихом и невестой), мать встречала их караваем (хлебом-солью), который лежал на полотенце.

Хлеб-соль в руках матери символизировал перерождение двух разрозненных начал в обновленное единое целое – семью. А потому жених и невеста целовали хлеб-соль – символ их семейного счастья, единства, нерушимости их союза на долгие годы и принимали в свои руки как первый, самый важный и ценный подарок в их совместной семейной жизни.

Еще раз обращаем внимание наших современников: каравай, принятый из рук матери, который символизировал счастливую супружескую жизнь, не ломали, не кусали, тем самым делая его «несовершенным», а только целовали(!).

В томе «Свадьба. Обряд» серии «Белорусское народное творчество», изданной Национальной академией наук, приведены 35 региональных вариантов свадебного обряда (практически все историко-культурные регионы Беларуси), зафиксированных в разные временные периоды. Ни одно описание свадьбы не содержит информации, что жених и невеста ломают или кусают (что одно и то же) свадебный каравай!

Люди, которые советуют ломать хлеб на свадьбе, просто не понимают логику развития событий в начале праздничного действия и, что еще хуже, не видят весь ритуально-обрядовый комплекс в целом. Давайте еще короче. Молодые едут в храм или загс в разных машинах, там их ставят на один ручник, обратно они возвращаются в одной машине. Их встречают единым хлебом-солью. Из этих примеров следует, что главным принципом развертывания событий становится желание объединить пару молодых в одну семью. Разве можно в таком случае нарушать отработанную логику развертывания событий и разрушать символ единства молодой семьи – хлеб-соль? Конечно же, нет! В первый день он должен лежать на столе у ​​молодых, как почетный символ, а на другой день его можно порезать и раздать гостям (как, кстати, и свадебный каравай).

Оксана КОТОВИЧ, Янка КРУК

Присылайте свои вопросы о корнях и приспособленности к современной жизни календарных и семейно-бытовых народных традиций и обрядов на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Пра радзіннае».

Выбор редакции

Общество

Как под Минском сортируют мусор

Как под Минском сортируют мусор

Оператор вторичных материальных ресурсов и движение за переработку отходов «Цель 99» дали людям возможность своими глазами увидеть, как выглядят «мусорные кладбища».

Спорт

Гребчиха Ольга Худенко: Я еще не скоро остановлюсь

Гребчиха Ольга Худенко: Я еще не скоро остановлюсь

О слезах, поте и победе самого белорусского вида спорта.