Вы тут

Ресурс активности и солидарных действий


Идеи Союзного государства в контексте евразийской интеграции

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владимир АНДРЕЙЧЕНКО в интервью газете «Союз-Евразия» рассказал об интеграционных возможностях.

1-9

— Владимир Павлович, как вы полагаете, не повторит ли Союзное государство Беларуси и России судьбу ЕврАзЭС, упраздненного в связи с созданием Евразийского экономического союза?

— Необходимость в Евразийском экономическом сообществе исчерпалась по причине выхода его ведущих экономик на алгоритм общей экономики, что выгодно всем участникам ЕАЭС. Напомню, его поиск и отработка начались именно в формате Союзного государства, затем продолжились в контексте совместных действий в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, России и Казахстана. Так был создан фундамент, позволивший в ускоренном ритме запустить механизм Евразийского экономического союза. Хотя в отличие от ЕАЭС проект Союзного государства двусторонний, его задачи в соответствии с действующим союзным Договором значительно шире. Они охватывают комплекс вопросов сближения наших стран в разных сферах. Мы сегодня можем говорить о весомых наработках в торгово-экономическом сотрудничестве, обороне, безопасности, социальной защите граждан, в науке, образовании, здравоохранении, культуре. За пятнадцать лет союзного строительства сделано многое. Я убежден, никаких оснований для прекращения этого успешного интеграционного проекта не имеется. Как на данном этапе, так и в обозримой перспективе. Перед лицом серьезных современных вызовов и угроз значимость союза двух такая же, как и союза пяти.

— Для белорусско-российских отношений?

— Не только, но в не меньшей мере для укрепления и динамичного развития Евразийского экономического союза и дальнейшего продвижения объединительных процессов на пространстве СНГ. Благотворное влияние опыта Союзного государства на акценты евразийской интеграции является бесспорным.

— Чьи интересы доминируют в СГ?

— Если бы речь шла о чьем-то доминировании, то строительство Союзного государства не могло бы и начаться. Оно идет на основе равноправия и сохранения государственного суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации, в обоюдных, взаимовыгодных интересах. Это зафиксировано в Договоре о создании Союзного государства и реализуется через всю объемную нормативно-правовую базу в рамках двусторонних отношений, ратифицированную национальными парламентами. Ежегодно Совет Министров Союзного государства представляет на рассмотрение в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России проект союзного бюджета, который после принятия депутатами утверждается Высшим Госсоветом Союзного государства. Из общего бюджета финансируются программы экономического профиля, прежде всего производственного назначения, обеспечения безопасности, военно-технического сотрудничества, правоохранительной деятельности и социальной политики. В текущем году главная часть бюджетных расходов направляется на развитие промышленности, сельского хозяйства, строительства, энергетики, транспорта, связи и информатики. Значительный также объем общего финансирования социального блока союзного строительства, в том числе здравоохранения, экологии, образования, культуры и СМИ.

— Какие достижения союзного строительства, на ваш взгляд, особенно важны?

— Я бы отметил в первую очередь обустройство за союзные средства западных границ и создание таможенной инфраструктуры Союзного государства, значительное сближение национальных правовых систем. Постоянно углубляется интеграция наших экономик. Есть хорошие результаты совместных программ в машиностроении, во внедрении образцов новой техники и технологий, в энергетике, в проектах по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, в области природопользования, научных исследований, опытно-конструкторских работ, освоения космоса, информации, искусства. По разным линиям даже в сложных финансово-экономических условиях последних лет продолжается плодотворное двустороннее сотрудничество. Оно приносит ощутимую пользу как Республике Беларусь, так и Российской Федерации.

— В чем эта польза для простых граждан?

— Во всем том, о чем я сказал, потому что вся трудоемкая интеграционная работа имеет целью повышение качества жизни в наших странах. Развитие конкурентоспособных производств за счет союзного бюджета позволяет создавать новые рабочие места, обеспечивать ими тысячи людей. Именно участники Союзного государства впервые в СНГ сняли внутренние границы и пограничный контроль, создали общее таможенное пространство, а белорусские и российские граждане на законодательном уровне получили равные права на труд, выбор места жительства, образование, медицинское и пенсионное обеспечение. Хотя по некоторым позициям еще существуют нюансы и проблемные вопросы, все это на нашей союзной территории стало само собой разумеющимся. Поэтому появление новых возможностей в связи с созданием Евразийского экономического союза люди приветствуют и поддерживают.

— Сокращение взаимного товарооборота по итогам последних двух лет дало основание скептически настроенным по отношению к Союзному государству аналитикам говорить о серьезных нестыковках в хозяйственных системах двух стран, разных моделях экономического развития.

— Это политиканство. Никаких принципиальных разногласий и серьезных барьеров в хозяйственной интеграции Беларуси и России нет, как и в экономических отношениях пятерки ЕАЭС. Опыт союзного строительства показал, что интеграционный процесс не проходит без определенных сложностей, вызванных объективными и субъективными причинами. Возникают и новые тенденции, например усиление конкуренции между субъектами хозяйствования. Сказывается также влияние внешних факторов. Мы с пониманием относимся к трудностям Российской Федерации в связи с санкциями Запада, негативно повлиявшими и на достигнутый высокий уровень нашего двустороннего товарооборота. В 2012 году он был рекордным — почти 45 миллиардов долларов, а в 2013-м составлял около 40 миллиардов. Но все трудности временны. Главное, укреплять и поэтапно развивать наработанное, что мы и делаем.

«Если бы речь шла о чьем-то доминировании, то строительство Со­юз­но­го го­су­дар­ства не мог­ло бы и на­чать­ся».

— Конкретизируйте, в каком направлении.

— По инициативе белорусского правительства, поддержанной правительством России, Высший Госсовет Союзного государства 3 марта текущего года одобрил план совместных мероприятий по совершенствованию условий торгово-экономического взаимодействия наших стран. Российским и белорусским субъектам хозяйствования придан статус отечественных производителей в области взаимного доступа товаров, работ и услуг на рынках друг друга. Ликвидируются существующие изъятия и барьеры в отдельных сегментах товарных рынков. Предусмотрена также реализация интеграционных проектов в промышленности, участие в программах импортозамещения и иных целевых программах, стимулирующих промышленное производство. Создается механизм поддержки экспорта в рамках Союзного государства. Планом определены и иные меры. Документ выполняется. Знаковым можно назвать утверждение приоритетов и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства до 2017 года. Среди важнейших позиций совместной работы — формирование единого научно-технологического пространства, объединенной транспортной системы, развитие агропромышленного комплекса, повышение эффективности межрегионального сотрудничества, создание общего рынка труда, взаимодействие в сфере защиты информационных ресурсов. Акцентированы также вопросы внешней политики, миграции, социальной защиты граждан, сотрудничества
в социальной сфере. Причем определены не только ключевые задачи, но и сроки их решения. Так что курс на укрепление и развитие масштабного партнерства Беларуси и России остается неизменным, что подчеркнули президенты наших стран Александр Лукашенко и Владимир Путин.

— Если спроецировать опыт Союзного государства на Евразийский экономический союз, что вам, Владимир Павлович, представляется наиболее востребованным в современных условиях для евразийской интеграции?

— Наработанные Союзным государством механизмы сближения экономик положены в основу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а теперь они могут сыграть свою позитивную роль в формировании ткани экономических отношений в расширенном составе участников ЕАЭС. Хотя профиль нового интеграционного объединения более узкий, чем у Союзного государства, в нем есть масса сфер, где активные интеграционные устремления Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана могут принести всем странам очень весомые и перспективные взаимные выгоды. Как с точки зрения увеличения торгового оборота, экспорта, инвестиций, так и с точки зрения стимулирования и укрепления качественных показателей экономического роста, выхода на устойчиво высокий уровень мировой конкурентоспособности. Я имею в виду активное взаимодействие в машиностроении, энергетике, транспорте, инфраструктуре, агропромышленном комплексе, в автопроме и других ключевых сегментах экономики. Особенно кооперация в высокотехнологичных сферах, в разработке и реализации крупных научно-технических и инновационных проектов. Важнейшей опорой экономических связей в ЕАЭС должна в обозримой перспективе стать глубокая производственная кооперация, сеть современных высокотехнологичных предприятий. Это очень серьезные вопросы, и они уже стучатся в интеграционную повестку дня.

— Надежду на быстрый экономический скачок, появившуюся было в общественной среде в связи с достаточно сжатыми сроками трансформации Таможенного союза в Евразийский экономический союз, придется отложить?

— Скачок просто так не происходит. Это колоссальный совместный труд на новом витке развития экономик и государств, с учетом существующих различий, глобальных перемен и с постоянным поиском баланса интересов. Нам предстоит, используя лучшие идеи из опыта Союзного государства, максимально расширять экономическое и иное сотрудничество, диверсифицируя и наполняя его новым, соответствующим времени содержанием. И таким образом выходить на единую экономику. Не короткий путь, так как ЕАЭС находится только в самом его начале. Но я уверен в том, что ясность общих целей и задач, понимание проблем друг друга и солидарность действий послужат углублению и ускорению евразийской интеграции в национальных интересах наших стран и народов.

— Не так давно вы во главе белорусской парламентской делегации посетили с официальным визитом Казахстан. Привезли хорошие новости?

— В ходе официального визита мы обсудили с казахстанскими парламентариями широкий круг вопросов расширения торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и Республики Казахстан. Есть хорошие перспективы развития взаимодействия в политической, научно-технической, социально-культурной и гуманитарной областях, а также в законодательной и межпарламентской деятельности. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и Мажилисом Парламента Республики Казахстан. Это важный шаг в укреплении межпарламентских отношений. Одной из главных тем нашей встречи с премьер-министром Республики Казахстан Каримом Масимовым было обсуждение совместных белорусско-казахстанских проектов в сфере промышленной кооперации. Состоялась церемония закладки капсулы на месте строительства предприятия по производству техники на базе шасси Минского автомобильного завода. Это свидетельствует о том, что белорусская техника востребована в Казахстане.

— А как развиваются отношения с парламентариями других стран ЕАЭС?

— Мы имеем проверенные временем наработки межпарламентского взаимодействия со всеми участниками Евразийского экономического союза. Как по линии двусторонних контактов, так и на парламентских площадках Союза Беларуси и России, СНГ, ОДКБ, других международных парламентских организаций. Только в летние месяцы этого года состоялся ряд мероприятий. В белорусском городе Гродно прошла сорок восьмая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в рамках которой мы встретились с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергеем Нарышкиным и обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес. В Палате представителей состоялись встречи с парламентскими делегациями Армении и Казахстана, а также с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Республике Беларусь Кубаныгбеком Омуралиевым. В центре обмена мнениями были пути углубления межгосударственных связей и парламентского партнерства. Посол поблагодарил за оперативную ратификацию белорусским парламентом Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о Евразийском экономическом союзе. Так что работе по интенсификации сотрудничества в ЕАЭС по парламентской линии мы придаем очень большое значение.

— Насколько актуален, на ваш взгляд, вопрос создания общей парламентской площадки Евразийского экономического союза?

— Он актуален настолько, насколько глубоко проработан с точки зрения полезности для всех участников ЕАЭС и своевременности для нашего общего дела. Я думаю, из этого следует исходить.

— В заключение беседы, Владимир Павлович, какими вам видятся перспективы евразийской интеграции?

— Они видятся мне хорошими, к чему мы все и стремимся.

Александр ФИЛИМОНОВ

Выбар рэдакцыі

Грамадства

Беларуская Амазонка​. Ці стане Палессе аб'ектам сусветнай спадчыны?

Беларуская Амазонка​. Ці стане Палессе аб'ектам сусветнай спадчыны?

Адзін з найбуйнейшых рэгіёнаў, які захаваўся ў некранутым стане і які за разнастайнасць азёр, рэк і балот празвалі Еўрапейскай Амазонкай (ці морам Герадота), усё яшчэ застаецца невядомым шырокаму колу турыстаў

Грамадства

Дружалюбнасць да сем'яў і моладзі — важны крытэрый сацыяльна арыентаванай дзяржавы. Круглы стол

Дружалюбнасць да сем'яў і моладзі — важны крытэрый сацыяльна арыентаванай дзяржавы. Круглы стол

Нацыянальным брэндам Беларусі па праве лічыцца сацыяльная падтрымка сем'яў дзяржавай, і таму напярэдадні Міжнароднага дня сям'і прадстаўнік

Калейдаскоп

Хутка выпускны! Што выбраць, каб выглядаць годна на галоўным школьным свяце?

Хутка выпускны! Што выбраць, каб выглядаць годна на галоўным школьным свяце?

Пачнём, зразумела, з дзяўчынак, бо менавіта іх мамы ўжо цяпер ламаюць галаву над выпускным уборам дачок.