Вы здесь

Насколько быстро в Беларуси меняются лифты?


Начало 1970-х стало в городской застройке Беларуси переломным временем. Благодаря тому, что удалось наладить массовое производство лифтов, жилые дома преодолели давний барьер в пять этажей и начали расти вверх. Но, как и любой механизм, подъемники имеют свой нормативный срок эксплуатации. Для лифтов советского производства он составляет 25 лет. Но автора этих строк еще не так давно до квартиры поднимал агрегат, который разменял 40 лет. А зачастую он и вовсе шел вверх пешком восемь этажей, поскольку лифт очередной раз ломался.


— Еще не так давно темпы замены лифтов были в стране очень медленные, — отмечает начальник управления надзора за безопасностью подъемных сооружений и аттракционов Госпромнадзора Петр Климко. — Например, в 2015 году у нас зарегистрирована 41 тысяча пассажирских лифтов. 14 тысяч из них еще тогда «отъездили» свою четверть века. В планах на замену стояла всего... 431 машина, а удалось обновить только 347 подъемников. Это было всего 2,5 процента от общего количества изношенного парка. Причина, как бы это тривиально ни звучало, была в деньгах. А точнее говоря, в их хронической нехватке. Если взять стандартную девятиэтажку, то стоимость нового лифта вместе с работой по демонтажу старого и установке нового достигает суммы примерно в 50 тысяч рублей. Но чем дом выше, тем и стоимость больше. А если дом достигает в высоту 12 этажей, то в подъезде уже должны стоять два лифта.

Так бы и продолжалась эта волокита неизвестно сколько, если бы не был принят технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». В нем прописано точное требование: если лифт на момент приобретения силы вышеупомянутым документом уже отслужил свой нормативный срок, то его необходимо привести в соответствие с настоящим регламентом. Проще говоря, заменить. Точкой отсчета стало 15 февраля 2013 года. На выполнение регламента отводится семь лет. Именно поэтому в Беларуси и была принята подпрограмма «Безопасный лифт», которая входит в государственную программу «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2016-2020 годы.

— В регламенте прописан ряд положений, выполнение которых позволяет повысить безопасность как пассажиров лифта, так и персонала, который его обслуживает, — продолжает Петр Климко. — Например, на лебедке лифта сейчас устанавливаются два тормоза, которые работают независимо друг от друга. Если сломался один тормоз, то будет работать другой. Одновременно отказ двух узлов очень маловероятен. А вот в старых лифтах такой тормоз всего один. И если кабина начинает ехать быстрее, чем нужно, то срабатывают ловители. Ощущения для пассажиров при этом не самые лучшие — лифт в таком случае очень резко останавливается, его сильно трясет с грохотом.

Стали гораздо более жесткими и противопожарные требования. «Визитка» советского лифта — это обшивка стен кабины изнутри, выполненная из ДСП. В новых машинах на смену им пришли металлические панели. Существенно переделана и система освещения. Если, как говорил один киногерой, «электричество кончалось», то свет в кабине гас. Для тех, кто страдает клаустрофобией, вариант не лучший. Поэтому в новых лифтах свет останется в любом случае. Новые лампы светодиодные, которые не только служат заметно дольше, но и могут экономить до 50% электроэнергии. А по этому счету платят именно жители подъезда.

Подпрограмма «Безопасный лифт» была утверждена постановлением Совета Министров еще в 2016-м. Первые два года она выполнялась медленно. Ситуация сдвинулась только после жесткой критики Президента на республиканском семинаре, который прошел осенью 2017 года и был посвящен совершенствованию и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Только после этого были ассигнованы необходимые средства. Например, с 2016 до 2020 года нужно было заменить в стране 13 686 лифтов. Но к июлю 2018 года появились только 1 142 новых подъемника — это лишь восемь (!) процентов. В прошлом году по стране заменили 1599 лифтов. Это примерно половина от планируемого объема 2018 года.

— При этом стоит отметить, что действие этой подпрограммы распространяется только на жилье, которое находится в системе Министерства жилищно-коммунального хозяйства, — обращает внимание Петр Климко. — Промышленные объекты, офисные здания, общежития от предприятий в эту категорию не входят.

Таким образом, срочно заменить нужно лифты, выпущенные до 1988 года. Но это не означает того, что в доме, сданном, например, в 1991 году, ничего делать не будут. Просто после 25 лет эксплуатации этот подъемник пройдет через техническое диагностирование. При положительном результате лифту дадут добро на поездки пассажиров еще на три года. За это время владелец должен или модернизировать старый агрегат, или заменить его.

Немаловажный вопрос для жителей подъездов, где установлен всего один лифт, —- это срок замены. Все-таки ходить с грузами «под небо» — вариант так себе, но другого элементарно нет. Например, в моем подъезде все было сделано за месяц. В конце ноября начался демонтаж старого лифта, и на Новый год я уже поднимался к себе на новом.

— Если работы длятся месяц, то это идеальный вариант, — утверждает Петр Климко. — Экспертов Госпромнадзора приглашают только на финальный этап, когда лифт уже смонтирован и подготовлен для технического осмотра. Но наши специалисты не всегда дают с первого раза зеленый свет. Мы обнаруживали нарушения требований промышленной безопасности в части зон обслуживания оборудования и подходов к ним, а также нарушения размеров входных проемов в машинное отделение. А в шахтах и ​​машинных отделениях лифтов находятся коммуникации, которые не имеют к подъемнику никакого отношения. Также мы отмечали, что не все работы выполнены в соответствии с утвержденным проектом. То есть подрядчик погнался за временем, но забыл о качестве. И более того, случалось так, что к нам поступали заявки на технический осмотр, когда к монтажу лифта еще и не приступали! Вот так подрядчик терял деньги на ровном месте — визит нашего эксперта оплачивается по смете заранее.

Как правило, после первого же фальстарта все замечания выставляются. Повторные отрицательные акты технического осмотра очень редки. Тем самым экономится время и наших специалистов — чтобы провести все необходимые работы только на одном объекте, эксперту нужен день. И то, что довольно продолжительное время лифты менялись медленными темпами, сейчас сказывается на нас. Например, по Минскому городскому управлению Госпромнадзора сейчас в работе 200 заявок на технический осмотр лифтов. Казалось бы, немного, но надо учесть, что в нашем штате всего лишь четыре эксперта. Таким образом, график работ более чем на два месяца уже расписан. А в конце прошлого года наши эксперты работали и в выходные дни, и даже пришлось приглашать специалистов из региональных управлений.

Кстати

Ресурс новых лифтов больше, чем у их советских предшественников. Предполагается, что новые подъемные механизмы смогут эксплуатироваться не 25, а 30 лет. Срок этот рассчитан при помощи специалистов из Академии наук. Но с одной оговоркой — при должном обслуживании, своевременном ремонте и правильной эксплуатации. И если первые два пункта находятся под юрисдикцией организаций-собственников, то последний — полностью на совести жителей подъездов и их гостей.

Валерьян ШКЛЕННИК

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.