Вы тут

Ресурс активности и солидарных действий


Идеи Союзного государства в контексте евразийской интеграции

Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, первый заместитель Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Владимир АНДРЕЙЧЕНКО в интервью газете «Союз-Евразия» рассказал об интеграционных возможностях.

1-9

— Владимир Павлович, как вы полагаете, не повторит ли Союзное государство Беларуси и России судьбу ЕврАзЭС, упраздненного в связи с созданием Евразийского экономического союза?

— Необходимость в Евразийском экономическом сообществе исчерпалась по причине выхода его ведущих экономик на алгоритм общей экономики, что выгодно всем участникам ЕАЭС. Напомню, его поиск и отработка начались именно в формате Союзного государства, затем продолжились в контексте совместных действий в Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве Беларуси, России и Казахстана. Так был создан фундамент, позволивший в ускоренном ритме запустить механизм Евразийского экономического союза. Хотя в отличие от ЕАЭС проект Союзного государства двусторонний, его задачи в соответствии с действующим союзным Договором значительно шире. Они охватывают комплекс вопросов сближения наших стран в разных сферах. Мы сегодня можем говорить о весомых наработках в торгово-экономическом сотрудничестве, обороне, безопасности, социальной защите граждан, в науке, образовании, здравоохранении, культуре. За пятнадцать лет союзного строительства сделано многое. Я убежден, никаких оснований для прекращения этого успешного интеграционного проекта не имеется. Как на данном этапе, так и в обозримой перспективе. Перед лицом серьезных современных вызовов и угроз значимость союза двух такая же, как и союза пяти.

— Для белорусско-российских отношений?

— Не только, но в не меньшей мере для укрепления и динамичного развития Евразийского экономического союза и дальнейшего продвижения объединительных процессов на пространстве СНГ. Благотворное влияние опыта Союзного государства на акценты евразийской интеграции является бесспорным.

— Чьи интересы доминируют в СГ?

— Если бы речь шла о чьем-то доминировании, то строительство Союзного государства не могло бы и начаться. Оно идет на основе равноправия и сохранения государственного суверенитета Республики Беларусь и Российской Федерации, в обоюдных, взаимовыгодных интересах. Это зафиксировано в Договоре о создании Союзного государства и реализуется через всю объемную нормативно-правовую базу в рамках двусторонних отношений, ратифицированную национальными парламентами. Ежегодно Совет Министров Союзного государства представляет на рассмотрение в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России проект союзного бюджета, который после принятия депутатами утверждается Высшим Госсоветом Союзного государства. Из общего бюджета финансируются программы экономического профиля, прежде всего производственного назначения, обеспечения безопасности, военно-технического сотрудничества, правоохранительной деятельности и социальной политики. В текущем году главная часть бюджетных расходов направляется на развитие промышленности, сельского хозяйства, строительства, энергетики, транспорта, связи и информатики. Значительный также объем общего финансирования социального блока союзного строительства, в том числе здравоохранения, экологии, образования, культуры и СМИ.

— Какие достижения союзного строительства, на ваш взгляд, особенно важны?

— Я бы отметил в первую очередь обустройство за союзные средства западных границ и создание таможенной инфраструктуры Союзного государства, значительное сближение национальных правовых систем. Постоянно углубляется интеграция наших экономик. Есть хорошие результаты совместных программ в машиностроении, во внедрении образцов новой техники и технологий, в энергетике, в проектах по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, в области природопользования, научных исследований, опытно-конструкторских работ, освоения космоса, информации, искусства. По разным линиям даже в сложных финансово-экономических условиях последних лет продолжается плодотворное двустороннее сотрудничество. Оно приносит ощутимую пользу как Республике Беларусь, так и Российской Федерации.

— В чем эта польза для простых граждан?

— Во всем том, о чем я сказал, потому что вся трудоемкая интеграционная работа имеет целью повышение качества жизни в наших странах. Развитие конкурентоспособных производств за счет союзного бюджета позволяет создавать новые рабочие места, обеспечивать ими тысячи людей. Именно участники Союзного государства впервые в СНГ сняли внутренние границы и пограничный контроль, создали общее таможенное пространство, а белорусские и российские граждане на законодательном уровне получили равные права на труд, выбор места жительства, образование, медицинское и пенсионное обеспечение. Хотя по некоторым позициям еще существуют нюансы и проблемные вопросы, все это на нашей союзной территории стало само собой разумеющимся. Поэтому появление новых возможностей в связи с созданием Евразийского экономического союза люди приветствуют и поддерживают.

— Сокращение взаимного товарооборота по итогам последних двух лет дало основание скептически настроенным по отношению к Союзному государству аналитикам говорить о серьезных нестыковках в хозяйственных системах двух стран, разных моделях экономического развития.

— Это политиканство. Никаких принципиальных разногласий и серьезных барьеров в хозяйственной интеграции Беларуси и России нет, как и в экономических отношениях пятерки ЕАЭС. Опыт союзного строительства показал, что интеграционный процесс не проходит без определенных сложностей, вызванных объективными и субъективными причинами. Возникают и новые тенденции, например усиление конкуренции между субъектами хозяйствования. Сказывается также влияние внешних факторов. Мы с пониманием относимся к трудностям Российской Федерации в связи с санкциями Запада, негативно повлиявшими и на достигнутый высокий уровень нашего двустороннего товарооборота. В 2012 году он был рекордным — почти 45 миллиардов долларов, а в 2013-м составлял около 40 миллиардов. Но все трудности временны. Главное, укреплять и поэтапно развивать наработанное, что мы и делаем.

«Если бы речь шла о чьем-то доминировании, то строительство Со­юз­но­го го­су­дар­ства не мог­ло бы и на­чать­ся».

— Конкретизируйте, в каком направлении.

— По инициативе белорусского правительства, поддержанной правительством России, Высший Госсовет Союзного государства 3 марта текущего года одобрил план совместных мероприятий по совершенствованию условий торгово-экономического взаимодействия наших стран. Российским и белорусским субъектам хозяйствования придан статус отечественных производителей в области взаимного доступа товаров, работ и услуг на рынках друг друга. Ликвидируются существующие изъятия и барьеры в отдельных сегментах товарных рынков. Предусмотрена также реализация интеграционных проектов в промышленности, участие в программах импортозамещения и иных целевых программах, стимулирующих промышленное производство. Создается механизм поддержки экспорта в рамках Союзного государства. Планом определены и иные меры. Документ выполняется. Знаковым можно назвать утверждение приоритетов и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства до 2017 года. Среди важнейших позиций совместной работы — формирование единого научно-технологического пространства, объединенной транспортной системы, развитие агропромышленного комплекса, повышение эффективности межрегионального сотрудничества, создание общего рынка труда, взаимодействие в сфере защиты информационных ресурсов. Акцентированы также вопросы внешней политики, миграции, социальной защиты граждан, сотрудничества
в социальной сфере. Причем определены не только ключевые задачи, но и сроки их решения. Так что курс на укрепление и развитие масштабного партнерства Беларуси и России остается неизменным, что подчеркнули президенты наших стран Александр Лукашенко и Владимир Путин.

— Если спроецировать опыт Союзного государства на Евразийский экономический союз, что вам, Владимир Павлович, представляется наиболее востребованным в современных условиях для евразийской интеграции?

— Наработанные Союзным государством механизмы сближения экономик положены в основу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а теперь они могут сыграть свою позитивную роль в формировании ткани экономических отношений в расширенном составе участников ЕАЭС. Хотя профиль нового интеграционного объединения более узкий, чем у Союзного государства, в нем есть масса сфер, где активные интеграционные устремления Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана могут принести всем странам очень весомые и перспективные взаимные выгоды. Как с точки зрения увеличения торгового оборота, экспорта, инвестиций, так и с точки зрения стимулирования и укрепления качественных показателей экономического роста, выхода на устойчиво высокий уровень мировой конкурентоспособности. Я имею в виду активное взаимодействие в машиностроении, энергетике, транспорте, инфраструктуре, агропромышленном комплексе, в автопроме и других ключевых сегментах экономики. Особенно кооперация в высокотехнологичных сферах, в разработке и реализации крупных научно-технических и инновационных проектов. Важнейшей опорой экономических связей в ЕАЭС должна в обозримой перспективе стать глубокая производственная кооперация, сеть современных высокотехнологичных предприятий. Это очень серьезные вопросы, и они уже стучатся в интеграционную повестку дня.

— Надежду на быстрый экономический скачок, появившуюся было в общественной среде в связи с достаточно сжатыми сроками трансформации Таможенного союза в Евразийский экономический союз, придется отложить?

— Скачок просто так не происходит. Это колоссальный совместный труд на новом витке развития экономик и государств, с учетом существующих различий, глобальных перемен и с постоянным поиском баланса интересов. Нам предстоит, используя лучшие идеи из опыта Союзного государства, максимально расширять экономическое и иное сотрудничество, диверсифицируя и наполняя его новым, соответствующим времени содержанием. И таким образом выходить на единую экономику. Не короткий путь, так как ЕАЭС находится только в самом его начале. Но я уверен в том, что ясность общих целей и задач, понимание проблем друг друга и солидарность действий послужат углублению и ускорению евразийской интеграции в национальных интересах наших стран и народов.

— Не так давно вы во главе белорусской парламентской делегации посетили с официальным визитом Казахстан. Привезли хорошие новости?

— В ходе официального визита мы обсудили с казахстанскими парламентариями широкий круг вопросов расширения торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь и Республики Казахстан. Есть хорошие перспективы развития взаимодействия в политической, научно-технической, социально-культурной и гуманитарной областях, а также в законодательной и межпарламентской деятельности. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и Мажилисом Парламента Республики Казахстан. Это важный шаг в укреплении межпарламентских отношений. Одной из главных тем нашей встречи с премьер-министром Республики Казахстан Каримом Масимовым было обсуждение совместных белорусско-казахстанских проектов в сфере промышленной кооперации. Состоялась церемония закладки капсулы на месте строительства предприятия по производству техники на базе шасси Минского автомобильного завода. Это свидетельствует о том, что белорусская техника востребована в Казахстане.

— А как развиваются отношения с парламентариями других стран ЕАЭС?

— Мы имеем проверенные временем наработки межпарламентского взаимодействия со всеми участниками Евразийского экономического союза. Как по линии двусторонних контактов, так и на парламентских площадках Союза Беларуси и России, СНГ, ОДКБ, других международных парламентских организаций. Только в летние месяцы этого года состоялся ряд мероприятий. В белорусском городе Гродно прошла сорок восьмая сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, в рамках которой мы встретились с Председателем Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Сергеем Нарышкиным и обсудили вопросы, представляющие взаимный интерес. В Палате представителей состоялись встречи с парламентскими делегациями Армении и Казахстана, а также с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кыргызской Республики в Республике Беларусь Кубаныгбеком Омуралиевым. В центре обмена мнениями были пути углубления межгосударственных связей и парламентского партнерства. Посол поблагодарил за оперативную ратификацию белорусским парламентом Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о Евразийском экономическом союзе. Так что работе по интенсификации сотрудничества в ЕАЭС по парламентской линии мы придаем очень большое значение.

— Насколько актуален, на ваш взгляд, вопрос создания общей парламентской площадки Евразийского экономического союза?

— Он актуален настолько, насколько глубоко проработан с точки зрения полезности для всех участников ЕАЭС и своевременности для нашего общего дела. Я думаю, из этого следует исходить.

— В заключение беседы, Владимир Павлович, какими вам видятся перспективы евразийской интеграции?

— Они видятся мне хорошими, к чему мы все и стремимся.

Александр ФИЛИМОНОВ

Выбар рэдакцыі

Энергетыка

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

Беларусь у лідарах па энергаэфектыўнасці

А сярод краін ЕАЭС — на першым месцы.