Вы здесь

Посвящается Первой мировой


В мастерской известного белорусского скульптора, народного художника Владимира Слободчикова мое внимание остановила одна необычная работа. Это был довольно большого размера шар, на котором виднелось много человеческих фигур.


— Владимир Иванович, впервые вижу скульптуру такой формы, — удивился я.

— Это один из моих проектов, который, к сожалению, так и не был осуществлен, — пояснил скульптор. И рассказал такую историю.

В 2010 году Владимир Слободчиков вместе с архитектором Игорем Морозовым задумали создать мемориал, посвященный 100-летию Первой мировой войны. А точнее говоря, мемориал, посвященный жертвам и героям этой войны. Аналогичных памятников у нас мало, а конкретно — всего один, в Сморгони, да и тот в стадии незавершенности. И это является очевидной исторической несправедливостью.

Как известно, на территории нынешней Беларуси проходил Западный фронт — главный «щит» России, на котором было сконцентрировано более полутора миллионов человек. Около 900 тысяч составляли мобилизованные жители белорусских губерний. За годы войны Беларусь понесла невосполнимые потери: около 70 тысяч солдат отдали свои жизни в боях с оккупантами, около 60 тысяч мирных жителей погибло и еще 50 тысяч человек были насильственно вывезены в Германию.

Разве эти факты, эти огромные жертвы не заслуживают монументального увековечения? После долгих раздумий и поисков авторам удалось найти нетривиальное решение для задуманного. Скульптурную композицию составляет мемориальный курган, который разрезают с севера на юг и с запада на восток фронтовые окопы и создают таким образом крест — символ скорби по погибшим. В нишах окопов высечены на камнях документальные свидетельства об участниках тех событий, артефакты столетней давности – конкретные даты, цифры, фамилии героев.

На вершине кургана — земной шар. Он тревожно завис над смертельной пропастью окопов. Поверхность шара – сплошной Многофигурный горельеф. Здесь можно увидеть, как возле храма солдаты принимают воинскую присягу, как военные разных национальностей и возраста идут в штыковую атаку, как легендарный «женский батальон смерти» выходит на боевой рубеж. А в центре шара — милосердная сестра со смертельно раненым воином на руках. Сюжеты сливаются, переходят один в другой, создавая своеобразную панораму мировой трагедии.

Если зайти в середину шара (а он должен быть диаметром около десяти метров), то можно увидеть также серию многофигурных сюжетов. Мирный труд хлеборобов. Яркие старинные народные и христианские праздники, где люди проявляют радость мирной жизни на родной земле. Свадебный обряд как символ создания новой семьи. И ключевая фигура — мать с младенцем на руках. Так многоплановый мемориал становится гимном воинской славы и священной памяти, воплощением истинного величия человека.

— А с учетом того, что все сюжеты и персонажи здесь документально точны, — завершает свой рассказ Владимир Слободчиков, — нашу скульптурную композицию можно воспринимать как своеобразный музей-сферу. Я даже знаю место, где можно было бы разместить такой мемориал. Это район Нарочи. Именно там почти целый год стоял фронт, а в марте 1916 года по просьбе французских союзников была проведена одна из крупнейших военных операций — попытка выбить оккупантов из белорусской земли.

— Владимир Иванович, почему же этот замечательный проект остался невостребованным?

— Все якобы складывалось положительно. Мы провели масштабную презентацию проекта в Национальной библиотеке. Интерес проявили представители союзного государства, посольств ФРГ и Франции. Определенную поддержку обещало Российское военно-историческое общество. Но то ли мы не проявили должной активности, объективно ли так сложились обстоятельства, но благоприятное время было упущено. Есть, правда, надежда, что в этом году, в Год исторической памяти, нашему проекту будет наконец дан ход.

Зиновий ПРИГОДИЧ, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь

Выбор редакции

Политика

Второй день ВНС: все подробности здесь

Второй день ВНС: все подробности здесь

В повестке дня — утверждение концепции нацбезопасности и военной доктрины.