Вы здесь

Как взрослели в американских 1990-х?


В столичном прокате показывают ностальгию и скейтборд как социальный атрибут.

«Ты еще не дорос до того возраста, когда парни становятся козлами», — принимайте лирическую американскую картину о периоде детства, когда очень хочется быть взрослым, тусоваться с крутыми скейтбордистами и говорить «к черту эту маму». Найденный в программе «Панорама» Берлинского международного кинофестиваля, которая собирает или пытается собрать самое интересное в нетрадиционном кино, фильм «Середина 90-х» с его ретровизуалом, отличным музыкальным сопровождением и потешными движениями главного героя пришел на минский большой экран.


Вы уже знаете Джона Хилла хотя бы по картине Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-Стрит» (подозреваю, с естественной для нас компетентностью в популярном американском кино, и по многим другим). Узнаваемое лицо в актерской когорте, если это не звучит уничижительно, а также продюсер на этот раз представил свой режиссерский дебют по собственному сценарию.

Про то, видимо, что ближе к телу: нежные воспоминания о середине 90-х и стремительное взросление — неизбежный переход из детства в непростое, ответственное и серьезное отрочество. Вот почему, кроме как комедийной драмой, «Середина 90-х» представляется также метафорическим роуд-муви, символическим переходом из одного состояния в другое, когда от первого остаются только любительское видео, шрамы на теле и нежная ностальгия.

В центре внимания — мальчик Стиви, который живет с матерью и не очень дружелюбным старшим братом. Чтобы разомкнуть замкнутую на семье вселенную, Стиви находит компанию, к которой ему очень хочется присоединиться. Она фривольно шутит, для каждого имеет специальное прозвище и делает завидные трюки на скейтборде. А для впечатлительного мальчишеского сердца что еще нужно.

Стиви меняет детский «репертуар» на стене своей комнаты, крадет деньги в материнском комоде, чтобы купить скейтборд, и пытается присоединиться к компании новых знакомых. Собственно эта попытка перетекает в тусовку на весь фильм, которая, с одной стороны, прекрасно отображает механизмы действия социума, а с другой приносит сентиментальность настоящей дружбы.

Социальная иерархия, факторы, влияющие на популярность, конкуренция в борьбе за внимание и симпатии, зависть и понятие «крутость» — вещи, на которых построена коммуникация больших и маленьких групп, заключены в компании, в которую попал Стиви. Но пока мы изучаем этот общественный строй, за всеми механическими процессами появляется нечто гораздо более важное.

В этом балансе главный герой чувствует себя наилучшим образом: завоевывает уважение за бесстрашие и в печальные минуты находит у друзей утешение, впервые остается с девушкой и в счастливом экстазе шутит об этом с компанией, из-за тонких психологических нюансов действия в группе оказывается в опасной ситуации, но получает возможность убедиться, что эти люди готовы ждать новостей из его больничной палаты на неудобных диванах холла клиники.

Нет, ничего трагичного. Картина вообще не дает ни малейшего повода, чтобы сердце зрителя упало. Очень удобный, ровный и сдержанный фильм только вознаграждает богатой музыкальной подборкой, в сопровождении которой становится поэтичным и мягким рассказом о личном. Даже отрочество, которое будто несет за собой другого качества проблемы, что-то психологически некомфортное, картину не обременяет, а очень деликатно подразумевается. Переход на следующий уровень произойдет под примирение со всеми недружелюбными силами и ностальгию в квадрате — видеоролик внутри фильма, который выхватывает эпизоды совместных дней и делает их всего лишь делом прошлого.

Особо следует отметить, как с помощью многочисленных деталей и мимолетных движений не просто рассказывается личная история, но и выписывается середина 90-х. «Кто такие черные?», бутылка, сигарета и кепка задом наперед, с которыми ты выглядишь взрослым, кассеты, «гетто», стремления.

Картина и правда очень личная, что становится ее безусловным достоинством: если ты можешь нетривиально и детально-живописно рассказать про свои 90-е, без размашистого сюжета и крупных событий, но с музыкой и органичными проездами на скейтборде по середине дороги, они приобретают необязательный для просмотра, но приятный флер.

Ищите в Fаlсоn Сlub Бутик Кино и сети Silvеr Sсrееn.

Ирена КОТЕЛОВИЧ

Выбор редакции

Общество

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Как современные полешуки готовятся к празднику Воскресения Христова

Автор «Звязды» рассказывает на примере своей семьи.

Культура

ЗЕНА: От сцены не устаю!

ЗЕНА: От сцены не устаю!

График у артистки очень насыщенный.

Общество

Привычные исключительности. Можно ли понять «цифровое племя»?

Привычные исключительности. Можно ли понять «цифровое племя»?

Исследование «Поколение« Z» в вопросах и ответах» было представлено во время научного стэндапа, организованного для учащихся профильных педагогических классов в БГПУ.  

Культура

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Корреспонденты «Звязды» посетили ночные съемки национального кинопроекта

Историко-приключенческая лента про Беларусь, белоруса-воина и белоруса-ученого.